«Мы давние и важные партнеры, а также крупнейшие частные акционеры Газпрома. Мы являемся крупнейшими потребителями российского газа. Я не могу понять, почему Европа говорит о так называемом антигазпромовском вердикте», – сказал глава E.ON Вульф Бернотат, комментируя рекомендации комиссии блокировать государственным компаниям вне ЕС, каковой является Газпром, покупку активов распадающихся европейских энергетических компаний.
Наша страна и так последние 17 лет за свой счет субсидировала экономику ряда государств, входящих в СНГ
«Я нахожу это почти забавным, потому что комиссия пытается найти решение проблемы, которую сама же создала», – цитирует Бернотата Financial Times. Он призвал Европейскую комиссию и политиков не демонизировать Россию, от поставок энергоресурсов которой зависит Евросоюз.
О том, что Россия не намерена превращать углеводороды в предмет политического давления на кого бы то ни было, подчеркнул в интервью РСН и первый заместитель председателя правительства России Сергей Иванов.
Он заявил , что Россия действует по единым для всех мировым стандартам и правилам.
«Наша страна и так последние 17 лет за свой счет субсидировала экономику ряда государств, входящих в СНГ», – сказал первый вице-премьер.
«Мы строим сейчас крупный нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан не потому, что мы кому-то угрожаем, – пояснил Сергей Иванов. – Мы выходим на глобальный рынок, и, как на любом рынке, мы будем предлагать свой товар, подчеркиваю, свой товар покупателю, тому, кто больше заплатит. Тем самым мы будем еще более эффективно расходовать наши ресурсы, получая максимальную прибыль. И мне кажется, так действует любая нормальная цивилизованная страна».
В сентябре Еврокомиссия объявила, что собирается законодательно запретить иностранным компаниям напрямую покупать энергетические активы в Европе.
Автор предложения председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу допускает такие сделки только при наличии межгосударственных соглашений с другими странами. Так чиновники Евросоюза собираются оградить европейский рынок энергетики от российских компаний.
Кроме того, Еврокомиссия продолжает работу по оформлению принципа разделения собственности энергетических корпораций. Согласно этому положению транспортировка газа и электроэнергии должна быть отделена от бизнеса по их добыче и производству.
Если данный пункт будет утвержден, Газпрому для работы на энергетическом рынке Европы придется продать все газотранспортные активы. Комиссия опасается, что Газпром скупит активы, образовавшиеся после такого разделения энергетических компаний.
В российской монополии неоднократно говорили о невозможности разделения бизнеса на добывающий и транспортный. Такую точку зрения поддерживает и Иванов.
«Я думаю, что эти попытки, честно говоря, бесперспективны, думаю, что делить Газпром никто в России в здравом уме не будет», – подчеркнул в интервью Сергей Иванов.
Начальник отдела рыночного анализа ОАО «Собинбанк» Александр Разуваев соглашается с Бернотатом. «Бернотат абсолютно прав, так как бояться России и в то же время не опасаться, например, Норвегии как поставщика энергоресурсов – абсурдно, – говорит эксперт. – Все ограничения, которые Евросоюз пытается применить в отношении Газпрома, созданы искусственно, для того чтобы побудить компанию предоставить Европе долю своей газодобычи. При этом мнения чиновников Брюсселя и глав крупнейших энергетических компаний Европы совершенно различны и многие поддерживают Газпром как ведущую мировую энергетическую компанию, надежного партнера, который никогда не срывал поставок газа».
Россия на данный момент является главным поставщиком энергии на европейский рынок. До конца 2007 года Газпром поставит в Европу 148–149 млрд кубометров газа, сообщил недавно замгендиректора «Газпром экспорта» Сергей Челпанов, а в следующем поставит около 157 млрд кубометров.
Евросоюз сейчас удовлетворяет за счет России почти треть (более 500 млрд кубометров) своей потребности в природном газе, а также нефти (185 млн тонн), передает ИТАР-ТАСС.