По данным греческой вечерней газеты Eleftherotypia, объявленное ранее долевое участие российских, греческих и болгарских компаний на уровне 33,3% от представителей каждой страны может быть пересмотрено.
Газпромнефть и ТНК-BP уже подписали соответствующие документы, а Роснефть их уже изучает
На проходящих в эти дни в Софии переговорах, пишет газета, готовится компромисс, при котором российские компании получат контрольный пакет – 51% акций нового предприятия. Греческая и болгарская стороны, таким образом, получат в проекте по 24,5% акций, отмечает издание.
Нефтепровод протяженностью 312 км должен соединить болгарский черноморский порт Бургас и греческий Александруполис на Средиземном море в обход перегруженных турецких проливов. Строительство нефтепровода обсуждалось правительствами России, Греции и Болгарии более 13 лет, и лишь в апреле 2005 года стороны пришли к соглашению о сотрудничестве.
Был подписан меморандум о строительстве нефтепровода с пропускной способностью 35 миллионов тонн в год с возможным увеличением до 50 млн. тонн в год. В проекте предусмотрена технология последовательной перекачки нефти разных сортов. Ориентировочная стоимость проекта – 783 миллионов евро.
Однако до сих пор компания-оператор не была создана. Ранее греческие и российские представители заявляли, что планируют ускорить работу над проектом нефтепровода. Координатором проекта «Бургас – Александруполис» с российской стороны выступает ТНК-ВР.
Источник в Минпромэнерго РФ сообщил РИА «Новости», что ТНК-BP уже подписала документы по созданию компании по строительству нефтепровода Бургас – Александруполис с Газпромнефтью. «Газпромнефть и ТНК-BP уже подписали соответствующие документы, а Роснефть их уже изучает», – отметил источник.
Изначально предполагалось, что все три компании получат равные доли в новой структуре. Неофициальные источники в Газпромнефти заявляют, что объединенная компания будет создана в ближайшие месяцы. В ТНК-BP газете ВЗГЛЯД подтвердили факт подписания документа о создании будущей компании – оператора нефтепровода Бургас – Александруполис, но назвать точные сроки создания компании отказались.
«Все зависит от переговоров с другими участниками консорциума, – пояснили представители компании. – Сейчас идут переговоры с греческими и болгарскими участниками. Вполне возможно, что к ним присоединится и Казахстан, так как проектом заинтересовался Shevron. Если в процесс включится больше компаний, то и доли участников могут измениться в сторону уменьшения». По мнению аналитиков, ключевую роль здесь играет болгарская сторона.
«Маршрут пройдет по значительной части территории Болгарии, – пояснил газете ВЗГЛЯД ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. – Проблема в том, что в обход международных соглашений Турция затрудняет работу российского танкерного транзита через проливы. В результате создания этого трубопровода Россия получит прямой выход на побережье Средиземного моря в обход Турции. Тогда Россия сможет разговаривать с Турцией совершенно в другом тоне».
Именно поэтому нельзя однозначно говорить о сроках создания компании, так как турецкое лобби оказывает сильное давление на болгарскую и греческую стороны, чтобы этот проект не прошел, отметил Дмитрий Белоусов. Кроме того, осложнить строительство нефтепровода Бургас – Александруполис может также то, что он может стать конкурентом украинскому трубопроводу Одесса – Броды.
«Если российским компаниям и стоящему за их спиной российскому правительству удастся продавить свой вариант, то создания компании можно ждать в течение года. В том числе к этому же сроку может быть согласовано и увеличение доли российских нефтяных корпораций в компании-операторе до контрольного пакета акций , – подытожил эксперт. – Шансы на то, что российским властям это удастся сделать, достаточно велики. Болгария давно стала базовым регионом для российских нефтяных компаний. ЛУКОЙЛ работает там еще с середины 90-х годов».