Культура

Наталья Душкина
архитектор, историк архитектуры и градостроительства

«Сплошь и рядом, и не только в России»

3 июля 2012, 22:25

Фото: ИТАР-ТАСС

На 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, прошедшей в Санкт-Петербурге, эксперты отклонили поступившую от Российской Федерации номинацию «Кремли России». Это означает, что три российских кремля, охваченные данной номинацией – Псковский, Астраханский и Угличский – в ближайшее время не будут включены в список всемирного наследия.

Объект, отреставрированный с использованием бетона или каких-либо современных технологий, рассматриваться не может

Газета ВЗГЛЯД расспросила о причинах этой неудачи и возможности политической подоплеки данного процесса профессора Московского архитектурного института Наталью Душкину, которая является членом Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, консультирующего Комитет ЮНЕСКО и чаще обозначаемого английской аббревиатурой ICOMOS.

ВЗГЛЯД: Как вы можете прокомментировать отклонение серийной номинации «Кремли России», представленной для внесения в список всемирного наследия ЮНЕСКО?

Наталья Душкина: Следует иметь в виду, что сейчас в Комитете всемирного наследия и в ICOMOS вообще активно обсуждается вопрос о том, что такое серийная номинация. Такого понятия раньше вообще не существовало, как норма номинирования серийная номинация появилась относительно недавно (и, соответственно, лишь недавно была включена в руководство по осуществлению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия). Это первое, что здесь нужно учесть.

Наталья Душкина (Фото: кадр телеканала НТВ)

Сейчас появляются комментарии, согласно которым такая номинация – это что-то безграмотное, что ее вообще не существует и т.п. Это неверно. В списке всемирного наследия уже есть большое число объектов, включенных туда на такой основе. Причем объекты, охватываемые серийной номинацией, могут располагаться внутри одной страны (и тогда номинация является национальной, как, например, в случае с крепостями Вобана во Франции), а могут находиться в разных странах и даже на разных континентах.

Хорошим примером являются работы знаменитого архитектора Ле Корбюзье – 21 постройка в семи странах (это наследие, правда, так и не было включено в список, хотя дважды обсуждалось). Ничего удивительного тут нет, включение объектов в список сериями – это очевидная перспектива на ближайшее будущее. Однако с конкретной российской номинацией «Кремли России» все довольно сложно. Начнем с того, что существует такая вещь, как лист предварительных заявок, который, как и сам список всемирного наследия, вывешивается на сайте Комитета. Этот лист составляют историки, реставраторы и другие профессиональные эксперты. И вот если посмотреть на наши российские предварительные заявки, то возникает много вопросов.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Что же там не так?

Н.Д.: Непонятно, почему наш предварительный список составлен именно из тех объектов, которые в него включены. В какой-то момент, например, там появилась номинация под названием «Большой Псков», а потом вдруг возникли «Кремли России», которые и фигурировали последнюю пару лет. У человека, который занимается историей архитектуры, все это вызывает недоумение. На основе какой методики, каких принципов добавлялись эти отдельные кусочки? Почему взяты именно эти географически разрозненные постройки разной степени сохранности и подлинности, тогда как «за бортом» остаются другие объекты, которые тоже вполне заслуживают обсуждения? А ведь был еще момент, когда в номинируемый ряд кремлей для соблюдения «серийности» пытались вставить те кремли, которые уже стоят в списке всемирного наследия – в частности, Казанский и Московский. Номинация должна быть тщательно обоснованной и научно отработанной, она должна скрупулезно подготавливаться и обсуждаться специалистами как внутри страны, так и на международном уровне. В случае с «Кремлями России» это не так. Нет системной работы, нет системного взгляда. Отсюда и возникают «подводные камни», о которых говорили на 36-й сессии.

ВЗГЛЯД: Может ли ситуация быть исправлена в дальнейшем?

Н.Д.: Да, события могут развиваться по-разному. При доработке и при учете рекомендаций ICOMOS данная номинация, в принципе, может пройти.

ВЗГЛЯД: Однако проблема, насколько можно понять, еще и в том, что о сохранности каких-то из номинируемых российских объектов просто плохо заботились, и поэтому в настоящее время они не удовлетворяют требованиям ЮНЕСКО. 

Н.Д.: Такая проблема, разумеется, есть. Одним из основных критериев, помимо уникальности и ценности, является подлинность. Скажем, объект, отреставрированный с использованием бетона или каких-либо современных технологий, рассматриваться не может – если речь идет о реставрации, то она должна проводиться строго научным методом, с привлечением сохранившейся документации. Плюс есть еще такой немаловажный критерий, как подлинность окружения.

Однако случаи, когда ценные объекты не удовлетворяют одному или нескольким из этих требований, встречаются сплошь и рядом, и не только в России. Громкая история произошла, например, в Севилье, где на глазах у всех выросла 180-метровая башня, искажающая восприятие всего исторического центра, входящего в список всемирного наследия. Это, вообще-то, беспрецедентный случай, на который Комитет всемирного наследия, на мой взгляд, слишком мягко отреагировал. По-моему, в данном случае есть основания для того, чтобы исключить центр Севильи из списка. Исключить еще и для того, чтобы другим странам было неповадно поступать так со своими ценными объектами (а надо сказать, что вторжение высотных зданий в исторические центры городов – проблема очень характерная, одно из проявлений коммерческого наступления на старые городские участки). Но жестких мер не приняли – испанцев только пожурили. Реакция Комитета была чрезвычайно мягкой, особенно если учесть, что сессия проходила в Петербурге, который только что избавился от угрозы строительства Охта-центра.

ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что при обсуждении номинаций к России относятся пристрастно? И вообще, есть ли во всем этом процессе политический момент?

Н.Д.: Вообще непоследовательность наблюдать приходится – как в случае с той же Севильей или с Дрезденом, который, наоборот, исключили из-за решения властей построить там современный мост (в то время как если уж оставили Севилью, то Дрезден и подавно нужно было бы оставить). Что же касается подхода к России, то в тех случаях, когда номинирование с нашей стороны проводится серьезно и взвешенно, когда предоставляются все необходимые документы и учитываются пожелания ICOMOS,  трений не возникает.

ВЗГЛЯД: Чем можно объяснить тот факт, что в России пока меньше включенных в список объектов, чем во многих других странах?

Н.Д.: Есть страны-музеи, где плотность уникальных объектов очень высока, и их легко учитывать. В России же объем ценного наследия огромный, но у нас большая территория. Кроме того, нужно помнить, что в результате тщательной работы экспертов количество наших объектов в списке может увеличиться.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

В Белгородской области сбиты несколько воздушных целей, пострадали два человека
Темы дня

Украинские националисты сдают оборону Харькова

В ходе наступления в Харьковской области в плен сдались десятки боевиков националистического подразделения «Кракен». Они пожаловались на отсутствие огневых точек и плохую организацию обороны. То, что в области сложилась критическая обстановка для Украины, признал куратор «Кракена» Кирилл Буданов. В экспертной среде считают, что в ходе создания буферной зоны российская армия окончательно разгромит «Кракен».

Евросоюз переписал историю своего участия в войне с Россией

В Евросоюзе аннулировали позицию главы своей дипломатии Жозепа Борреля о необходимости победить Россию «на поле боя», хотя его фраза уже вошла в историю. Правда, в Брюсселе не стали извиняться, поступив более нагло: согласно новой позиции, Борреля оболгали. Чего испугался ЕС, если заголосил о мире?

Назван состав группы украинских диверсантов для прикрытия подрыва «Северных потоков»

Лондон подтвердил разрешение Украине бить британским оружием по Крыму

Байден предъявил обвинения китайскому автопрому

Новости

Умер журналист Максим Кононенко

Умер журналист Максим Кононенко, об этом его супруга сообщила RT.

«Макфа» подала апелляцию на решение о национализации компании

АО «Макфа» решило обжаловать национализацию компании, которую должны провести по решению Центрального райсуда Челябинска, сообщил представляющий интересы управляющей компании АО «Макфа» адвокат Павел Хлюстов.

Ушаков раскрыл детали предстоящей поездки Путина в Китай

Президент России Владимир Путин в ходе визита в Китай обсудит с главой КНР Си Цзиньпином ситуацию на Украине, а также обстановку на Ближнем Востоке и в Северо-Восточной Азии, сообщил помощник российского лидера по международным делам Юрий Ушаков.

Ушаков назвал мудрой позицию КНР по «мирной» конференции в Швейцарии

Россия ценит мудрую позицию Пекина в отношении неучастия Китая в международной конференции в Швейцарии по «формуле мира» президента Украины Владимира Зеленского, заявил помощник президента РФ по международным делам Юрий Ушаков.

США пригрозили Грузии пересмотром отношений из-за закона об иноагентах

Вашингтон намерен в корне пересмотреть отношения с Тбилиси, если в Грузии будет принят законопроект об иноагентах, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

Домогаров решил уволиться из Театра Моссовета

Народный артист России Александр Домогаров принял решение уйти из Театра имени Моссовета, где прослужил почти 30 лет, сообщил худрук театра Евгений Марчелли.

Путин утвердил новый состав правительства

Президент России Владимир Путин подписал указы о назначении членов правительства страны и директоров служб.

Жириновский предсказал назначение Дегтярева министром спорта еще в 2018 году

Сбылось новое предсказание лидера ЛДПР Владимира Жириновского, на этот раз касающееся нового состава правительства России, сформированного после инаугурации президента Владимира Путина.

В Аргентине секретарем комиссии по науке стала сторонница теории плоской Земли

Первым секретарем комиссии по науке, технологиям и производственным инновациям палаты депутатов Аргентины стала национальный представитель Лилия Лемуан, после этого назначения на пост ее видео, опубликованное в январе 2019 года, стало вирусным.

Росфинмониторинг выявил рост нарушений в сфере гособоронзаказа

В прошлом году Росфинмониторинг направил в правоохранительные органы свыше 2 тыс. материалов о сомнительных операциях исполнителей гособоронзаказа (ГОЗ), что в четыре раза больше, чем в 2022 году, следует из годового отчета службы финансовой разведки.

Политолог рассказал о точечной донастройке администрации президента

«Состав администрации президента (АП) не претерпел существенных изменений. Большинство руководителей и заместителей сохранили свои должности. Это говорит о том, что Владимир Путин сохраняет высокую степень уверенности в своих кадровых решениях», – сказал газете ВЗГЛЯД политолог Алексей Мартынов. Во вторник Владимир Путин подписал указы о назначении в руководстве администрации президента.

Блинкен назвал сроки проведения выборов на Украине

Выборы на Украине состоятся, когда граждане согласятся, что условия позволяют, заявил глава Госдепа США Энтони Блинкен.
Мнения

Вадим Трухачёв: Евросоюз расширялся против России

Даже если 20 лет назад большое расширения ЕС и не задумывалось однозначно как антироссийское действие – теперь сами европейские политики считают его таковым. И не оставляют выбора считать иначе нам.

Игорь Перминов: Как главный русофоб Болгарии стал посмешищем

Если Болгария не хочет остаться на задворках истории и избавиться от нынешней колониальной зависимости, ей необходимо прежде всего отказаться от навязанной Вашингтоном и Брюсселем пещерной русофобии и задуматься о собственных национальных интересах.

Сергей Худиев: «Евровидение» пришло к сатанизму

«Евровидение» прочно превратилось в парад фриков – где мужчины, похожие на мужчин, и женщины, похожие на женщин, еще встречаются, но уже выглядят чужими на этом празднике... нет, не жизни, а чего-то совсем другого.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?