Во вторник на пленарном заседании Госдума приняла в первом чтении проект закона, который направлен на повышение суммы страховых выплат родственникам погибших в авиакатастрофах пассажиров.
В России нет единой методики подсчета эквивалента стоимости человеческой жизни
Согласно законопроекту «О внесении изменения в статью 133 Воздушного кодекса РФ», сумма страховых выплат не может быть меньше 2 млн рублей. Родственникам пострадавших будет выплачиваться сумма в размере 10% (200 тыс. рублей) уже в первые недели после авиакатастрофы.
Сумма должна быть выплачена родственникам всех пассажиров, невзирая на материальное положение пассажира, и не требует судебного доказательства. Страхование ответственности перевозчика остается обязательным.
По мысли депутатов, новый закон приведет к повышению страховой защиты пассажиров воздушных судов. Сейчас действуют другие правила. По 1088-й и 1089-й статьям Гражданского кодекса размер вреда, а значит, и выплат вычисляется исходя из официального дохода погибшего и доли, которую имели право получать его родственники на свое содержание при его жизни.
Сумму выплат приходилось отстаивать в суде. Поэтому родственникам нужно ждать определения причин катастрофы, убытков и т.д., что может затянуться как минимум на полгода.
Кроме того, предусмотрены и другие выплаты. За ущерб, нанесенный багажу пассажира, предусматривается ответственность в размере не менее 600 рублей за каждый килограмм веса багажа. Что касается ответственности за ущерб, причиненный личным вещам, которые пассажир взял с собой в салон, – не менее 11 тыс. рублей на каждого пассажира.
Сейчас реальные выплаты авиакомпаний родственникам погибших пассажиров намного меньше. Нет единой методики подсчета эквивалента стоимости человеческой жизни в России. Размер выплаченной компенсации на одного человека после катастрофы Airbus A-310 авиакомпании «Сибирь» в Иркутске составил 162 тыс. рублей. После гибели пассажиров Ту-154 «Пулковских авиалиний» под Донецком – 500–900 тыс. рублей.
Таким образом, российские законодатели хотят приблизить российские стандарты страхования пассажиров к западным. Однако, несмотря на увеличение выплат, эти суммы по-прежнему далеки от тех, которые установлены Евросоюзом.
В постановлении Европейского парламента и Совета Европейского союза 2004 года о требованиях к страхованию авиаперевозчиков и операторов воздушных судов говорится, что минимальное страховое покрытие должно составлять 300 тыс. долларов.
Применительно к ответственности в отношении багажа при коммерческих операциях минимальное страховое покрытие должно составлять 1,5 тыс. долларов на пассажира.
Между тем, согласно недавнему исследованию Росгосстраха, почти 90% граждан России считают выплаты родственникам людей, погибших в катастрофах, недостаточными.
В основе своей россияне оценивают размер компенсации приблизительно в 3 млн рублей, в то время как экономический эквивалент жизни в США составляет 2,63 млн долларов, в Швеции – 2,48 млн долларов, в Великобритании – 2,32 млн долларов.
По мнению аналитика «Центринвест Секьюритис» Натальи Сорокиной, увеличение страховых выплат будет включено в стоимость билета пассажира и его стоимость повысится.
«Но вряд ли это скажется на спросе на авиационные перевозки. С начала года стоимость перелетов возросла на 20%, однако, как видно, объемы пассажирских перевозок продолжают расти. Так же будет и здесь, тем более что изменение законодательства не приведет к повышению тарифов в разы».