Американский социолог Клэй Ширки широко известен в англоязычном мире благодаря своим теориям о том, как сетевые технологии изменяют общество. Первый российский релиз данного автора назван так: «Включи мозги. Свободное время в эпоху Интернета». Название это беззастенчиво маскирует принадлежность текста к разряду «умных» и ставит книгу в один ряд чуть ли не с популярным прикладным чтивом вроде всевозможных руководств для «чайников». Издателей можно понять: сохранение оригинального названия начисто лишило бы русскоязычную версию каких-либо рыночных перспектив, ибо переводится оно как «Когнитивный избыток».
Главным недостатком книги можно считать полное отсутствие упоминаний о темной стороне сети
На самом деле, смысл этой академической формулировки элементарен. Речь просто-напросто о том, что интернет предоставляет каждому доступ к огромному количеству информации и к необъятной массе всевозможного аудиовизуального контента, одновременно предлагая новые способы прямой коммуникации. Вследствие чего возникает вопрос о том, как распорядиться избыточно обильными сетевыми «дарами».
Ширки считает, что вопрос этот уже решается ударными темпами, причем решается как нельзя более прекрасным образом: люди используют возможности сети для различных форм повседневного творчества, которые раньше были не только недоступны, но и вообще непредставимы. По Ширки, интернет придал новое качество такой архиважной для современного человека вещи, как досуг: обитатель социальных сетей и зритель интерактивных каналов проводит свободное время не только как пассивный потребитель чужого креатива, но и как создатель своего собственного. А заодно участвует в формировании всевозможных специфических сообществ, многие из которых в случае правильного менеджмента просто не могут не изменить мир к лучшему.
По Ширки, интернет придал новое качество такой архиважной для современного человека вещи, как досуг (фото: careerpress.ru) |
Говоря о таких книгах, как «Когнитивный избыток» (она же «Включи мозги»), точно знаешь, что не обойдется без хорошо знакомой высокоинтеллектуальной реакции: тебя непременно примут за безоговорочного апологета обсуждаемого произведения и обвинят в проплаченном выполнении рекламных функций. В самом деле, ведь озвученное каким-то там американцем кое-что кое о чем однозначно нуждается в рекламе – без нее на подобный опус никто не обратит внимания. А сам заокеанский писатель – компилятор и спекулянт, сотрясатель воздуха, получающий деньги за переливание из пустого в порожнее. Ну и враг, само собой. (Это, если кто не понял, бесплатный конспект для правильных комментаторов, на случай, если они вдруг слегка растеряются и забудут, что им полагается писать).
Конечно, непримиримая аудитория отчасти права. В том самом дигитально преображенном обществе, преимущества которого обозреваются на страницах «Когнитивного избытка», работа эксперта-комментатора, систематизатора-диагноста и вообще профессионального говорителя слов приносит, наверное, слишком большие дивиденды. Некоторые истины, озвучиваемые в этой книге, и в самом деле выглядят трюизмами; с другой стороны, такой автор, как Ширки, при всей своей общей позитивности и аполитичности, не может не играть по правилам нового мирового порядка.
Но давайте будем объективны и снисходительны. «Когнитивный избыток» – это, что ни говори, самый здравый анализ взаимосвязи между сетевыми технологиями и формами досуга, на который только способен современный интеллектуальный оптимист. Ширки все-таки много чего знает и умеет рассказать об этом в увлекательной форме, а кроме того, некоторые из его построений, несомненно, верны и глубоки. Например, мысль о том, что интернет, точно так же как и книгопечатание, с которым его неоднократно сравнивали в исторической перспективе, в итоге дал людям совсем не то, чего от него ожидали. Благодаря новому техническому средству, будь то пресс Гутенберга или сеть, человек нашел нечто весьма отличное от того, что искал. Но это и хорошо: ведь печатный станок первоначально был призван всего лишь способствовать распространению библейских текстов, а интернет – опять-таки облегчать доступ к уже готовому контенту, передаваемому с помощью традиционных носителей. Вместо этого получилось то, что получилось – результаты превзошли замысел во много раз.
Главным недостатком книги можно считать полное отсутствие упоминаний о темной стороне сети, о порождаемых ею соблазнах, опасностях и аддикциях. Но автор, как уже было сказано, – неисправимый оптимист. Может быть, кто-нибудь найдет в себе силы отнестись с пониманием и к этой его особенности.