Экономика

25 января 2006, 09:27

КамАЗ будет выпускать стратегические двигатели

Фото: kamaz.net

Американская Cummins Inc. и КамАЗ во вторник подписали учредительные документы о создании совместного предприятия «Камминз Кама» по производству двигателей для российского рынка. Гарантировать государству успех СП, скорее всего, будут менеджеры из Рособоронэкспорта, уже обосновавшиеся на АвтоВАЗе.

Вице-президент компании Cummins Inc. Стивен Чапмен и заместитель генерального директора ОАО «КамАЗ» по компонентам Ирек Гумеров в Набережных Челнах подписали учредительные документы о создании совместного предприятия «Камминз Кама» с уставным капиталом в размере 20 млн. долларов. Доли обеих компаний составляют 50%.

Всерьез и надолго

Оборонщики издавна славятся своим умением выпускать экономически целесообразную продукцию

Как отмечается в пресс-релизе КамАЗа, емкость российского рынка двигателей серии В (120–175 л. с.) превышает 100 тыс. единиц в год. Тем не менее перед сторонами стоит сложная задача соответствия ценовым ожиданиям заказчика и развития локальной базы поставок.

Потребителями продукции только что созданной компании «Камминз Кама», кроме ОАО «КамАЗ», могут быть производители грузовых автомобилей и автобусов из России, Белоруссии, Украины, Казахстана. Производство двигателей серии В будет сосредоточено на производственных площадях КамАЗа в городе Набережные Челны (Татарстан). Программа СП, запланированная Cummins Inc. и КамАЗом, предусматривает внедрение современных экологических норм и две стадии реализации проекта.

Как отмечается в сообщении компании, кроме производства двигателей, Cummins и КамАЗ намерены активно развивать сервис. Таким образом, Cummins получит доступ к самой большой фирменной дилерской и сервисной сети на территории РФ и СНГ, а дилеры КамАЗа будут совершенствовать технологии обслуживания двигателей.

«Совместное предприятие станет решающим для компании Cummins Inc. для выхода на рынок России и стран СНГ в новом статусе местного производителя, - заявил председатель совета директоров Cummins Inc. Тим Солсо. – Cummins Inc. намерен работать в России всерьез и надолго». «КамАЗ в свою очередь получит доступ к новым производственным технологиям и займет новую нишу на российском рынке двигателей, где он еще не был представлен», – пояснил выгоды российского автопроизводителя представитель Cummins Inc.

Генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин подчеркнул, что «два года назад КамАЗ разработал и вывел на рынок новое семейство автомобилей и первым презентовал базовый среднетоннажный грузовик КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5,5 тонн, сердцем которого стал двигатель Cummins».

«Успех этого автомобиля значительно превзошел наши ожидания, – заявил Когогин. – Во многом это произошло благодаря двигателю, давшему автомобилю хорошую динамику и высокую топливную экономичность, что и побудило нас форсировать работы по созданию в России сборочного производства двигателей Cummins».

«В планах нашей компании на 2006 год - открытие ряда совместных предприятий по производству основных автокомпонентов с ведущими мировыми производителями», – отметил топ-менеджер российской компании.

Государственные карманы

Первый автомобиль сошел с конвейера в 1976 году

ОАО «КамАЗ» основано в 1969 году. Первый автомобиль сошел с конвейера в 1976 году. За 30 лет выпущено более 1,7 млн. грузовых автомобилей и свыше 2,3 млн. двигателей. В настоящее время на предприятии производится более 30 моделей грузовиков (свыше 300 модификаций), прицепная техника, автобусы, двигатели и силовые агрегаты, инструмент и оснастка. В 2005 году предприятия группы ОАО «КамАЗ» выпустили и реализовали на рынке товарной продукции на сумму 42 млрд. 722 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 11,9% больше результата 2004 года.

Cummins Inc. - мировой лидер по производству двигателей. Штаб-квартира компании Cummins Inc. располагается в американском городе Колумбус, штат Индиана. Объем продаж компании в 2004 году составил 8,4 млрд. долларов.

Однако одно российско-американское СП в автопроме, тоже вначале обещавшее успех, фактически потерпело фиаско. В конце прошлого года было заявлено, что проект «Шеврале-Нива» не оправдал себя. Это были вынуждены признать и старые менеджеры, и команда новых управленцев из Рособоронэкспорта. Именно последним доверена роль по выведению АвтоВАЗа из наметившегося кризиса.

Для того чтобы не допустить подобную ситуацию в новом СП, по мнению аналитиков, Росимущество и рассматривает вариант приватизации госпакета КамАЗа и продажи его Рособоронэкспорту. О том, что Российский фонд федерального имущества (РФФИ) рассматривает такой вариант, сообщил во вторник журналистам глава ведомства Валерий Назаров. При этом он отметил, что прорабатывается несколько вариантов приватизации 34,01% акций КамАЗа.

Заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Артяков не стал комментировать «Интерфаксу» эту информацию, отметив лишь, что в настоящий момент структуры Рособоронэкспорта, по его данным, не являются акционерами КамАЗа.

В мае 2005 года из состава акционеров ОАО «КамАЗ» вышел Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который ранее владел 6,78% акций завода. Продажа госпакета акций ОАО «КамАЗ» предусмотрена планом приватизации на 2006 год. В числе возможных вариантов приватизации назывались продажа на аукционе в РФ, а также размещение на Лондонской фондовой бирже.

На первый взгляд может показаться странным, что государство как бы перекладывает из одного кармана в другой свою собственность. Однако, по мнению ведущего специалиста Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрия Белоусова, в этом есть своя внутренняя логика.

Излишняя цепь посредников

За последние годы менеджеры Рособоронэкспорта проявили себя как очень хорошие хозяйственники и люди, способные к быстрому и эффективному решению кризисных ситуаций. Дальнейшее развитие КамАЗа как раз осложняет до сих пор до конца не решенный вопрос собственности между федеральным центром и Татарстаном. Видимо, государство надеется с помощью представителей Рособоронэкспорта ускорить решение этого вопроса, пояснил Белоусов газете ВЗГЛЯД.

Но это не главная причина, по которой государственная доля КамАЗа может отойти к Рособоронэкспорту. Помимо государственных соображений существует и ряд экономических причин, которые заставляют Рособоронэкспорт активно участвовать в процессе приватизации КамАЗа.

КамАЗ – традиционный получатель оборонного заказа как по грузовикам, так и по шасси. Сейчас правительство очень озабочено вопросом удешевления военного заказа, а оборонщики издавна славятся своим умением заставлять производителей выпускать экономически целесообразную продукцию. Переход КамАЗа к Рособоронэкспорту этот процесс значительно бы упростил, уверен аналитик.

Наконец, это позволило бы разрешить и другую проблему Вооруженных Сил России – обеспечения войск техникой, которая бы соответствовала условиям ведения затяжных войн. Такая техника должна быть дешевой и способной выдерживать длительные нагрузки.

«Именно такой техники как раз сейчас и не хватает Министерству обороны для борьбы с моджахедами, – подчеркнул Белоусов. – Слишком дорогое удовольствие ставить под удар боевиков технику, которая предназначалась для борьбы с противником высшего класса, каким в свое время были для нас США и Европа». Потери среди парка Вооруженных сил есть, а восполнить их соответствующими образцами пока невозможно.

При переходе КамАЗа под контроль Рособоронэкспорта возможно было бы провести унификацию такой техники в Вооруженных Силах РФ, а с другой стороны, удешевив военный заказ, одновременно его увеличить, тем самым повысив прибыльность предприятия.

Кроме того, возможность перехода блокирующего пакета акций КамАЗа к оборонщикам поможет производителю обзавестись высококлассными инженерными и инженерно-техническими кадрами, которые будут способствовать усилению показателей конкурентоспособности отечественных автомобилей по сравнению с западными образцами, отметил эксперт.

Наконец, всякое прибыльное производство в России славится своей связью с криминалитетом, а для оборонщиков это вопрос принципиальный, особенно в свете требования к удешевлению военного заказа. И именно оборонщики лучше других знают, как бороться с криминальными структурами. «Ведь помимо менеджеров на завод придут и другие люди, которых профессионально готовили к зачисткам», – подчеркнул Белоусов.

В свете создания нового российско-американского автомобильного СП это особенно актуально, так как одной из причин провала проекта «Шеврале-Нива» стала его дороговизна, возникшая, в частности, из-за того, что АвтоВАЗ в той или иной степени был нагружен излишней цепью посредников, считает ведущий специалист ЦМАКП. Избавить АвтоВАЗ от нее и гарантировать ее отсутствие на обещающем хорошую прибыль новом проекте и призваны оборонщики.

Текст: Эльдар Бадырханов, Дмитрий Скворцов

Вам может быть интересно

Российские военные нанесли удар по отелям с наемниками в Николаеве
Темы дня

Днепровская флотилия получит поддержку с воздуха

На юге России продолжается процесс укрепления водных рубежей. Днепровская военная флотилия получит десантно-штурмовые вертолеты, батальон морской пехоты и береговой ракетный дивизион. Эксперты отмечают, что данные изменения позволят нарастить не только оборонительный потенциал флотилии, но и наступательный. Какие именно преимущества получат ВС России в южных районах Днепра?

Как Россия освобождала Италию «от безбожников и французов»

Ровно 225 лет назад, 28 апреля 1799 года случилась одна из самых ярких побед русского оружия. Александр Суворов разгромил французскую армию под началом одного из лучших военачальников этой страны – генерала Жана-Виктора Моро. Россия тем самым вновь показала, что может освобождать от вражеской оккупации не только себя, но и европейских союзников.

Военкор: Выставка трофейной техники в Москве нервирует НАТО

СМИ: Германия яростно мешает изъятию российских активов

Сырский признал отступление ВСУ из трех населенных пунктов в Донбассе

Новости

Адмирал США обвинил Китай в использовании стратегии «лягушка в кипятке»

Китай наращивает силы в Индо-Тихоокеанском регионе, но действует постепенно, согласно стратегии «лягушки в кипятке», заявил глава Индо-Тихоокеанского командования США (USPACOM), адмирал Джон Акилино, пишет The Financial Times.

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

На Украине умер преследуемый Зеленским историк Толочко

Сторонник единства трех славянских народов, украинский историк, академик Петр Толочко умер на 87-м году жизни в больнице под Киевом, рассказал источник в окружении ученого.

В Казахстане прокомментировали данные о передаче самолетов для нужд ВСУ

Казахстанская компания «Казспецэкспорт» не продавала 117 списанных военных самолетов Украине, следует из сообщения фирмы.

Член сборной Украины по рукопашному бою сбежал в Россию (видео)

Член сборной Украины по армейскому рукопашному бою Сергей Кузнецов сбежал с чемпионата Европы в Польше и транзитом через Чехию добрался до России.

В Тбилиси потребовали от Вашингтона пересмотреть отношения

Грузино-американские отношения нуждаются в перезагрузке, заявил в воскресенье председатель парламентского большинства правящей «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.

В Британии разработали план по смещению Риши Сунака

Депутаты Консервативной партии Великобритании разработали план по дестабилизации обстановки в стране, которая может привести к смещению британского премьер-министра Риши Сунака, сообщает The Finanical Times.

Посол Армении в ЕС назвал самоубийством подрыв интересов России на Кавказе

Армения и России исторически тесно связаны, попытки подорвать российские интересы в регионе станут самоубийственным шагом для Еревана, заявил посол Армении в Евросоюзе Тигран Балаян в интервью изданию Politico.

Боррель: Европейцы не пойдут умирать за Донбасс

Европейцы не пойдут умирать за Донбасс, но помогут украинцам перестать умирать за Донбасс, будут поддерживать Киев до окончания военных действий, которое наступит не скоро, заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель на сессии Всемирного экономического форума в Эр-Рияде.

Песков назвал участь Зеленского предрешенной

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что участь президента Украины Владимира Зеленского предрешена.

Поддержавшему ВСУ студенту МГУ сократили срок пребывания в России

Украинский студент МГУ, арестованный в столице за попытки собрать средства для ВСУ и публикации постов с призывами ударов по Москве, получил уведомление о сокращении срока пребывания в России.

Опубликованы кадры эвакуации трофейного танка Abrams из зоны СВО

Журналист Владимир Соловьев показал видеокадры того, как подбитый американский танк Abrams впервые эвакуируют из зоны спецоперации.
Мнения

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?