«Белоруссия потребует от России оплаты оказываемых ей услуг», – заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко во вторник на совещании с правительством в Новополоцке.
Эксперты констатируют, что подписанием нефтегазовых соглашений конфликт между Минском и Москвой урегулировать не удалось
По его словам, Россия должна платить за землю, по которой проходит нефтепровод и газопровод. «Без суеты и амбиций мы примем соответствующие меры согласно международному праву, и мы будем требовать, чтобы нам заплатили», – сказал президент.
Александр Лукашенко назвал все договоренности с Россией «невыгодными для Белоруссии по сравнению с прошлым годом». По его подсчетам, Белоруссии придется заплатить за поставляемый газ на 2,5 млрд долларов больше, за нефть – на 1 млрд долларов больше.
«Белоруссия теряет 3,5, а не 5 млрд долларов, это не та эфемерная цифра, которую называл президент России. Мы должны проработать вопросы, чтобы 3,5 млрд долларов мы не потеряли», – утверждает господин Лукашенко.
Эксперты констатируют, что подписанием нефтегазовых соглашений конфликт между Минском и Москвой урегулировать не удалось. «Конфликт, к сожалению, находится только в начальной стадии. Белоруссия будет пытаться пересмотреть достигнутые соглашения. Это касается Белтрансгаза, ведь начать выкуп акций этого предприятия Газпром должен к июню. До этого срока будут предприниматься шаги, направленные на пересмотр соглашения по Белтрансгазу. Озвученные президентом Лукашенко меры – это один из таких шагов», – уверен научный сотрудник Института стран СНГ Александр Фадеев.
Белтрансгаз – монополист в сфере поставки природного газа по территории Белоруссии. Компания эксплуатирует почти 7 тыс. километров газопроводов с диаметром трубы от 100 мм до 1400 мм. Ежегодно по газопроводам республики транспортируется более 60 млрд кубометров природного газа, в том числе транзитом (с учетом газопровода «Ямал – Европа ») – около 45 млрд кубометров.
По словам Александра Фадеева, Белоруссия недовольна как ценой на газ и нефтяными договоренностями, так и тем, что половина такого предприятия, как Белтрансгаз, отойдет другому государству. «Это идеологема белорусской стороны – все важные для страны предприятия должны находится в руках государства. Здесь президента Белоруссии поддерживает население, по данным соцопросов, более 80% населения считает, что ни при каких условиях акции государственных предприятий не должны переходить иностранным компаниям», – напоминает господин Фадеев.
Эксперт поясняет, что пока указ о сделке по Белтрансгазу не подписан, у Александра Лукашенко есть шанс объявить о некомпетентности своих чиновников и заявить, что соглашение было заключено под влиянием момента. «Президент Белоруссии уже говорил, что Белтрансгаз может стоить до 17 млрд долларов, – замечает Фадеев. – Чтобы пересмотреть сделку с Газпромом, Белоруссия может использовать свое геополитическое положение. Например, поднять вопрос о национализации нефтепровода по примеру Уго Чавеса или создать союз стран-транзитеров».
Переговоры менеджеров Газпрома с представителями белорусского правительства по согласованию проекта договора о создании газотранспортного СП на базе ОАО «Белтрансгаз» запланированы на среду. Председатель белорусского государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов пояснил, что окончательное согласование практического механизма создания СП необходимо для принятия в Белоруссии указа президента о продаже Газпрому 50% акций ОАО «Белтрансгаз».
В проекте документа определены условия сделки. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями «Газпром» в течение 2007–2010 годов ежегодно будет приобретать по 12,5% акций Белтрансгаза, доведя размер своего пакета до 50% в 2010 году и выплатив за 4 года 2,5 млрд долларов.
При этом российская сторона вступит в право собственности и корпоративного управления только после полного выкупа 50% акций Белтрансгаза. Условия сделки не предусматривают допэмиссии акций ОАО «Белтрансгаз» или увеличения их номинала.
Средства от продажи части белорусской ГТС поступят в бюджет страны. Сейчас белорусскому Минэкономики принадлежит 100% акций ОАО «Белтрансгаз».