Замглавы ФАС Андрей Цыганов сообщил, что ведомство обнаружило около 30 дискриминационных условий в договорах розничных операторов с поставщиками.
Законопроект ограничивает ретейлеров не только на розничном, но и на оптовом рынке и создает условия для нелегальных схем
В то же время возбудить дело по этим фактам ФАС может только в том случае, если удастся доказать доминирующее положение торговых сетей на рынке.
Остро встал вопрос и о положении товаров, выпускаемых сетями под собственной маркой, так называемых private labels.
Начальник профильного управления ФАС Тимофей Нижегородцев сообщил, что ФАС получила письмо от поставщиков крупных торговых сетей, «в котором сообщается о том, что торговая сеть сообщила им о сокращении товарооборота их продукции на 40–50%».
«Поставщикам предложили предоставить торговой сети дополнительные бонусы, для того чтобы их товар оставался на рынке. У нас есть основания предполагать, что на самом деле сокращение товарооборота связано с тем, что эти 40–50% будут заняты товарами так называемого private label», – отметил господин Нижегородцев.
Сейчас ФАС рассматривает возможность возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, однако, по словам представителя ФАС, в части использования private label ведомство «ничего не можем предъявить торговым сетям, несмотря на то что эти товары тормозят развитие рынка».
Чиновники ФАС надеются, что все эти вопросы будут отражены в дорабатываемом сейчас законопроекте о торговле. В четверг на заседании ФАС публично обсуждался законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», подготовленный МЭРТ совместно с ФАС и Минсельхозом.
Наибольшие споры вызвала разработанная ФАС глава «Антимонопольное регулирование торговой деятельности».
ФАС предлагает снизить долю доминирования для торговых сетей до 15%. По достижении этого порога на локальном рынке компании будут обязаны предоставлять в ФАС информацию о своей деятельности и следовать специальным правилам.
После того как компания достигнет 30% доли этого рынка, она должна будет согласовывать все свои сделки по слиянию и поглощению.
Законопроект также предполагает связать два рынка – оптовый и розничный. Таким образом, торговая сеть, занимающая доминирующее положение на розничном рынке, будет считаться доминирующей и на оптовом рынке данного региона.
Выступавшие на заседании представители крупных торговых сетей выступили против законопроекта. По словам ретейлеров, принятие закона в такой редакции приведет к росту цен, и в первую очередь на продовольственные товары, а также будет тормозить развитие розничной торговли в России.
Дополнительные ограничения для торговых сетей могут привести к тому, что большая их часть окажется под контролем западных ретейлеров.
Президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Онищук отметил также, что законопроект ограничивает ретейлеров не только на розничном, но и на оптовом рынке и создает условия для нелегальных схем.
Например, доминирующая компания может закупать продукцию через фирмы-однодневки. «Это была бы абсолютно легальная схема поставки товаров, которая привела бы к росту цен, и в итоге за все бы платил потребитель», – цитирует Александра Онищука РИА «Новости».
Начальник отдела прогнозирования и регулирования сферы внутренней торговли и платных услуг населению МЭРТ Надежда Кузнецова заявила, что законопроект могут дополнить нормой, прямо закрепляющей возможность государства устанавливать цены на социально значимые продукты.
«Пока не определено, будет ли регулирование осуществляться на уровне наценок сетей или на уровне цен производителей», – говорит Кузнецова.
«Эффективность предложенных мер низка. Безусловно, законопроект затормозит развитие торговли, – говорит аналитик «Ренессанс Капитал» Наталья Загвоздина. – Достаточно странно, что государство регулирует нерыночными методами наиболее развивающуюся на потребительском рынке отрасль».
Решение ФАС противоречит конкуренции, поскольку развитие торговых компаний, наоборот, приводит к снижению цен для конечного потребителя. По словам аналитика, нормальный уровень доминирования на локальном рынке – примерно 30%.