Долги Парижскому клубу являются на сегодняшний день одной из основных составляющих внешней задолженности РФ. Здесь и долги, оставшиеся со времен СССР, и кредиты, взятые Россией в 90-е годы. И, разумеется, проценты по кредитам - бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Для справки: Парижский клуб - неформальное объединение правительств наиболее развитых стран, выступающих в качестве кредиторов других государств. В их число входит ряд европейских стран, США, Канада, а также Австралия и Япония. Россия стала членом клуба в 1996 году, в результате чего появилась возможность пролонгировать на 25 лет выплату советских долгов. (Парижский клуб не следует путать с Лондонским, который объединяет ведущие коммерческие банки-кредиторы.)
Время разбрасывать камни
В какой-то момент стало понятно, максимум, что может позволить себе бюджет РФ, - это выделять средства на обслуживание внешнего долга
Фактически все 90-е годы Россия жила взаймы. Огромная задолженность оставалась со времен СССР, да и новые заимствования осуществлялись с необыкновенной легкостью. В какой-то момент стало понятно: максимум, что может позволить себе бюджет РФ, - это выделять средства на обслуживание внешнего долга (то есть, проще говоря, выплату процентов). При этом продолжалась практика привлечения западных кредитов, как долгосрочных, так и краткосрочных. Фактически страна шла по латиноамериканскому сценарию, который, как известно, приводит к полному закабалению: в какой-то момент экономика начинает работать почти исключительно на расплату с внешними кредиторами.
Ситуация достигла пика своего драматизма в 1998 году. Краткосрочные заимствования, приобретшие к этому времени, очевидно, пирамидальный характер, привели к августовскому дефолту. Страна оказалась в глубоком кризисе, и огромная внешняя задолженность этот кризис ощутимо усугубляла. У многих тогда возникло ощущение, что долговая кабала - это если не навсегда, то очень надолго.
Однако в дальнейшем ситуация начала выправляться. Отчасти из-за позитивной составляющей дефолта (появились условия для развития отечественного производства), отчасти из-за осмысленной экономической политики (прекратилась практика ненужных внешних заимствований). А к началу XXI века сыграла свою роль и благоприятная конъюнктура мировых цен на энергоносители.
Сообщающиеся сосуды
Благодаря высоким ценам на нефть вечно дефицитный бюджет РФ внезапно стал профицитным (фото ИТАР-ТАСС) |
Благодаря высоким ценам на нефть вечно дефицитный бюджет РФ внезапно стал профицитным - в стране появился избыток денег. В результате возникла неслыханная для 90-х годов ситуация: излишек денежной массы требовал немедленной стерилизации, для чего был создан Стабилизационный фонд.
В обществе немедленно возникли вопросы, как этот Стабфонд использовать. Да, в первую очередь это заначка на черный день, но просто держать деньги в кубышке - не самое эффективное их использование, тем более что для этих целей отчасти подходят и золотовалютные резервы. Наиболее горячие головы предлагали направить его средства на социальные нужды. Однако такой лобовой метод лишал смысла сам институт Стабфонда - в этом случае деньги напрямую возвращаются в экономику, давая гарантированную накачку инфляции.
Куда более осмысленной выглядела идея использования Стабфонда для инвестиционных проектов. Но тут требуются серьезные технологии, позволяющие осваивать средства без роста инфляции. А такими программами экономический блок российского правительства, похоже, не располагает. Так или иначе, но в бюджете-2006 значительно выросла инвестиционная составляющая, в том числе за счет формирования Инвестиционного фонда. Отметим, что во многих странах, где за счет сверхдоходов от экспорта энергоносителей формируется стабилизационный фонд, часть его используется именно для финансирования инвестиционных проектов.
Но есть путь реализации средств Стабфонда, который гарантированно не ведет к росту инфляции в стране. Речь идет именно о погашении внешних заимствований. В этом случае денежная масса выводится за пределы страны, что можно рассматривать как некий частный случай ее стерилизации, причем навсегда.
Плюсов больше, чем минусов
Министр финансов РФ Алексей Кудрин (фото ИТАР-ТАСС) |
Судя по всему, именно этот путь был принят на вооружение российским руководством. В этом году общий объем средств, направляемых на погашение и обслуживание внешнего долга, составит порядка 37 млрд. долларов. При этом почти половина от этой суммы, напомним, будет использована для расчетов с Парижским клубом.
Плюсов у этой схемы достаточно много, причем как экономического, так и сугубо пиарного характера. По крайней мере, снимается часть вопросов типа «почему деньги лежат в кубышке вместо того, чтобы работать?». К тому же досрочное погашение долгов дает еще и ощутимую экономию - не нужно платить проценты за дальнейшее использование кредитных ресурсов. По оценкам специалистов Минфина, экономия эта уже в 2005 году составит не менее 400 млн. долларов, в следующем - 800 млн., а к 2020 году - в общей сложности, порядка 6 млрд. долларов.
Другой вопрос, что многие ожидали, будто долг России перед Парижским клубом будет дисконтирован. Однако в нынешних условиях (растущие цены на нефть, высокий инвестиционный рейтинг РФ) говорить о подобном дисконте едва ли приходится; некоторые кредиторы даже настаивали на дополнительной премии. Так или иначе, получившийся на выходе «нулевой вариант» - пожалуй, наиболее логичный выход из сложившейся ситуации.
В целом расклад с госдолгом РФ (и задолженностью Парижскому клубу как его основной составляющей) следует признать вполне благоприятным - страна постепенно вылезает из долговой ямы. А в сочетании со значительным увеличением инвестиционной части бюджета дает основания для сдержанного оптимизма насчет дальнейшего экономического развития России.