Культура

14 апреля 2010, 18:41

"Метель" - новая книга Владимира Сорокина

Фото: ИТАР-ТАСС

В некоторых своих книгах Владимир Сорокин предстает летописцем вымышленной страны – России будущего, где звучит китайский язык и процветают изощренные технологии, но извечные русские проблемы все равно не дают людям жить по-человечески. Мир романа «Голубое сало», существенно преображенный в политической сатире «Дня опричника» и «Сахарного Кремля», поворачивается еще одной своей гранью в новой повести «Метель».

История, рассказанная в этой небольшой книге, как нельзя более красноречива: два русских человека, возница и седок, едут по бескрайним зимним просторам к близкой, но недостижимой цели. Одинаково благодарный материал и для тех, кому доставляет удовольствие выискивать цитаты, и для тех, кто любит распознавать в литературных новинках всевозможные приговоры текущей действительности.

Сорокин – не столько наследник Щедрина и Толстого, сколько писатель-сюрреалист, пишущий о том, чего нет и никогда не будет

Врач Платон Ильич Гарин, чей образ вызывает стойкие ассоциации с персонажами Чехова, стремится во что бы то ни стало добраться до деревни Долгое, где лютует боливийская чернуха – иноземный вирус, превращающий людей в монстров. Платон Ильич везет вакцину и надеется привить тех, кто еще не заразился. У станционного смотрителя в деревне Долбешино, где доктор делает остановку, как назло, нет лошадей, поэтому Гарина отводят к бобылю Перхуше, который только и может помочь в такой ситуации. Перхуша впрягает в сани своих карликовых коней, легко умещающихся всем скопом в одном мешке, и путники отправляются навстречу метели.

Россия, в которой живут доктор и бобыль, более или менее узнаваема для того, кто читал недавние книги Сорокина, но в «Метели» выясняется много нового. На заводе в Жигулях делают автомобили на картофельном двигателе, а города и веси населяют люди разных размеров – не только обычные, как Гарин или Перхуша, но и шестиметровые великаны, а также взрослые малютки не выше небольшого самовара. А кони бывают не только маленькие, но и ростом с трехэтажный дом.

В шатрах из живородящего войлока обитают азиаты, промышляющие усовершенствованными наркотиками. Переживания, навеваемые этими веществами, настолько ужасны, что, отойдя от наркотического трипа, человек радуется возвращению и «подсаживается» на реальность.

Повесть, бедная сюжетом, богата действием (обложка книги)
Но «Метель» устроена так, что все эти фирменные сорокинские изобретения выглядят не более чем фоном. Повесть, бедная сюжетом, богата действием – разговоры социально далеких друг от друга Перхуши и Гарина, их вынужденное братство, борьба с метелью, холодом и сном захватывают.

Прослеживая нелегкий путь героев, невольно задумываешься о творческом пути писателя Сорокина.

Своей ранней литературе создатель «Очереди» и «Нормы» дал несколько замечательных определений; согласно одному из них, он дышал испарениями родных мест и записывал галлюцинации, возникавшие под их воздействием. Сорокинские тексты 1980-х были наркотиком для автора, шоком для читателя и одновременно – боем с фальшью, присущей «большой» литературе. Русская классика, опрометчиво воспринятая массами как учебник жизни, развенчивалась и расчленялась наряду с произведениями соцреализма.

После напряженного диалога с новорусской действительностью 1990-х и нескольких гротескных фантазий на тему будущего Сорокин сделал решительную попытку завязать с текстами-наркотиками, и мы получили Сорокина-2 – серьезного и очень хорошего писателя-моралиста. В романах «Путь Бро», «Лед» и «23 000» описывалась история апокалиптической секты, потерпевшей чудовищный крах. Читатели, привыкшие к прежнему Сорокину, не сразу поняли, что произошло, и многие попытались прочесть трилогию как очередной постмодернистский опус, а между тем это была едва ли не проповедь. Маятник авторских поисков качнулся в другую сторону.

«День опричника» и «Сахарный Кремль», любимые диссидентствующей публикой шаржи на якобы консервативные 2000-е, и подавно транслируют строго определенный идеологический посыл.

Сорокину, переставшему чураться пафоса, причем не только щедринского, но и толстовского, осталось, кажется, только написать учебник жизни.

Если прочесть «Метель» с оглядкой на недавнюю антиопричную сатиру, то становится понятно, что речь все о том же. О том, как русское будущее оборачивается русским прошлым, о жестоком и неуютном русском пространстве, неустроенной повседневности и ретроградной власти.

Но, черт возьми, не хочется укладывать хорошую повесть в прокрустово ложе таких плоских толкований. И, к счастью, это совершенно не требуется для того, чтобы оценить «Метель» по достоинству.

По-настоящему восхититься «Сахарным Кремлем», не будучи противником «кровавого режима» и не любя эстетику программы «Куклы», было затруднительно. Да и почувствовать истинное значение Ледяной трилогии, не принимая суровой религиозной позиции автора, тоже было невозможно. «Метель» же можно просто читать как блестящую прозу. Читать, четко понимая, что Сорокин – не столько наследник Щедрина и Толстого, сколько современный писатель-сюрреалист, пишущий о том, чего нет и, скорее всего, никогда не будет.

В «Метели» множество цитат из русской классики, и этим она похожа на ранние, «наркотические» вещи Сорокина, в которых он занимался литературной деконструкцией. Но если, скажем, в шоковом псевдоклассическом «Романе» утверждалось, что роман умер, то из «Метели» со всей очевидностью явствует, что повесть жива. Можно по-прежнему погружаться в вымышленный мир, смаковать плоды авторской фантазии, наслаждаться красотой фразы, и, главное, сопереживать героям.

А при таком замечательном раскладе отпадает надобность и в наркотиках, и в программе «Куклы».

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?