Культура

14 декабря 2009, 11:29

Паоло Джордано: Литература – путь к одиночеству

Фото: litopia.com

Роман итальянца Паоло Джордано «Одиночество простых чисел» – одна из самых громких европейских литературных сенсаций последнего времени, расходящаяся миллионными тиражами. В Европе фанаты Джордано пишут цитаты из его книги на стенах домов – так поразила их драматичная история любви гения и хромоножки. О том, похож ли автор на своего персонажа, почему литература – путь к одиночеству и насколько актуальна для Италии проблема насилия в школе, Паоло Джордано рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД.

– В истории ваших героев кардинальную роль играют их детские травмы. Вам действительно кажется, что негативный опыт детства до такой степени определяет нашу взрослую жизнь?
– Конечно, он определяет ее не полностью. Но все-таки детство – это, возможно, самая важная часть жизни. Это действительно нечто такое, с чем нам приходится иметь дело всю оставшуюся жизнь, даже если речь идет о том, чего мы не помним, если в этот период чего-то не хватает, то этого будет не хватать всегда. В книге данная мысль сильно акцентирована. Я начал с рассказа о детях, и мне, наверное, необходимо было это сделать, потому что таким образом я впервые коснулся некоторых моментов моего детства. Скорее всего, сейчас я бы написал что-нибудь другое, сдвинул бы акцент чуть дальше.

Я очень поздно научился завязывать шнурки

– Главный герой, Маттиа – ученый, как и вы сами. Это наводит на мысль, что персонаж в какой-то степени автобиографичен.
– Отчасти он автобиографичен, но на самом деле он на меня не похож. Это некая версия меня, доведенная до крайности. Выстраивая этот образ, я начал с маленьких кусочков, присущих моей личности. Таких, как, например, навязчивый способ смотреть на вещи, все время выделяя геометрические формы, узоры, краски и прочие мелочи, вместо того чтобы видеть целостную картину. Мне такое тоже присуще, но для меня это что-то вроде игры. А для него это единственный способ смотреть на мир.

– Своего рода мания?
– Да, но у меня она присутствует в очень мягкой форме. А у него это серьезно. Кроме того, у нас с ним есть еще одна общая проблема: нам трудно делать простые вещи. Он может решать сложнейшие задачи, но элементарные действия ставят его в тупик. Я был очень смышленым ребенком, но порой мне не удавалось что-то совсем простое. Я очень поздно научился завязывать шнурки. И совсем поздно научился справляться с собственными болезненными чувствами. Я сильно от них страдал и, только став подростком, выстроил какой-то необходимый щит между мной и внешним миром. В этом мы с героем тоже немножко похожи. Ну и, конечно, род занятий нас с ним объединяет. Или объединял, по крайней мере.

– Вы сами не были вундеркиндом?
– Нет, вовсе не был.

– В одном интервью вы сказали, что начинать роман – все равно что прыгать в пустоту. То есть вам было нелегко перейти от рассказов к большой форме?
– Да, конечно. Я вообще не так давно начал писать. Я писал рассказы всего пару лет и был еще новичком, когда решил приступить к роману. Но я подумал, что это будет правильно, что это единственный способ создать что-то значимое.

До этого были два романа, которые остались незаконченными. Оба раза я доходил примерно до 80-й страницы. Проблема была в том, что в обоих этих случаях я пытался выстроить всю историю у себя в голове до того, как начать писать. Это был такой очень научный подход – раскладывать все по сценам, решать: вот сейчас я напишу об этом, а сейчас об этом. И когда я начинал, мне становилось скучно через несколько страниц, потому что я заранее знал, куда двигаюсь. Так что в третий раз я просто заставил свой ум прыгнуть в эту пустоту. Сказал себе: я совершенно не знаю, что будет, я начну с детских историй и посмотрю, что произойдет. И это было правильное решение.

– У главных героев есть реальные прототипы? Есть ли люди, которые могли бы узнать себя в Маттиа и Аличе? В какой степени эти персонажи реальны, а в какой придуманы?
– Прототипы есть. Особенно это относится к Аличе. Она срисована не с какой-то одной моей знакомой девушки, а, я бы сказал, как минимум с трех. То есть она как бы сплав из них.

За свой роман Паоло Джордано получил Premio Strega – самую престижную литературную премию Италии (фото: обложка книги)

– А они об этом знают?
– Да, и у одной из этих девушек действительно были проблемы с пищеварением. Именно она познакомила меня с жестоким миром этих болезней. Она рассказала мне множество эпизодов, которые попали в книгу, и мне пришлось просить у нее разрешения описать все это. Так что девушки вполне в курсе дела.

– Внутреннее одиночество человека, похоже, представляет серьезную проблему для современного западного мира, включая Восточную Европу и Россию. Считаете ли вы, что описание и осмысление одиночества – одна из главных задач литературы сейчас?
– Думаю, это всегда было так – сама по себе литература была как бы путем к одиночеству. Просто потому, что чтение – это одинокое занятие, это время, проведенное наедине с самим собой. Но литература вряд ли служит только для того, чтобы излечить одиночество, я не верю, что от одиночества вообще нужно лечить. Скорее, литература стремится к тому, чтобы придать ему форму. Хорошую и значимую форму, сказал бы я.

В Италии все говорили о школьной травле. Судя по видео, снятым на мобильный телефон в школе, там происходило что-то ужасное

– Ваш роман посвящен чисто человеческим темам, но все же некоторые вещи, описанные в нем, придают ему социальную остроту – например, школьная травля.
– Я не принимал сознательного решения разобраться с социальными проблемами, это как-то само собой произошло. Как писатель я очень боюсь социальных проблем, потому что когда ты решаешь: вот теперь я буду говорить о школьной травле, – у тебя обычно возникает очень идеологизированный взгляд, очень нравоучительное отношение. И для литературы в этом нет ничего хорошего. В ней нужно стремиться к подлинности, а не быть моралистом. Я думаю, что эти вещи влияли на меня, скажем так, в фоновом режиме. Когда я писал о переходном возрасте, в Италии все говорили о школьной травле. Судя по видео, снятым на мобильный телефон в школе, там происходило что-то ужасное – умственно отсталые ученики подвергались избиениям и т. п. Но специально я на этом не сосредотачивался.

– Вы так же сильно интересуетесь простыми числами, как математик Маттиа в вашем романе?
– Я? Нет, не так сильно. Но я много раз пытался разгадать тайну этих чисел, и это тоже была своего рода игра. Вроде того, как мы решаем судоку. Я пытался таким образом расслабляться, хотя на самом деле это ведь вовсе не способ расслабиться – как только ты начинаешь думать о таких вещах, то остановиться уже не можешь, тебя затягивает в воронку. Я не знал о существовании простых чисел-близнецов до того, как начал писать, сначала я писал лишь о простых числах как таковых. Но однажды, просто для справки, открыл страницу Википедии и обнаружил, что есть простые числа-близнецы. И они совершенно безукоризненно подошли для того, о чем я рассказывал. Это получилось случайно.

#{interview}До «Одиночества» я написал рассказ примерно на ту же тему, и там в качестве метафоры человеческих взаимоотношений были взяты не простые числа, а явление из области физики – частицы, которые называют запутанными. Бывает так, что одна частица распадается на две, и они разлетаются на большое расстояние. Но даже если они очень далеко друг от друга, все равно происходящее с одной из них влияет на то, что происходит с другой. Причем влияет моментально. И это парадокс, потому что никакого соприкосновения между ними нет. Я начал с этой метафоры, и она должна была быть использована в «Одиночестве простых чисел». Но мне показалось, что это слишком сложно. И потом, Маттиа – математик, а не физик.

– Ваша первая метафора – та, которая из физики, – заставляет вспомнить об «Элементарных частицах» Мишеля Уэльбека. Он, кстати, тоже пишет об одиночестве.
– Конечно. На самом деле этот роман очень сильно на меня повлиял. Даже, наверное, слишком сильно. Я не читал его до того, как начал писать эту книгу. Начал читать, когда написал примерно половину своего текста. Герои Уэльбека произвели на меня такое сильное впечатление, что мне пришлось чтение прекратить. Я подумал, что если не остановлюсь, то у меня самого получится ровно то же самое. И я «Элементарные частицы» до сих пор еще не дочитал, теперь мне стоило бы это сделать.

Мне кажется, что литературе следует избегать жанровости. С жанрами можно играть, как это делает, скажем, Тарантино в кино

– «Одиночество простых чисел» выходит за рамки распространенных жанровых стандартов. Как бы вы сами определили жанр романа?
– Я не могу дать определение, у меня с этим всегда сложности. Для меня не так уж проста ситуация, когда кто-нибудь тебя спрашивает: «Чем ты занимаешься?» И ты отвечаешь: «Я писатель». – «А что ты пишешь?» И ты говоришь: «Романы». – «А какие романы?» Тут я не знаю, как ответить. По-моему, это действительно не относится ни к какому жанру. Это просто роман, и мне кажется, что литературе следует избегать жанровости. С жанрами можно играть, как это делает, скажем, Тарантино в кино. Но я не думал ни о каком конкретном жанре. Я больше задумывался о том, что делают современные американские писатели, которые очень сосредоточены на теме семьи и такого рода вещах, но что у них за жанр, я не знаю.

– А вообще, кто ваши любимые авторы?
– Упомяну троих, чье творчество оказалось наиболее важно для написания «Одиночества». В том, что касается детства и исчезновения сестры героя, я многим обязан Иэну Макьюену. У него есть роман «Дитя во времени» – это прекрасная книга об отце, который потерял свою маленькую дочку в супермаркете, и ее так никогда и не нашли. Никколо Амманити, возможно, повлиял на меня сильнее, чем другие итальянские авторы. Он написал много историй о подростках. Я думаю, что многому у него научился. А Майкл Каннингем помог мне в изображении мира взрослых. Этот писатель умеет проникать в разум другого человека совершенно волшебным образом. Любой персонаж, любой голос, который он берет, кажется подлинным.

– Вы получили Premio Strega – главную итальянскую награду в области литературы. Считаете ли вы это своим принципиальным достижением?
– Это было как бы кульминацией всего процесса. Я бы не сказал, что сама по себе премия была для меня так уж значима, потому что я никогда особенно не доверял премиям. Но все-таки Premio Strega получали самые важные итальянские писатели прошлого века. Почти все громкие имена есть в этом списке. И мне не по себе оттого, что я оказался в нем так рано. Когда я получил премию, я спросил себя: что же мне делать дальше? Я испугался, что у меня пропадет мотивация. И тогда я решил забыть об этом. Я просто переживаю приятные последствия своего лауреатства. Но никогда не думаю: вот как здорово, я взял Premio Strega!

– Вас, наверное, уже утомило постоянное внимание к вашей персоне – подозреваю, что это не прекращается с прошлого года.
– Да, с начала 2008-го.

– Ваш роман очень хорошо продается, ваши фэны пишут цитаты из него на стенах домов. Но теперь нужно двигаться дальше – представляете ли вы, как повторить этот успех?
– Нет, я об этом не думаю и не думаю даже, что это вообще возможно. Успех – результат сочетания многих факторов. Произошло что-то особенное, и повторить это нереально. Единственное, к чему я изо всех сил стремлюсь, – это быть честным с самим собой, с тем, что я представляю собой сейчас. Я стараюсь не делать ничего специально для читателей или для фэнов.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Марочко: ВС расширили буферную зону в Днепропетровской области
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов