Культура

11 июня 2007, 11:58

Сборная России vs Сборная Европы

Фото: ИТАР-ТАСС

В течение 10 фестивальных дней прошло пять концертов один другого лучше и интереснее. В Колонном зале Дома союзов выступили два российских оркестра и три европейских.

За «наших» отыграли лучший провинциальный и лучший столичный коллективы – Уральский академический филармонический оркестр и заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича. Уральцы исполнили две симфонии раритетного Н. Мясковского, а «заслуга» Первую симфонию С. Прокофьева и Вторую С. Рахманинова.

Рассвет Европы

Удвоение состава откликнулось таким мощным звучанием, что пафос и масштаб исполнения едва ли не впечатывали слушателей в кресла…

За Старый Свет представительствовал Дрезденский филармонический оркестр с образцовым набором из фрагментов опер Р. Вагнера и Пятой Бетховена. Немцы посвятили выступление памяти М. Ростроповича, и реквием, надо сказать, вышел оптимистический и душеподъёмный.

После него играл оркестр Национальной академии «Санта-Чечилия» с «Римским карнавалом» Г. Берлиоза и «Франческой да Римини» П. Чайковского, а также «Пиниями Рима», к которым без перерыва добавились «Фонтаны Рима» О. Респиги.

Итальянский концерт оказался в программе фестиваля самым экспрессивным, сочным. Стаканом бодрящего апельсинового сока или даже шампанского.

Дирижер Антонио Паппано подобрал для программы четыре ярких опуса с быстрой сменой планов и ритмических пластов, струящихся каскадами музыкальных брызг, исполненных в бешенном ритме. Словно бы чуть-чуть нарочито представительствуя от всей жизнерадостной итальянской культуры и громокипящего средиземноморского темперамента.

Первым же на открытии второго международного выступал Национальный оркестр Франции, исполнивший под началом Риккардо Мути монопрограмму из опусов Ф. Шуберта.

Параллельные миры

Юрий Темирканов

Однако именно финальный фестивальный концерт оказывается самым мощным – когда невозможно не поддаться авторитету и мастерству главного петербургского оркестра, руководимого Юрием Темиркановым.

Начальные такты Первой симфонии Прокофьева дают ощущение осадки – словно бы мощный корабль спускается на воду по самую ватерлинию. Классическая 15-минутная симфония Прокофьева пролетает почти мгновенно, немедленно возникая и немедленно испаряясь – совсем как мираж в пустыне.

После антракта дают Вторую Рахманинова, значительную и раздольную, с густыми скрипичными лесами да полями. Обычно прозрачный Рахманинов вдруг являет второе дно и некоторую внутреннюю перспективу.

Можно сказать, что Прокофьев и Рахманинов меняются на этом концерте местами: обычно ватный Сергей Сергеевич, главная партия которого всегда окружена массой одышливых складок, был представлен с необыкновенной прозрачностью – когда вдруг стало видно во все стороны света; сама мысль композиторская проступила со всей очевидностью, словно бы выпорхнув из дирижерского рукава.

Тогда как едва ли не до самой что ни на есть стилизованности ясный Сергей Васильевич показался сегодня многомудрым эзотериком, построившим путаный симфонический лабиринт, наподобие тех, которые любит выдувать его младший тезка.

Короче, Прокофьева исполнили как Рахманинова (легко и свободно), а Рахманинова как Прокофьева (затейливо, с запотевшим подкладом).

Репетиция оркестра

Между двумя русскими классиками к темиркановскому оркестру добавились 18 солистов из 11 оркестров России. Участвовали музыканты от Владивостока, откуда приехал кларнетист Марк Марьясов, Красноярска (Данила Казанцев, скрипка) и Новосибирска (ксилофонист Сергей Нохрин) до Сочи (Елена Кичигина, виолончель), Петрозаводска (Бояра Ковалева, скрипка) и Кисловодска (Ильнур Каримуллин).

Таким усиленным составом сборная России исполнила Вариации и фугу на тему Пёрселла («Путеводитель по оркестру для молодежи») Бенджамина Бриттена. Просветительский опус британца напоминает фильм Ф. Феллини «Репетиция оркестра»: в просветительских, вероятно, целях лейтмотив Пёрселла проводится через разные группы оркестра, высвечивая исполнительские особенности скрипичных, духовых, словом, всех жизней вплоть до ударных.

Нужно ли говорить, что удвоение состава откликнулось таким мощным звучанием, что пафос и масштаб исполнения едва ли не впечатывали слушателей в кресла, где бы они ни находились – в Колонном зале или у экранов телевизоров (телеканал «Культура» вел прямую трансляцию действа).

Евразия

Чередуя западные и российские оркестры, замечаешь разницу культуры исполнения. Школы у нас непохожи, вот что. Для европейцев важнее всего внутренняя прозрачность исполнения, возникающая из сыгранности групп, их окрыляющего взаимодействия и особого особенно точного (собранного в пучок) звучания скрипичных.

Такая прозрачность, похожая на призрачность, возникает внутри смыслового сердца, подобно все расползающейся лунке в пористом мартовском льду.

Для российских музыкантов куда важнее осанка и осадка, густой замес монументальности, обеспеченной тылами из басов, альтов и виолончелей, на основательном бэкграунде которых и возводится (достраивается) основное здание звучания.

Российские оркестры звучат более фактурно, занозисто, в шероховатости и непригнанности групп есть нечто, особенно цепляющее растревоженную душу. Как ни странно, но гладкопись (обеспеченная вроде бы большей мастеровитостью) цепляет меньше. Возможно, потому, что в сырости сырья всегда есть место для разгона.

Важно, что фестиваль шел словно по нарастающей, от программы к программе расширяя диапазон возможностей и впечатлений. Уникальный смотр, в концентрированном виде представляющий разные школы и подходы, эпохи и страны, когда все немного болеют за «своих», хотя всем очевидно – «наши»-то по-любому лучше.

Хотя бы потому, что понятнее и ближе.

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Российские войска нанесли удар по штабу ВСУ в Одессе
Темы дня

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Сенат США одобрил законопроект о запрете импорта российского урана

Проект закона о запрете импорта российского урана принят Сенатом США, документ оставляет Вашингтону возможность продолжать закупки до 2028 года.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Житель США признал вину в передаче технологий для БПЛА российским компаниям

Житель Нью-Йорка Николай Григорьев в федеральном суде в Бруклине признал вину в сговоре с целью незаконного экспорта технологий, которые используются в российских военных беспилотниках, сообщил минюст США.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Россия выступила против проекта резолюции ГА ООН о «геноциде в Сребренице»

Россия выступает категорически против проекта резолюции ГА ООН о «геноциде в Сребренице», происходит попытка «узурпации дейтонских функций», заявил на заседании СБ ООН постпред России при организации Василий Небензя.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Захарова резко высказалась о заявлении польского министра об украинцах

Официальный представитель МИД России Мария Захарова резко раскритиковала призыв Варшавы к ЕС выдать Киеву украинских граждан призывного возраста.

Трофейный танк Abrams доставили на выставку на Поклонной горе

На выставку трофейной техники у музея Победы на Поклонной горе доставлены американские танк M1 Abrams и штурмовая инженерная машина M1150 Assault Breacher Vehicle, сообщило Минобороны России.

У Пентагона возникли трудности с поставщиками оружия

Поставщики не хотят заключать с Пентагоном долгосрочные соглашения на поставки по фиксированным ценам оружия для пополнения американских запасов после помощи Украине, говорится в докладе контрольно-бюджетного управления страны.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Яркую вспышку «без взрывов» заметили над Украиной

В ночь на среду жители нескольких регионов Украины видели в небе яркую вспышку «без взрывов», украинские СМИ считают ее «космическим явлением».

Украина отказалась платить пенсии почти 300 тыс. переселенцев

Почти 300 тыс. переселенцев перестанут получать пенсии, так как не прошли физическую идентификацию, сообщил Пенсионный фонд Украины.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?