Инвесторы видят долгосрочную тенденцию в усилении роли государства в топливно-энергетическом комплексе России, национализации нефтегазовой отрасли в Боливии и усиливающемся давлении на транснациональные топливные корпорации, добывающие нефть в Венесуэле, со стороны президента страны Уго Чавеса. «Такого рода события должны волновать международные нефтяные компании», – уверен старший менеджер нью-йоркской Medley Global Advisors Яссер Элгуинди.
За счет высоких цен на нефть страны – производители нефти получили намного больше рычагов влияния на мировую политику
На прошедшей неделе президент Боливии Эво Моралес объявил о национализации энергетической отрасли и приказал войскам блокировать 56 объектов нефтегазовой промышленности.
Международные аналитики не дают однозначных оценок ситуации, складывающейся на мировом энергетическом рынке. Традиционно считается, что государство – менее эффективный собственник, чем частная компания. В то же время власти имеют больше возможностей для организации стабильной работы предприятий нефтегазового сектора. Сейчас отрасль нуждается в контроле и поддержке, признают специалисты. Дисбаланс между спросом и предложением на мировом рынке нефти приводит к резкому росту цен и угрожает экономическому развитию стран – импортеров энергетических ресурсов.
Рынки болезненно реагируют на атаки повстанцев из Движения за освобождение дельты Нигера на нефтедобывающие платформы компании Shell в Нигерии, войну в Ираке, ураганы на побережье Мексиканского залива и рост напряженности между Вашингтоном и Тегераном из-за иранской ядерной программы. Цены на нефть всю прошлую неделю держались выше 70 долларов за баррель.
Государственный контроль способствует стабилизации нефтегазовой отрасли. Но в то же время усиливает влияние стран-экспортеров на политическую ситуацию в мире.
«За счет высоких цен на нефть страны – производители нефти получили намного больше рычагов влияния на мировую политику», – предупреждает Яссер Элгуинди.
Одновременно с ростом влияния стран-экспортеров в политической сфере происходит укрепление позиций государственных нефтяных компаний. Частный бизнес, даже крупнейшие транснациональные корпорации, сталкиваются с трудностями.
Западные экономисты утверждают, что правительства стран, богатых природными ресурсами, «берут в свои руки» мировую политику. В 1990-х, когда нефть стоила около 11 долларов за баррель, у транснационального капитала было значительно больше лоббистских возможностей. Топливные концерны – Chevron, Royal Dutch Shell и BP – уступают Уго Чавесу и передают часть своего бизнеса на венесуэльских месторождениях нефти в совместные предприятия, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству. Топ-менеджмент корпораций выражает недовольство политикой властей Венесуэлы, но бизнес не уходит из страны. Несмотря на то, что государство увеличивает долю в доходах от экспорта нефти, международным инвесторам по-прежнему выгодно вкладывать деньги в регион.
Аналитики отмечают, что уступки со стороны международных компаний провоцируют увеличение масштабов национализации природных ресурсов. Частные нефтяные компании, пользуясь дипломатической поддержкой западных правительств, должны сопротивляться натиску развивающихся стран, говорят американские эксперты. «Или мы будем едины в нашем сопротивлении, или нас подчинят одного за другим», – признает президент Petroleum Industry Research Foundation Лэрри Голдштейн.
«Я не уверен, что национализация нефтяной индустрии в Боливии – это последний ход в этой игре, – говорит Голдштейн. – Эквадор также спорит с Вашингтоном. Только на прошлой неделе Международный банк решил финансовый спор с Чадом, который угрожал отключить нефтепровод. Мятежники угрожают нефтяной инфраструктуре Нигерии. Аналитики не будут удивлены, если Ангола попробует пересмотреть некоторые из своих контрактов с иностранными нефтяными компаниями».
«Западная Африка, Россия, Ближний Восток и Латинская Америка… становятся все более и более неподатливыми для международного влияния», – констатирует аналитик компании Bruce Lanni А. Г. Эдвардс.