Культура

Наталья Душкина
архитектор, историк архитектуры и градостроительства

«Сплошь и рядом, и не только в России»

3 июля 2012, 22:25

Фото: ИТАР-ТАСС

На 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, прошедшей в Санкт-Петербурге, эксперты отклонили поступившую от Российской Федерации номинацию «Кремли России». Это означает, что три российских кремля, охваченные данной номинацией – Псковский, Астраханский и Угличский – в ближайшее время не будут включены в список всемирного наследия.

Объект, отреставрированный с использованием бетона или каких-либо современных технологий, рассматриваться не может

Газета ВЗГЛЯД расспросила о причинах этой неудачи и возможности политической подоплеки данного процесса профессора Московского архитектурного института Наталью Душкину, которая является членом Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест, консультирующего Комитет ЮНЕСКО и чаще обозначаемого английской аббревиатурой ICOMOS.

ВЗГЛЯД: Как вы можете прокомментировать отклонение серийной номинации «Кремли России», представленной для внесения в список всемирного наследия ЮНЕСКО?

Наталья Душкина: Следует иметь в виду, что сейчас в Комитете всемирного наследия и в ICOMOS вообще активно обсуждается вопрос о том, что такое серийная номинация. Такого понятия раньше вообще не существовало, как норма номинирования серийная номинация появилась относительно недавно (и, соответственно, лишь недавно была включена в руководство по осуществлению Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия). Это первое, что здесь нужно учесть.

Наталья Душкина (Фото: кадр телеканала НТВ)

Сейчас появляются комментарии, согласно которым такая номинация – это что-то безграмотное, что ее вообще не существует и т.п. Это неверно. В списке всемирного наследия уже есть большое число объектов, включенных туда на такой основе. Причем объекты, охватываемые серийной номинацией, могут располагаться внутри одной страны (и тогда номинация является национальной, как, например, в случае с крепостями Вобана во Франции), а могут находиться в разных странах и даже на разных континентах.

Хорошим примером являются работы знаменитого архитектора Ле Корбюзье – 21 постройка в семи странах (это наследие, правда, так и не было включено в список, хотя дважды обсуждалось). Ничего удивительного тут нет, включение объектов в список сериями – это очевидная перспектива на ближайшее будущее. Однако с конкретной российской номинацией «Кремли России» все довольно сложно. Начнем с того, что существует такая вещь, как лист предварительных заявок, который, как и сам список всемирного наследия, вывешивается на сайте Комитета. Этот лист составляют историки, реставраторы и другие профессиональные эксперты. И вот если посмотреть на наши российские предварительные заявки, то возникает много вопросов.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Что же там не так?

Н.Д.: Непонятно, почему наш предварительный список составлен именно из тех объектов, которые в него включены. В какой-то момент, например, там появилась номинация под названием «Большой Псков», а потом вдруг возникли «Кремли России», которые и фигурировали последнюю пару лет. У человека, который занимается историей архитектуры, все это вызывает недоумение. На основе какой методики, каких принципов добавлялись эти отдельные кусочки? Почему взяты именно эти географически разрозненные постройки разной степени сохранности и подлинности, тогда как «за бортом» остаются другие объекты, которые тоже вполне заслуживают обсуждения? А ведь был еще момент, когда в номинируемый ряд кремлей для соблюдения «серийности» пытались вставить те кремли, которые уже стоят в списке всемирного наследия – в частности, Казанский и Московский. Номинация должна быть тщательно обоснованной и научно отработанной, она должна скрупулезно подготавливаться и обсуждаться специалистами как внутри страны, так и на международном уровне. В случае с «Кремлями России» это не так. Нет системной работы, нет системного взгляда. Отсюда и возникают «подводные камни», о которых говорили на 36-й сессии.

ВЗГЛЯД: Может ли ситуация быть исправлена в дальнейшем?

Н.Д.: Да, события могут развиваться по-разному. При доработке и при учете рекомендаций ICOMOS данная номинация, в принципе, может пройти.

ВЗГЛЯД: Однако проблема, насколько можно понять, еще и в том, что о сохранности каких-то из номинируемых российских объектов просто плохо заботились, и поэтому в настоящее время они не удовлетворяют требованиям ЮНЕСКО. 

Н.Д.: Такая проблема, разумеется, есть. Одним из основных критериев, помимо уникальности и ценности, является подлинность. Скажем, объект, отреставрированный с использованием бетона или каких-либо современных технологий, рассматриваться не может – если речь идет о реставрации, то она должна проводиться строго научным методом, с привлечением сохранившейся документации. Плюс есть еще такой немаловажный критерий, как подлинность окружения.

Однако случаи, когда ценные объекты не удовлетворяют одному или нескольким из этих требований, встречаются сплошь и рядом, и не только в России. Громкая история произошла, например, в Севилье, где на глазах у всех выросла 180-метровая башня, искажающая восприятие всего исторического центра, входящего в список всемирного наследия. Это, вообще-то, беспрецедентный случай, на который Комитет всемирного наследия, на мой взгляд, слишком мягко отреагировал. По-моему, в данном случае есть основания для того, чтобы исключить центр Севильи из списка. Исключить еще и для того, чтобы другим странам было неповадно поступать так со своими ценными объектами (а надо сказать, что вторжение высотных зданий в исторические центры городов – проблема очень характерная, одно из проявлений коммерческого наступления на старые городские участки). Но жестких мер не приняли – испанцев только пожурили. Реакция Комитета была чрезвычайно мягкой, особенно если учесть, что сессия проходила в Петербурге, который только что избавился от угрозы строительства Охта-центра.

ВЗГЛЯД: Можно ли сказать, что при обсуждении номинаций к России относятся пристрастно? И вообще, есть ли во всем этом процессе политический момент?

Н.Д.: Вообще непоследовательность наблюдать приходится – как в случае с той же Севильей или с Дрезденом, который, наоборот, исключили из-за решения властей построить там современный мост (в то время как если уж оставили Севилью, то Дрезден и подавно нужно было бы оставить). Что же касается подхода к России, то в тех случаях, когда номинирование с нашей стороны проводится серьезно и взвешенно, когда предоставляются все необходимые документы и учитываются пожелания ICOMOS,  трений не возникает.

ВЗГЛЯД: Чем можно объяснить тот факт, что в России пока меньше включенных в список объектов, чем во многих других странах?

Н.Д.: Есть страны-музеи, где плотность уникальных объектов очень высока, и их легко учитывать. В России же объем ценного наследия огромный, но у нас большая территория. Кроме того, нужно помнить, что в результате тщательной работы экспертов количество наших объектов в списке может увеличиться.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Полянский обвинил Европу в подрыве мирных усилий США и РФ
Темы дня

Суд в Донецке определит ключевых военных преступников Украины

Политическое и военное руководство Украины обвинили в геноциде мирного населения Донбасса. В опубликованном Генпрокуратурой РФ списке фигурируют бывший президент, экс-министры, действующие командующие и высокопоставленные чиновники. По мнению экспертов, это создает правовую основу для будущего суда и может сыграть важную роль в переговорном процессе.

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео со странно танцующей подругой

Макрон заявил о «козырях» Европы по конфликту на Украине

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

Зеленский назвал кандидатов на пост главы своего офиса

Глава киевского режима Владимир Зеленский впервые озвучил список кандидатов на должность главы своего офиса, куда вошли в том числе министр обороны Денис Шмыгаль, министр цифровой трансформации Михаил Федоров, а также глава ГУР Кирилл Буданов (внесен в список экстремистов и террористов в России).

Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Глава МИД Польши созвал экстренное совещание совета стран Балтийского моря

Глава польского МИД Радослав Сикорский созвал экстренное онлайн-совещание Совета государств Балтийского моря.

Мерц и Макрон назвали «решающими» ближайшие дни для Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон объявили Владимиру Зеленскому о наступлении решающих дней для завершения конфликта на Украине.

Госдума назвала дату рассмотрения закона о православных крестах на гербе России

Государственная дума во вторник даст предварительную оценку поправкам, предлагающим официально внести православные кресты в описание герба Российской Федерации, сообщил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Военкор сообщил о сбитом украинском Су-27 на Запорожском направлении

Украинский истребитель Су-27 под управлением подполковника ВСУ Евгения Иванова был уничтожен ВС России, сообщил военкор Евгений Поддубный.

Суд вернул Туапсинский морской порт государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру Туапсинского морского коммерческого порта, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Суд приговорил грузчика из «Пятерочка», оправдывавшего террористов ради рекламы

Уроженец Чечни Мансур Хаджиев получил три года шесть месяцев колонии общего режима за публичные оправдания действий Хаттаба, Дудаева и Масхадова ради раскрутки Telegram-канала.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин обновил состав СПЧ

Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации состава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов