Культура

Владимир Хотиненко
режиссер

«Облечь в острую форму»

31 января 2012, 20:35

Фото: ИТАР-ТАСС

ВЗГЛЯД: Среди ваших работ есть несколько успешных опытов так называемого патриотического кино. Эта ниша, как ни странно, сейчас остается почти не занятой. Среди немногих удачных фильмов – «Брестская крепость» Александра Котта, а также ваш фильм «Поп», оба – о событиях Великой Отечественной. По-вашему, должны ли фильмы о войне составлять основу патриотического кино?

В нынешнем кино появляются любопытные рефлексирующие персонажи, но их трудно назвать героями

Владимир Хотиненко: Совершенно не обязательно. Если говорить о военной теме, в определенном смысле идеалом патриотического кино я могу считать фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». А если говорить об исторических картинах, то здесь образцом патриотического кино я считал бы «Андрея Рублева» Тарковского. Когда обсуждается этот вопрос, то подспудно, как правило, подразумевается какой-то квасной патриотизм, ура-патриотизм, что-то в таком духе. Я такой патриотизм никогда не имел в виду. Для меня то, о чем мы говорим, – это просто любовь к родине, и больше ничего. В песне «С чего начинается родина» все главное перечислено. Мое понимание патриотизма строится на любви, а не на борьбе за что-то, и в этом смысле свои фильмы я вполне могу назвать патриотическими. Другое дело, что бывает кино в хорошем смысле идеологическое, выполняющее некую воспитательную, дидактическую задачу. И здесь, конечно, нужен яркий герой, здесь хорошо работают исторические сюжеты. Но работа в этой сфере совершенно не исключает обращения к современности, хотя на современном материале снять такое кино очень сложно. Если бы мне попался соответствующий материал, то я бы, конечно, заинтересовался. И вообще очень интересно понять, как бы это могло выглядеть сегодня. Я окончательного ответа не знаю.

ВЗГЛЯД: И не видели никаких современных работ, которые были бы, скажем так, правильными подступами к этому актуальному невоенному кино, включающему патриотический ракурс?

В.Х.: В нынешнем кино появляются любопытные рефлексирующие персонажи, но их трудно назвать героями. Они определяют какую-то социальную прослойку, какой-то отдельный тип индивидуума. Но они не тянут на то, чтобы определять время. Передать ощущение времени пока никто не смог, хотя интересных вариантов множество.

ВЗГЛЯД: В телесериалах культивируется особый тип героя – милиционер, оперативник, сотрудник спецслужб или же человек мирных занятий, волею судьбы ставший борцом или мстителем...

В.Х.: Да, это все есть, и это, наверное, тоже нужно, но такие фильмы – некий фон. Я говорю не об этом уровне.

ВЗГЛЯД: В 2011 году по телевидению был показан ваш сериал о жизни Достоевского. Работу много критиковали за несоответствие биографии писателя. По-вашему, нужно ли стремиться к предельной достоверности в случае, когда фильм снимается по исторической канве, но является художественным?

#{interviewcult}В.Х.: Ну вот возьмем такой случай, как история о Сальери, отравившем Моцарта. Насколько я помню, уже в наше время в Италии был даже целый процесс, по итогам которого Сальери оправдали. Дом Сальери в Вене отмечен мемориальной доской, его ценили и уважали Бетховен, Лист и так далее. Но миф об отравлении Моцарта, закрепленный Пушкиным, продолжает жить, и Милош Форман, как известно, снял прекрасную картину «Амадей», в основе которой – вымышленный сюжет, отсылающий к совершенно недоказуемой версии. Именно на этом сюжете держится весь фильм, и никому в голову не пришло обвинять Формана в искажении  фактов. А еще есть замечательный американский фильм «Гладиатор» – он посвящен историческому периоду, о котором довольно много известно, но там вообще ни слова правды, все эпохи перепутаны. Наверное, если кто-то замечает недостоверность и сосредотачивается на ней, значит, кино его недостаточно захватило.

ВЗГЛЯД: Но, тем не менее, вы, насколько я знаю, корректировали сценарий «Достоевского», написанный Эдуардом Володарским, именно на предмет достоверности.

В.Х.: Да, но это касалось каких-то совсем уже крайних случаев. Например, в первоначальной версии там была сцена, где Аполлинария Суслова, уже расставшись с Достоевским, приходит на встречу с ним в компании Василия Розанова. Но в тот момент, к которому относился этот эпизод, Розанову было двенадцать лет – с Сусловой он сошелся значительно позже. Вот какие ошибки я исправлял. Хотя, вообще говоря, можно было бы снять и такой фильм, в котором была бы и эта «неправильная» сцена. Можно было бы соединить разные времена. Это художественное кино. Специалистам по Достоевскому кажется, что они знают о нем всю правду, тогда как они не знали бы ее даже в том случае, если бы ходили за ним по пятам. В фильме я просто отражаю свою точку зрения. Они-то ведь тоже высказывают разные точки зрения, когда пишут свои исследования. Стремление к тому, чтобы показывалась какая-то абсолютная истина, меня веселит, честно говоря. Потому что это абсурд.

ВЗГЛЯД: Сейчас вы собираетесь снимать телефильм по «Бесам». Как возникла эта идея и будут ли в картине аллюзии на современную ситуацию в России? Ведь в последнее время именно этот роман Достоевского вновь приобретает все большую актуальность.

В.Х.: Судя по тому, сколько сейчас постановок «Бесов» в театре, речь, наверное, действительно идет об актуальности этой книги. Юрий Любимов, кстати, тоже собирается делать спектакль по «Бесам». Что же касается меня, то вообще я всегда достаточно категорично и определенно декларировал, что классику экранизировать не буду, поскольку в этой области мне нечего добавить. И не только поэтому, но и еще по многим причинам. Но как только мне предложили «Бесов», я согласился сразу.

ВЗГЛЯД: А от кого поступило предложение?

В.Х.: От российского телевидения. В тот момент я совершенно не думал о том, что «Бесы» актуальны сейчас, хотя актуальны безусловно. Думаю, впрочем, что не только сейчас, но и всегда, просто звучать это может по-разному. Ведь в «Бесах» столько пластов, столько линий. Выберешь для постановки что-то одно, получишь один результат, выберешь другое – несколько другой. Как бы то ни было, с моей точки зрения вопрос актуальности здесь не главный. Публицистический момент, то, за что Достоевского пинали, видя в «Бесах» пародию на революционное движение, интересует меня не в первую очередь, это совершенно точно. Больше всего меня интересует Ставрогин.

ВЗГЛЯД: То есть вам важен не памфлетный аспект, а психологический, человеческий?

В.Х.: Достоевский задумывал «Бесов» как памфлет, но в итоге ведь получилось очень серьезное произведение. Хотя какие-то элементы памфлета остались, и Федор Михайлович сам это признавал. И при желании постановку можно делать как памфлет – все зависит от того, о чем ты хочешь рассказать, используя материал Достоевского. Но у меня памфлета не будет, хотя, конечно, хочется облечь все это в острую форму.

ВЗГЛЯД: Каким же, по-вашему, должен быть Ставрогин в современном телеформате?

В.Х.: Это должен быть тот Ставрогин, которого изобразил Достоевский. Притом что сам он так и не разобрался в своем отношении к этому герою. Он относился к нему по-разному. Образ получился очень противоречивым. Может быть, даже неосознанно противоречивым – не потому, что он так задуман, а потому, что авторское отношение к нему менялось в процессе написания романа. Но, что самое замечательное, Федор Михайлович любит Ставрогина – эту чудовищную, казалось бы, фигуру, раздираемую страстями, вот ведь в чем дело. Это достаточно хорошо видно; к такому выводу приходит большинство тех людей, кто задумывается об авторском отношении к этому персонажу. И это очень интересно.

ВЗГЛЯД: Фильм будет сниматься по вашему сценарию?

В.Х.: Даст Бог, по моему. Я написал первую версию, отдал ее на рассмотрение и сейчас жду реакции.

ВЗГЛЯД: Верна ли информация, что планируется четыре серии?

В.Х.: Да, но я, в принципе, хочу сделать еще и кинофильм. Думаю, что по «Бесам» можно снять очень интересное кино.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

После аварии в Чите восстановили теплоснабжение и свет
Темы дня

Москву и Пекин сблизил Китайский Новый год

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин в среду провели переговоры в формате видеоконференции. В этот день по китайскому календарю наступает Личунь – сезон начала весны. Он предшествует наступлению традиционного восточного Нового года. В ходе полуторачасового разговора Путин отметил, что для отношений Москвы и Пекина любое время года – это весна. Что значит этот восточный символизм для будущего российско-китайских отношений и какой сигнал остальному миру он содержит?

Кому выгодно убийство сына Каддафи

В Ливии убит человек, который имел шансы вернуть страну на путь примирения – сын бывшего ливийского лидера Сейф аль-Ислам Каддафи. Почему в последнее время его популярность росла, какими будут последствия этого преступления – и кому оно наиболее выгодно?

Военный эксперт: Заявление МИД по ДСНВ должно обеспокоить Вашингтон

Россия поставила рекордную сумму золота Гонконгу в 2025 году

Латвия и Эстония выступили за прямые переговоры с Россией

Новости

Москва отреагировала на разрешающий топить подозрительные суда эстонский закон

Россия будет внимательно следить за мерами, которые принимает Эстония в связи с новым законом о праве топить подозрительные и опасные суда, заявила спикер МИД Мария Захарова.

Суд приговорил комика Останина к реальному сроку за оскорбительные шутки

Мещанский суд Москвы назначил комику Артемию Останину наказание в виде лишения свободы и штрафа за публичные оскорбляющие чувства верующих высказывания.

МИД: Стороны по ДСНВ больше не связаны какими-либо обязательствами

Стороны по ДСНВ больше не связаны какими-либо обязательствами и симметричными декларациями в контексте договора и вольны в выборе своих последующих шагов, говорится в заявлении МИД России в связи с окончанием действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ).

Вынесен приговор совершившему покушение на Трампа в 2024 году

Суд в США вынес приговор Райану Руту, который был обвинен в попытке убийства президента Дональда Трампа в 2024 году, пишет USA Today.

Дипломатический советник Макрона посетил Москву

Высокопоставленный французский дипломат находился во вторник в Москве для проведения переговоров с российскими официальными лицами, сообщили западные СМИ.

Аргентина решила провести экстрадицию Мадуро из США

Аргентинский федеральный судья Себастьян Рамос подписал официальный запрос на экстрадицию президента Венесуэлы Николаса Мадуро из США, пишет Infobae.

Гладков застрял в лифте во время перебоев со светом в Белгороде

Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков оказался заблокирован в лифте из-за отключения электроэнергии в Белгороде.

Петербуржца арестовали на 10 суток за украинский трезубец на шапке

Мужчину задержали в петербургском метро после публикации фото с украинским трезубцем на шапке, суд вынес ему административный арест.

Шохин заявил о возможном постепенном снижении ключевой ставки ЦБ

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин считает, что Банк России до апреля может снизить ключевую ставку двумя небольшими шагами по 50 базисных пунктов.

Владельца BMW X7 арестовали в Москве за отказ снять тонировку

Московский суд назначил административный арест водителю за отказ выполнить требование полиции о снятии тонировки со стекол автомобиля.

Песков объяснил уход Иванова с должности спецпредставителя президента

Сергей Иванов решил по собственному желанию оставить пост спецпредставителя президента России по вопросам экологии, сообщил пресс-секретарь главы государства.

У берегов Крыма обнаружили аномальный айсберг

Спутниковые снимки показали образование крупного ледяного поля у северо-западного побережья Крыма в районе заказника «Малое филлофорное поле».
Мнения

Дмитрий Скворцов: Триллион как новая единица исторического времени

Новый год мы встретили с непривычным ощущением: слово «триллион» перестало звучать как гипербола и стало повседневной единицей разговора о реальности. 2025-й раз за разом приносил «впервые триллион» (а иногда и «впервые несколько триллионов») то в технологиях, то в торговле, то в потреблении. Именно так ощущается смена эпохи.

Геворг Мирзаян: Единственный способ эффективно противостоять Трампу

Один потопленный американский эсминец, одна группа заложников-дипломатов, одни убытки в сотни миллиардов долларов из-за блокады международных торговых путей станут для президента США политической катастрофой.

Тимофей Бордачёв: Европа опошлила значение атомной бомбы

Ядерное оружие – это не атрибут красивой жизни, и не способ самоутвердиться перед кем-либо. Будет очень здорово, если понимание этого вернется к Западу до того, как мы окажемся у грани всеобщей катастрофы.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов