Культура

5 апреля 2011, 22:25

«Мастер и Маргарита»: Фильм, которого ждали 17 лет

Фото: kinopoisk.ru

Экранизацию «Мастера и Маргариты» от Юрия Кары кинотеатры дожидались 17 лет, и всё это время пресса винила в задержках то нечистую силу, то жадность концессионеров. На экраны фильм в итоге выйдет, как и роман времен первого издания, в укороченной версии. Только роман тогда сократили не столь радикально, а Кара – это совсем не Булгаков.

Первым был великий Вайда: Иешуа распинали где-то под Франкфуртом, телефон-автомат делился с Иудой тридцатью сребрениками, и ни тебе Патриарших прудов, ни черных котов с грибами на вилке. Вторым – югослав Петрович: кот в его фильме был, был и мастер с фамилией Максудов, но всю ершалаимскую часть вымарали в пользу довольно кислой истории про диссидентов. Третьим – поляк Войтышко: режиссер очень старался, но всё, что не имело отношения к Иудее, отдавало конфетками, бараночками, клятыми москалями и копеечным бюджетом, от которого особенно пострадал всё тот же Бегемот.

На балу у Сатаны к ручке хозяйки припадут не только Мазепа, Петр I и пародийно картавящий Ленин, но еще и Сталин

Параллельно к материалу примеривались соотечественники (Таланкин, Климов, Полока, Данелия, Рязанов, Тарковский, Быков, Наумов с Аловым), только вместо фильмов публика получала рассказы сопричастных. Мол, пытаться – многие пытались. Но ломалось оборудование. Рвалась в клочья пленка. Заболевали актеры. Елена Сергеевна Булгакова являлась в вещих снах. Наконец, на площадке вылетали пробки мессир не любит электрического света. Когда же и почти готовый фильм Кары бессрочно лег на полку, о «проклятии Булгакова» и «вмешательстве нечистой силы» заговорили как о доказанном факте. Эзотерики не унялись даже после выхода телесериала Бортко, нашелся железный аргумент: деньги-то на фильм дал Гусинский и где теперь тот Гусинский?

Имеется, впрочем, версия, что Булгаков, троица с Большой Садовой и Иешуа с Пилатом Гусинского не трогали, а чертовщина тут вовсе ни при чем. Просто есть такое слово – пиар. Есть народная вера в барабашек и «высшую волю». Есть, в конце концов, понимание мэтров, что связываться с культовыми книгами (про которые всякий знает, «как надо правильно») себе дороже. Всем не угодишь, да еще кот этот... Как его ни переноси с бумаги на пленку, а всё одно – безвкусица выходит.

Почему отговорок не искал Кара, споро взявшийся за дело, почему не подумал, что есть в мире вещи «не по зубам», видно по предыдущим его работам («Ворам в законе», например): способность этого режиссера к саморефлексии минимальна. Но в итоге фильм по роману, который, как предупреждал Воланд, «еще принесет вам сюрпризы», действительно преподнес сюрприз, и не только своим семнадцатилетним опозданием. Характеристика, брошенная некоторыми актерами после закрытого показа еще лет десять назад, гласила: «на экран невозможно смотреть». А оказалось, вполне возможно. Фильм как фильм, и исчерпывающе характеризуется через четыре «не»: не скучно, не стыдно, не плохо, не шедевр.

#{image=502992}Как протекал конфликт между продюсерами с одной стороны, режиссером с другой и наследниками авторских прав с третьей, уже неинтересно. Принципиально лишь то, как решили проблему с монтажом – официальной первопричиной задержки: на DVD выпустят полную версию с хронометражем в три с половиной часа, кинотеатрам достанется урезанная до часу пятидесяти, от которой не в восторге режиссер и в ужасе актеры.

Об урезанной версии, стало быть, и пойдет речь.

Резал могель по живому. Первая половина романа представлена обильно, вторую – усилием воли втиснули в полчаса. То ли потому, что начало читатель-зритель помнит лучше, чем конец (и ему принципиально важно, что пили именно абрикосовую), то ли потому, что сперва не поднималась рука, а потом уж пришлось кромсать пленку без разбора, не пожалев и культовую сцену с примусом. Зато теперь понятно, чем недовольны актеры. Александр Филиппенко рассказывал, что играл своего Коровьева в жанре трагифарса. Мы же имеем чистый, незамутненный фарс, весь трагизм остался в монтажной.

Филиппенко, впрочем, еще повезло. Роли Анастасии Вертинской (Маргарита) и Виктора Ракова (Мастер) придется охарактеризовать если и не понятием «эпизод», то через понятие «в фильме также снимались»: по времени своего присутствия на экране они конкурируют даже не с Иваном Бездомным, а с Никанором Ивановичем Босым.

Претензия булгаковедов, что столь явным пренебрежением к главным героям совершено преступление против «духа романа», отметается с легкостью: у создателей свое видение, имеют право. Однако столь неуемный монтаж показывает еще и пренебрежение к законам кинематографа. Если зритель «поздоровался» с персонажем, он должен с ним, так или иначе, «попрощаться», а в «МиМ» почти все линии обрываются внезапно и уходят в никуда, за исключением линий Маргариты, Мастера, Воланда, иерушалимских страстотерпцев и – опять же – Никанора Ивановича Босого (Куравлев), по которому понятно – сгноят в НКВД. Никто не навестит Бездомного в больнице. Никто не помилует Варенуху. Нет вестей из Ялты. Сгинул финдиректор Римский. Непонятны судьбы «свиты», буквально испарившейся после бала. Разве что Фриде всё-таки перестанут подавать платок, а могли бы и на неё плюнуть – не велика птица.

#{image=503004}То есть, если представить на минуту, что фильм будет смотреть кто-то, кто не знаком с первоисточником, его сюжет оставит в недоумении. Внезапно в кадре появляется некая женщина, которая любит некоего мастера (верить придется на слово; история из главы «Явление героя» уместилась в несколько секунд). Ей зачем-то вручают крем, и она куда-то летит. Потом убили какого-то барона. Убив, споро свернули всю пьянку. Сбивчивым голосом тамады, опаздывающего на поезд, дорассказали историю. И бросили героев посреди пустыни полюбоваться на Николая Бурляева в белом венчике из роз.

В общем, все умерли. Точнее, ушли в небытие. Иди в бытие, но в вечный покой. Куда-то точно ушли.

Другое дело, что сколь бы не комкали сюжет и сколь бы не спешили отмучиться, фильм вытягивает неубиваемый чит: булгаковский текст в исполнении прекрасных актеров. Вроде и шутки все наизусть помнишь, и понимаешь, чем дело кончится, да только где надо – смешно и по контексту – интересно. Конечно, восприятие булгаковского романа строго индивидуально, образы героев у каждого нарисовались свои – не сотрешь, но и профессионализм, например, покойного Михаила Ульянова вряд ли кто оспорит: во-первых, сила авторитета давит, во-вторых, его Пилат действительно бесподобен.

Не многим хуже и Воланд Валентина Гафта, а в ехидной фразе «неужели среди москвичей есть мошенники» так и просто восхитителен (несмотря на явный перебор с дьявольским смехом). Бурляевский Иешуа Га-Ноцри обволакивает и даже пугает: играя «сладенького Исусика» (прямо по Толстому), в ряде кадров он не отличим от знакомого лика с распятий. Потерявший трагическую часть роли Филиппенко компенсационно уморителен в комической, где уже и не поймешь – это актер переигрывает или всё-таки персонаж. Театралы Виктор Павлов (Бегемот) и Владимир Стеклов (Азазелло), ввиду своего гомеопатического присутствия на экране, практически не запоминаются (не шалят, никого не трогают, не починяют примус), зато запоминается крошечная роль Александры Захаровой – с выбором Геллы Кара не ошибся, как и с выбором Михаила Данилова на роль Берлиоза.

Больше всего споров (прямо скажем – негативных откликов) явно вызовет работа Вертинской. Просто потому, что созданный ею образ Маргариты прямо противоречит представлениям большинства: вместо роскошной и умной суперженщины, пожертвовавшей собой ради любви, зрителю предложена интеллигентская дура во грехе, что потешно затаптывает горящую рукопись каблуками, роняет слезы из-под огромных очков и скорее по глупости, чем от безысходности лезет к волку в пасть. Есть, однако, мнение, что такая Маргарита даже ближе к истине – как раз подобного склада дамочки и не могут отделить любовь к человеку от любви к его творчеству, Булгаков же пристрастен – героиню он все-таки писал с обожаемой супруги.

Как бы там ни было, теперь у всех есть возможность выбрать свою «алмазную донну» между Маргаритой Вертинской и Маргаритой Ковальчук (как и между вальяжным Воландом Гафта и монументальным Воландом Басилашвили), а предсказуемое пожелание о том, что лучше бы образу В. остаться в 90-х, не стоит считать приговором конкретной актрисе. Положа руку на сердце, это приговор всему фильму вообще. Второй свежести не бывает, нам рассказывали, но это именно она.

#{movie}Не устаревают только шедевры, а фильм Кары, повторимся, не шедевр, и по части киноязыка устарел безнадежно. Не в том, конечно, дело, что устоявшийся в ролях пятидесятилетних Сергей Гармаш орет в камеру – «мне двадцать три года». И не в алтынных «спецэффектах», кои заставляют вспомнить версию злых языков, будто фильм снимали сугубо для отмыва денег (бюджета в умопомрачительные для того времени 15 млн долларов в картине действительно не чувствуется, как её ни верти). А в том, что своим стилем, своей мыслью, своей невзыскательностью по части вкуса экранизация «Мастера и Маргариты» от Кары осталась в начале девяностых – на разломе эпох, из которого питалась.

Тогда еще не считалось пошлостью летать на метле под «Валькирий» Вагнера и подкреплять фразу «вы повстречались с Сатаной» раскатом грома. Тогда еще загородный бал с салютом и фейерверками выглядел чем-то богатым и нездешним, а не как сейчас – свадьбой средних менеджеров. Даже и сильфиды с гроздью сисек, без которых тут вроде бы никуда, кажутся отголоском девяностых, когда сиськи вдруг разрешили и сисек стало бессмысленно много.

Еще хуже то, что фильм, снятый по роману сороковых, засел в девяностых идеологически. По той школе он мордоризирует СССР, пытается вещать про Россию одновременно и «распятую», и «предавшую Христа», и злыми дядьками умученную. Так, Бездомный подбегает к Кремлю с криком «здесь засела нечистая сила», и даже оказывается прав: на балу у Сатаны к ручке хозяйки припадут не только Мазепа, Петр I и пародийно картавящий Ленин, но еще и Сталин. «Этот же вроде жив», удивится Маргарита. «Этот специально приглашенный», пояснит Коровьев.

Коба был жупелом Кары еще со времен «Пиров Валтасара», здесь же он богато иллюстрирует тогдашнюю, «перестроечную» кашу в головах: всенародный упырь Джугашвили вроде как и гостит у Воланда, и в то же время гоняется за Воландом посредством НКВД, а сам Воланд карает грешников помельче, плоть от плоти Совка – лиходеевых и варенух. Причем карать начинает строго после того, как пролетарский поэт Бездомный растопчет лик Спасителя, нарисованный на песке тростью с черным набалдашником в виде головы пуделя (эта сцена содержалась в ранней редакции романа; Булгаков отправил её в мусорную корзину, Кара достал обратно).

Есть своя специфика и у ершалаимских сцен. Пару раз мелькнет в кадре титло с надписью INRI, что как бы намекает: никакой это не талмудический Га-Ноцри – герой «Евангелия от Воланда», а Сам Он и Есть – назарянин, царь иудейский, и недаром Бурляев так похож на икону. Апропо собравшиеся у дворца Ирода евреи как-то уж слишком весело отпляшут при известии о казни Иешуа, а Низа слишком уж отчетливо бросит лощеному Иуде (Верник) – «У вас, у иудеев, праздник». Тоже ведь излюбленная тема 90-х. В обществе «Память» подтвердят.

Но и гаснет этот «прожектор перестройки» столь же внезапно, как и загорается: Кара умеет скатиться в капустник, когда надо, и голова Амаяка «Сяськи-масяськи» Акопяна (Жорж Бенгальский) тут служит маячком – расслабьтесь, дорогие россияне, сейчас дадим вам шоу. С «коровьевскими штуками», с Варенухой в вышиванке украинских наци, с разговором психов в лечебнице... И вдруг опять – «Антракт, негодяи!». Складывается впечатление, что режиссер работал по системе компенсации, специально чередовал крайне пафосные сцены с откровенным карнавалом, а малоудачные – поднатужившись – с удачными (к примеру, после безвкусной пляски в боа перед зеркалом от Вертинской можно было ожидать дальнейшего падения, а вышел весьма эффектный взлет над Арбатом). С некоторыми мелочами, правда, не разобраться – это шутка такая, часть замысла или просто косяк: вот с головы Гафта внезапно исчезает серый берет (Сатана отбросил маскировку?), вот босые ноги Коровьева озвучили стуком каблуков (или это копыта?). «Боюсь, путаница эта будет продолжаться очень долгое время» (с)

Одно бесспорно: перед нами всё-таки не подстрочник, а полноценный, живой фильм и, в некотором смысле, фильм авторский. В отличие от хитрого Бортко, отделавшегося подробной видеоиллюстрацией к роману, наивный Кара вплел в «МиМ» собственное «видение», и теперь его версия точно найдет своего зрителя – того, с кем «видение» совпадает хотя бы частично. Те же, у кого не совпадает, дадут понять, что сами являются булгаковскими персонажами: грядут, ох, грядут сотни отзывов в стиле как Латунского с его «доколе?» и «надо бы ударить по пилатчине», так и Азазелло с его «отрежу руку!» и «убить упрямую тварь!».

Другой вопрос, что сам Кара только бы выиграл, сгинь пленка навсегда – статус «гонимого художника», у которого отняли «неизвестный шедевр», дорогого стоит. А так – и все мы теперь в курсе – ни шедевра нет, ни гонимого художника, ни нечистой силы, которая кинематографистам под ногами мешается. Одной легендой меньше.

Как минимум до выхода мультфильма Тимеркаева. Нам вновь обещан «ужас-что-такое».

«Всё это хорошо и мило, говорил Мастер, куря и разбивая рукой дым, и эти идолы, бог с ними, но что дальше получится, уж решительно непонятно».

Текст: Дмитрий Дабб

Вам может быть интересно

Над Брянской областью сбили украинский беспилотник
Темы дня

Премьер Британии приблизил срок своего поражения

Объявленная Риши Сунаком дата досрочных парламентских выборов в Британии оказалась неприятным сюрпризом даже для его однопартийцев. По прогнозу наблюдателей, эти выборы станут историческими и приведут к разгрому консерваторов. Лейбористы имеют шансы получить парламентское большинство спустя 14 лет пребывания в оппозиции. Что ждет Британию после Сунака и как эти выборы повлияют на отношения Москвы и Лондона?

Стратегия давления на ВСУ по всей линии фронта показала первые результаты

Российские войска освободили поселок Клещеевка, бои за который шли аж с лета 2022 года. Перед нами не просто занятие очередного мелкого населенного пункта. Происходящее имеет значение для продвижения российских войск в целом в Донбассе – и даже больше. Почему Клещеевка оказалась настолько важна и что будет дальше?

Экономист: Россия и США готовятся к имущественной войне

Опубликовано видео последствий ракетного удара по полигону ВСУ под Львовом

Европейский суд по правам человека отклонил все жалобы Саакашвили

Новости

В Германии назвали город, который скоро сдаст Украина

Через несколько дней Киев потеряет контроль над оставшейся частью города Волчанска в Харьковской области, заявил в соцсетях немецкий журналист Юлиан Репке.

Еврокомиссар объяснил упоминание инцидента с Фицо в разговоре с премьером Грузии

Еврокомиссар по расширению Оливер Варгелий признался, что упоминал инцидент с покушением на премьер-министра Словакии Роберта Фицо в телефонном разговоре с премьер-министром Грузии Ираклием Кобахидзе про закон об иноагентах, но его слова не были угрозой, их «вырвали из контекста».

В ВСУ согласились с необходимостью уступки территорий для окончания конфликта

Киеву, возможно, потребуется пойти на территориальные уступки для завершения конфликта с Россией, заявил командир 57-й мотострелковой бригады Вооруженных сил Украины (ВСУ), полковник Александр Бакулин.

Суд в Москве приговорил бармена Малину к 25 годам за диверсию

Второй Западный окружной военный суд в Москве приговорил к 25 годам колонии бармена Владимира Малину за диверсию на железной дороге и госизмену, передает источник из зала суда.

Шольц: Европейское ядерное оружие «нереалистично»

Канцлер Германии Олаф Шольц исключил возможность создания собственного ядерного арсенала Европейского Союза. Свою позицию он изложил в авторской статье для британского издания The Economist.

Додик заявил о подготовке соглашения о мирном разграничении БиГ

Власти Республики Сербской (РС) намерены в течение 30 дней предложить Сараево соглашение о мирном разграничении Боснии и Герцеговины (БиГ), заявил президент РС Милорад Додик.

Стрелявший в Фицо хотел возобновления поставок оружия Украине

Юрай Цинтула, совершивший покушение на премьер-министра Словакии Роберта Фицо, сообщил на допросе, что был не согласен с действиями правительства страны, в том числе с остановками поставок вооружения на Украину.

Орбан назвал следующие этапы развития конфликта на Украине

Следующим этапом конфликта на украинской территории может стать поставка Киеву оружия, способного бить вглубь России, а также отправка туда контингента НАТО, заявил венгерский премьер Виктор Орбан.

Вертелецкий стал пятым задержанным высокопоставленным офицером Минобороны

За последний месяц пятеро высокопоставленных чиновников Минобороны России были задержаны и арестованы по подозрению в получении взяток и совершении других коррупционных преступлений.

В СК объяснили задержание главы управления департамента гособоронзаказа Минобороны

Глава управления департамента Минобороны по обеспечению гособоронзаказа Владимир Вертелецкий, по версии следствия, допустил злоупотребления полномочиями, ущерб от его действий составил 70 млн рублей, указал СК России.

Вучич обернулся флагом Сербии после принятия резолюции о Сребренице

Президент Сербии Александр Вучич после одобрения резолюции о «геноциде в Сребренице» на Генеральной Ассамблее (ГА) ООН обернулся сербским национальным флагом и подчеркнул, что гордится своим героическим народом.

Среди стран G7 произошел раскол из-за налогообложения миллиардеров

Среди стран G7 произошел раскол по вопросу налогообложения миллиардеров, формулировки по этой теме были удалены из проекта коммюнике, подготавливаемого в рамках встречи министров финансов стран «Большой семерки», так как против них выступили США, сообщает Bloomberg.
Мнения

Джомарт Алиев: Научную среду пора менять под «альтернативных» ученых

Многое из того, что было создано в последние десятилетия в области HiTech, создано гиками, «альтернативными» учеными. Мало кто из них готов жить по правилам, установленным за прошедшие столетия «настоящими» учеными.

Борис Акимов: Русская идея – это идея цветущей сложности

Человек прямо сейчас освобождает себя от самой человеческой сущности. И вся суть политики коллективного (без коллектива) Запада именно в этом. Лишить каждого конкретного человека суверенности и субъектности, и слом национального государства – один из важнейших шагов в этом направлении.

Сергей Худиев: «Вотунихи» поменялись местами

Волшебный ореол Запада померк – но главное: мы избавились наконец от комплекса отстающих и догоняющих. У нас далеко не рай земной. Но во многих отношениях у нас – лучше.
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?