15 числа истек срок оферты Boeing для «Аэрофлота» на 22 самолета, по которой американская компания предоставляла скидку в размере 10 млн. долларов на каждый лайнер. Совет директоров российского перевозчика так и не принял решения по вопросу о приобретении самолетов.
Авиакомпания твердо решила купить 22 лайнера Boeing-787, после чего заказать такое же количество самолетов Airbus-350
История с тендером на поставку лайнеров, в котором участвуют американский концерн Boeing и европейская корпорация Airbus, тянется около года.
На прошлой неделе гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов сказал, что авиакомпания твердо решила купить 22 лайнера Boeing-787, после чего заказать такое же количество самолетов Airbus-350. Но пока это решение зафиксировано только на словах – соглашений о покупке ни с той ни с другой компанией подписано не было.
Валерий Окулов говорил, что «Аэрофлот» планирует в 2010-2012 годах приобрести 22 самолета Boeing, а в 2012-2016 годах - 22 лайнера Airbus. «Конкурсные процедуры давно завершились, и мы предложили Boeing и Airbus приступить к подготовке документации. Речь не о том, что мы выбрали Boeing, речь идет о том, что мы намерены приобрести и Boeing, и Airbus», - пояснил глава «Аэрофлота».
Совладелец Национальной резервной корпорации Александр Лебедев не разделяет уверенности топ-менеджера. «Он (гендиректор «Аэрофлота»), наверное, выдавал желаемое за действительное. Директивы от правительства нет, поэтому надеяться, что совет директоров утвердит это решение, мы пока не можем», - сказал господин Лебедев.
НРК - крупнейший частный акционер «Аэрофлота». Компания контролирует 30% акций национального авиаперевозчика. Эксперты корпорации уверены, что «Аэрофлот» остро нуждается в обновлении парка авиалайнеров, и покупка B-787 производства Boeing сейчас актуальна.
«Из-за того, что решение по объявленному «Аэрофлотом» тендеру затянулось на 9 месяцев по причине неясной позиции государства, лайнеры Boeing-787 к моменту реализации контракта подорожают, но сказать, что заменить их нечем, нельзя, так как есть конкурентоспособные машины у Airbus», - заметил Александр Лебедев. Но пока поставки европейских лайнеров A-350 заказчикам откладываются из-за намерения Airbus внести изменения в дизайн самолета.
Чтобы сохранить скидку для «Аэрофлота» на 22 лайнера Boeing, НРК оплатила переуступку прав на самолеты в свою пользу. Промежуточный договор позволит сохранить выгодные условия контракта.
НРК самостоятельно оплатила соглашение с Boeing и может рассчитывать на возврат денег только в случае заключения сделки между «Аэрофлотом» и американским концерном. О возможных санкциях, предусмотренных на случай ее срыва или выбора в пользу Airbus, в компании не сообщают.
Александр Лебедев отметил, что если сделка не будет заключена, «Аэрофлот» понесет большие убытки.
По словам господина Лебедева, НРК готовит иски к российскому правительству, с помощью которых надеется заставить власти выпустить директиву для представителей государства в совете директоров «Аэрофлота». А также к самому совету директоров, обвиняя его в ненадлежащем исполнении обязанностей. Подать иски в суд НРК собирается через 10 дней.
В «Аэрофлоте» заявили, что компании ничего не известно об инициативе Александра Лебедева. «Он не согласовывал этот иск с менеджерами «Аэрофлота». Позиция менеджмента – не поддерживать никакие иски в связи с приобретением дальнемагистральных самолетов», – заявил газете ВЗГЛЯД представитель компании.