Экономика

13 ноября 2005, 23:47

Московское такси полностью перейдет в частные руки

Фото: ИТАР-ТАСС

На этой неделе заместитель руководителя Департамента транспорта и связи правительства города Москвы Александр Воробьев рассказывал о планах правительства Москвы реформировать городское такси. В итоге правительство Москвы может целиком утратить свою долю в таксомоторных предприятиях. Ни директора таксопарков, ни возможные инвесторы этому предложению не обрадовались.

Проект закона о развитии отрасли разработан, и даже прошел первую стадию обсуждения. Воробьев отметил, что планируется обобщить и закончить все обсуждения уже к концу 2005 года, с тем, чтобы как можно раньше начать реализацию нового закона в 2006.

Те, кто выжил

Тарифы на такси будут определять сами владельцы перевозочного предприятия, и, на взгляд Воробьева, это нормально. Главное, чтобы появлялось как можно больше конкурентов, чтобы конкуренция была здоровой – тогда и цены не будут пугать, так как в борьбе за потребителя каждый захочет предложить более выгодные условия.

«Стоимость поездки должна быть определена до посадки в такси, и сама поездка должна быть безопасной – вот два главных правила, которые должны соблюдать таксисты, – подчеркнул Воробьев. - А тарифы не могут быть одинаковыми для всех – хотя бы потому, что компании неодинаковы по величине».

Начальник Департамента транспорта рассказал, что сегодня городу принадлежит 21 предприятие такси, и в этой связи перед городскими властями стоит вопрос – как развивать этот бизнес? По подсчетам аналитиков департамента, для успешного развития всех предприятий требуется не менее 4 миллиардов долларов – таких денег на развитие отрасли у города, разумеется, нет.

Для развития индустрии такси необходимо строительство новых парков – последний таксопарк был построен еще до Олимпиады, в 1979 году.

В настоящий момент 21 городской таксопарк выпускает на улицы столицы около 1080 машин (для сравнения – сейчас у «Нового желтого такси», коммерческого предприятия, парк в 1700 машин, которые загружены на 100%), тогда как в советское время из тех же таксопарков на улицы выезжало 17 тысяч машин. Сейчас на улицах Москвы в общей сложности работает около 3500 машин такси, в то время как в европейских столицах это количество колеблется на отметке 20-25 тысяч машин, а Москва превосходит по размеру многие из них.

Нехватку такси перекрывают частники. По мнению генерального директора таксопарка №7 Александра Панина, извозом в Москве занимается около 40 тысяч машин, а такси составляет не более 10% от этого количества. Однако он добавил: «Я не против частников – пусть они возят пассажиров. Только пусть проходят обязательный медосмотр, обязательный ТО 2 раза в год, платят налог на вмененный доход на машину – то есть работают с нами наравне», - предложил Панин.

К сожалению, на вопрос о том, как это осуществить, он ответить затруднился. Ведь зачастую в союзе с частником работают и те, кого они везут. Именно поэтому многочисленные попытки московских властей ликвидировать этот бизнес проваливались.

Резкое уменьшение количества машин в городских таксопарках пресс-секретарь Департамента транспорта и связи правительства города Москвы Мария Проценко объяснила не совсем корректными рыночными преобразованиями в конце 80-х – начале 90-х годов. «Тогда все машины были распроданы в собственность водителей с молотка – сейчас работают те, кто выжил и имел желание продолжать работу именно на этом поприще», - отметила Проценко.

Цена будет расти

Для решения проблемы развития отрасли правительство города планирует провести в конце 2005 – начале 2006 года конкурс на право доверительного управления городским пакетом акций таксомоторных предприятий. Соответствующая оценка пакетов акций независимой компанией уже проведена.

Управляющая компания (УК) будет обязана наращивать подвижной состав таксопарков, модернизировать инфраструктуру отрасли и использовать проектную мощность таксомоторных ресурсов на все 100%. В конце каждого квартала УК должна будет представить чиновникам города отчет о проделанной работе.

Если компания не справится с задачей, ее заменит другая. Если же УК удастся выполнить все требования властей в течение всех трех лет, она получит право целиком выкупить у города принадлежащий ему пакет акций. Конечно, одной компании такой кусок удержать сложно, но власти планируют для каждого таксопарка устраивать отдельный конкурс на управление. В итоге может статься, что УК будет не 1, а 21.

Между тем идея конкурса нравится не только городским властям, но и частным транспортникам. Исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников сообщил корреспонденту ВЗГЛЯД, что в инициативе городских властей нет ничего странного, и, даже если всем пакетом акций завладеет одна УК, монополии бояться не стоит.

По мнению Свешникова, государство ничего не потеряет, если расстанется со своими долями в городских таксопарках: доли разные по величине, но нигде государство не обладает контрольным пакетом акций, максимум – блокирующим пакетом.

Исходя из этих условий, перед будущими УК автоматически возникает проблема, как выполнить требования городских властей, если дирекция не согласится с планами реформирования таксопарка, предложенными менеджментом УК. Единственным выходом из ситуации было бы докупить у дирекции таксопарков недостающее до контролирующего пакета количество акций.

Казалось бы, сделать это достаточно просто. Ведь если таксопарки находятся в таком плачевном состоянии, как его живописал Александр Воробьев, то избавление от «головной боли» было бы просто замечательным решением для дирекции таксопарков. Однако не все так просто.

Генеральный директор таксопарка №7 Александр Панин считает, что если по истечении трехлетнего срока инвестор предложит акционерам таксопарка продать свои акции, то он вряд ли откликнется на это предложение.

«Если бы речь шла о настоящем моменте – возможно, продали бы, а вот год спустя – уже нет, – заявил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Всего год назад у нашего таксопарка было 16 миллионов рублей долга и задолженности по заработной плате – сейчас нет ни того, ни другого. На следующий год будет прибыль, акционеры получат дивиденды – зачем им продавать свои акции, тем более что их цена будет расти?» – удивляется он.

Закон о такси

Сейчас на улицах Москвы в общей сложности работает около 3500 машин такси (фото ИТАР-ТАСС)

Отдельный вопрос – кто именно будет инвестором. Свешников предвидит ситуацию, что инвестором может оказаться человек или компания, для которых индустрия коммерческих перевозок будет задачей вторичной.

Справившись с поставленной на три года задачей, инвестор сможет выкупить городскую долю акций – но ни по какому закону этого инвестора нельзя заставить в дальнейшем заниматься именно этим видом деятельности. Его полным правом будет заняться чем-нибудь еще – например, построить на месте таксопарка дом или предприятие.

Пресс-секретарь Департамента транспорта и связи правительства города Москвы Мария Проценко в беседе с корреспондентом ВЗГЛЯД заявила, что инвесторы вряд ли по истечении трехлетнего срока будут продавать бизнес, чтобы завладеть городской землей, пусть и весьма дорогостоящей.

«Три года развивать бизнес, чтобы потом его ликвидировать с целью захвата земли – это очень маловероятно, поскольку невыгодно, – уверена она. – Однако для предотвращения и этой весьма фантастической ситуации в Москве будет принят закон о такси», - подчеркнула Проценко.

Между тем бизнесмены преимущественно не торопятся высказываться по поводу инициативы городских властей. Многие из них считают, что проект – это хорошо, но выводы о нем можно делать только после конкретных предложений, которых пока в их адрес не поступало.

По их словам правительство Москвы достаточно часто прессе говорит одно, а предпринимателям – совсем другое. Поэтому необходимо дождаться, пока тендер будет официально объявлен.

Текст: Константин Филатов

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Антон Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?