Цель Военно-промышленной комиссии при российском правительстве – организовать работу оборонных предприятий с «большей оперативностью» и «большей жесткостью». О принципах работы нового ведомства во вторник на двухчасовой пресс-конференции рассказал вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов.
Газонокосилки не производили
Усилить оборонку Сергей Иванов собирается за счет объединения разрозненных заводов в профильные холдинги
Отмечая «неплохое состояние» военно-промышленного комплекса (по словам Иванова, в России производятся все образцы современных вооружений), министр признает, что отрасль сталкивается с проблемами. Главная из них – недостаточная загрузка предприятий гособоронзаказом. Выход Минобороны видит в диверсификации производства.
«Эти предприятия недостаточно загружены производством высокотехнологичной гражданской продукции. Но есть возможность загрузить их», - отметил Сергей Иванов.
По словам министра, российская оборонка может производить конкурентоспособное оборудование для энергетики, нефтегазовой отрасли, электронику - «и этим дело не ограничится». В качестве положительного примера конверсии Сергей Иванов привел производство газонокосилок на «предприятии по производству ракет большой дальности». В Минобороны газете ВЗГЛЯД также сообщили, что оборонные ФГУПы могут производить оборудование для Сургутнефтегаза.
Высокопоставленный сотрудник торгового подразделения Воткинского завода (производит ракеты класса «Тополь») удивлен таким подходом. «Мы газонокосилки не производили никогда», - недоумевает менеджер, узнавший об инициативах министра от корреспондента газеты ВЗГЛЯД.
Представители оборонных предприятий говорят, что реализовать предложения Иванова будет сложно. «Гражданское судостроение рентабельно, когда оно осуществляется крупными сериями, - говорит источник, близкий к заводу «Северная верфь». – Если производить 1-2 судна в год, это нерентабельно. Выходом из такой ситуации может стать производство судов со сложным насыщением – траулеров и ледоколов. В номенклатуре «Северной верфи» их сейчас нет. У российских заказчиков сейчас нет средств для размещения заказов на производство крупных серий гражданских судов на отечественных верфях».
Сегодня промышленность не нуждается в указаниях министра, считают эксперты. «Он опоздал. Предприятия самостоятельно диверсифицируют производство, когда это возможно. Иначе в России не осталось бы оборонки», - отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Тем не менее государство ставит перед большей частью оборонных предприятий задачу перейти на рыночные условия работы. Дотироваться из бюджета, по мнению Иванова, должны «казенные предприятия». Например, производство боеприпасов, которое в силу своей специфики (заводы занимают огромные территории) всегда было убыточным.
Остальным придется работать по законам свободного рынка. Государство в лице Минобороны видит свою задачу в обеспечении условий для конкуренции российских предприятий с западными оборонными концернами.
Усилить оборонку Сергей Иванов собирается за счет объединения разрозненных заводов в профильные холдинги. «Уже созданы холдинги «Алмаз-Антей», «Тактическое ракетное оружие», вертолетостроительный холдинг, президент подписал указ о создании Объединенной авиастроительной корпорации. Это магистральный путь», - подчеркивает министр. По его словам, решение о создании ракетно-космического, бронетанкового, радиоэлектронного и двух (надводные корабли и подводные лодки) судостроительных холдингов «уже принято».
Бюрократический монстр
Начальник управления информации и общественных связей Минобороны РФ Сергей Рыбаков и вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов |
Представители концерна средне- и малотоннажного кораблестроения, выступавшего с идеей создания судостроительного холдинга, заявили газете ВЗГЛЯД, что знают о решении чиновников, но от дальнейших комментариев отказались. На Балтийском заводе сообщили, что не получали документов от Минпромэнерго. «Структура холдинга неизвестна. Пока лишь принято решение о его создании», - сказал газете ВЗГЛЯД представитель Балтийского завода.
Среди основных задач Военно-промышленной комиссии в рамках укрупнения предприятий министр обороны также назвал обеспечение оборонных заводов сырьевыми ресурсами. Как сообщал ВЗГЛЯД, ФГУП «Рособоронэкспорт» ведет переговоры о покупке пакета акций титанового концерна «ВСМПО-Ависма» (титан – стратегическое сырье для авиастроения), а сам Сергей Иванов на прошлой неделе провел личную встречу с главой Сургутнефтегаза Владимиром Богдановым, на которой шла речь о недопустимости поглощения компании Роснефтью или Газпромом.
Во вторник министр обороны заявил, что ему было «по-человечески интересно познакомиться с работой Сургутнефтегаза». «Процесс добычи нефти – сложный технологический процесс. На производстве действует двойной контроль и единоначалие. Очень много связано с Минобороны. Очень много общего», - пояснил газете ВЗГЛЯД Сергей Иванов, подчеркнув, что посещал Сургут «не только из-за Сургутнефтегаза».
Укрупнение и конверсия позволят оборонным предприятиям подключиться к популярным у населения национальным проектам, рассчитывает вице-премьер. Оборонка «может производить строительно-монтажное, медицинское и сельскохозяйственное оборудование», уверен Иванов.
Управление военным хозяйством, как сообщала газета ВЗГЛЯД, передается военно-промышленной комиссии. В которую в качестве постоянных членов войдут руководитель - Владислав Путилин - и пять чиновников. Один из них будет отвечать за бюрократическую работу. Второй – за научные разработки. Три остальные будут курировать авиастроение, судостроение и производство вооружений для сухопутных войск, соответственно. «Мы не создаем бюрократического монстра», - успокаивает Сергей Иванов.
Реформа оборонной промышленности, по словам министра, полезна государству, которое сможет закупать «то вооружение, которое нужно, а не то, которое хотят продать предприятия». К тому же Минобороны отказывается от функций по заключению контрактов на закупку вооружений и материальное обеспечение армии. Эти задачи будут переданы специально созданному Федеральному агентству по заказам вооружения, военной и специальной техники.
«Создание агентства позволит «выполнить указания президента о декоммерциализации вооруженных сил в части заказов и поставок и максимально сократить возможности для любого рода махинаций и злоупотреблений, в том числе коррупционного характера», - подчеркнул министр во вторник.
Агентство будет укомплектовано гражданским персоналом. Но определять номенклатуру заказа, как и раньше, будут силовые ведомства.