«Московская премьера» традиционно проводится на стыке лета и осени. Становясь тем самым желанным мероприятием и для зрителей, соскучившихся по событиям за время мертвого сезона, и для прокатчиков, имеющих возможность продемонстрировать новое кино.
На этот раз у «Московской премьеры» был целый ряд программ, конкурсных и ретроспективных. Самым объемным стал смотр «Наше новое детское кино»: оказалось, что хорошие фильмы для детей есть и сегодня.
В программе «Премьера после премьеры» показали артхаусные фильмы, ставшие событием по выходе, но бесславно ушедшие в песок при прокате: «Гололед» Михаила Брашинского, «4» Ильи Хржановского, «Русское» Александра Велединского. «Арт-линия» продемонстрировала кино неформатное: тут и короткий метр, и документальные фильмы, и экзотика бывших союзных студий. А все новинки вошли в основную программу – «Великолепная семерка МК».
Сентиментальности от мэтра
Гран-при – приз зрительских симпатий получил новый фильм Станислава Говорухина «Артистка». «Я снял народное кино», – говорил мэтр в разных интервью
Основные конкурсные награды распределились поровну между очевидными фаворитами.
Гран-при – приз зрительских симпатий получил новый фильм Станислава Говорухина «Артистка». «Я снял народное кино», – говорил мэтр в разных интервью.
Сложно сказать, что сейчас можно назвать «народным кино», чтобы это не прозвучало ругательством. Но «Артистка», мелодрама из жизни не слишком удачливой актрисы средних лет, оказалась неожиданно легкой, по-доброму насмешливой и доступной для любого восприятия картиной. После нее остается мягкое и хорошее послевкусие, как после молодого вина.
Говорухин очень удачно подобрал актеров. Вроде бы неожиданностей и нет, все на своем месте, а работают – глаз не оторвать. Главную героиню играет Евгения Добровольская, ее подругу и соседку Мария Аронова. Женский дуэт становится основным, мужчины, что называется, на подпевках.
Однако у каждого своя интонация, ненавязчивая и узнаваемая. Очень хороши Александр Абдулов в роли простодушного электрика, влюбленного в героиню, Михаил Ефремов – ее коллега по театру, Дмитрий Певцов – муж подруги, фирмач и женолюб.
Легкие диалоги, насыщенный антураж и небольшой налет магии (театр для далекого от искусства человека – всегда магия) делают «Артистку» зрелищем для широкой аудитории.
Приз за лучшую женскую роль достался Ренате Литвиновой за работу в фильме дебютантки Марины Любаковой «Жестокость», фильме, выглядящем ярко и выгодно на общем фоне мягких интонаций. А Литвинова сыграла, пожалуй, лучшую свою роль в кино, став совершенно неузнаваемой.
«Жестокость» можно назвать женским вариантом «Бумера». Благо их роднит общий сценарист. Однако игры, в которые играют дамы, оказываются намного жестче. И герои «Бумера» выглядят по сравнению с героинями «Жестокости» наивными романтическими юношами.
Героиня Литвиновой Зоя Андреевна, благополучная дама, встречается с женатым мужчиной. За этими встречами и прочими нюансами жизни большого дома с противоположной крыши наблюдает девушка Вика (Анна Бегунова), настроенная по отношению к мужчинам крайне непримиримо. Вика втягивает Зою в карнавал мести, и жизнь последней превращается в безумие. В итоге игры с угонами машины, ночевками в чужих домах и ограблениями заканчиваются для Зои полным личным крахом. А для ее напарницы, как ни парадоксально, безнаказанностью и успешностью. Две женщины словно меняются местами. И тогда как Зое новый облик совсем не к лицу, молоденькая Вика выглядит на своем месте.
Любопытно, что лучшая мужская роль обнаружилась тоже в фильме «женском»: Валерий Баринов, сыгравший частного сыщика Владимира Зимина в фильме Ларисы Садиловой «Ничего личного». Строгий, задумчивый Зимин по сюжету – практически единственный мужчина, ощутимо влияющий на жизнь сразу нескольких женщин.
Неведомый заказчик, обратившийся к нему для сбора информации о своей женщине, называет неверный номер квартиры, и Зимин оказывается свидетелем жизни ничем не примечательной аптекарши (Зоя Кайдановская), переживающей роман-разрыв. Она плохо одевается, никогда не поднимает голову и плачет по вечерам. Под незначительным предлогом Зимин решает вторгнуться в ее жизнь. Даже несмотря на то что заказчик уже указал нужный объект слежки, а у самого Зимина имеется законная супруга.
Очевидно, что при таком раскладе счастья не обрести никому. Режиссер с почти документальной беспристрастностью рассказывает горькую историю «лишних людей». Желающих личной устроенности, но упорно совершающих ошибки.
Действующие лица и исполнители
Вспомогательных призов на «Московской премьере» тоже оказалось много. Видимо, распределялись они таким образом, чтобы отметить всех: ни один фильм не повторялся дважды.
«Московский комсомолец» как один из учредителей отдал свой приз фильму Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными», получившему в этом году главную премию ММКФ, картине обаятельной и крепко сделанной, но откровенно скучноватой. Специальный приз общественного жюри МК достался картине Александра Касаткина «Слушая тишину». История чрезвычайно спорная по содержанию, но примечательная отличными актерскими работами Марии Звонаревой и Дмитрия Марьянова.
Премию Департамента культуры Москвы получил фильм Павла Чухрая «Русская игра», вольная версия гоголевских «Игроков». Добросовестная экранизация с хорошим визуальным рядом, но и только.
Лучшим фильмом программы «Арт-линия» зрители признали работу Олега Сафаралиева «Прощай, южный город» по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Путешествие в 80-е годы, в бакинский дворик, где люди разных национальностей учились познавать мир.
Впрочем, самым интересным выглядит не распределение наград, а статистика голосования за тот или иной фильм. И вот что обнаруживается.
Зритель по природе своей очень консервативен. Он приходит в кино отдыхать и расслабляться, поэтому ему нужна не только красивая картинка, но и милые, обаятельные герои. Даже если таковые совсем не похожи на реальных людей. А качество режиссуры и актерского исполнения может и не учитываться.
Неспроста, скажем, на втором месте в рейтинге оказался фильм «Слушая тишину», где главная героиня «хорошая девочка», все всех жалеют и заходятся слезами.
Зато уже упомянутый фильм «Ничего личного» с ярко выраженной интонацией безысходности – на последнем. И вывод из этого хочется сделать противоположный: появление именно таких фильмов – нужнее. Они интригуют, раздергивают уютное убежище зрителя на клочки, заставляют крутиться внутренние колесики.
Воспитание зрителя – вопрос из разряда вечных. Однако, сознательно ставя себе такую задачу, кинодеятели не расслабляются сами.