Особенно радостно, когда награждают коллеги. Пусть даже неизвестно, кто именно, но ощущение «своих» дает для многих феерический эффект. Поэтому ставшая ежегодной московская театральная премия СТД РФ «Гвоздь сезона», считающаяся коллегиальной, порой ожидается некоторыми потенциальными лауреатами больше, нежели любые другие награды.
«Гвоздь» придумали лет пятнадцать назад в недрах только возникшего тогда Московского отдела СТД. И вручался он одному-единственному спектаклю. Просуществовала недолго, затем ушла в небытие. И возродилась совсем недавно.
Нынешнее награждение считается пятым – но уже исходя из новой точки отсчета. Вручается она по традиции за работы прошедшего сезона.
Всем сестрам по гвоздям
После каждого экзерсиса такого рода зал замирал, не зная, как реагировать. Увы, беспомощность перед хамством – нормальная черта многих людей
Примечательно, что «Гвоздем» награждаются исключительно спектакли целиком: никаких работ «внутри» не отмечается. Однако такого мизера, как на этот раз, еще не приходилось видеть: обычно шорт-лист состоял как минимум из 10–12 работ, нынче же – всего из шести. И здесь есть смысл попенять таинственному экспертному совету на невнимательность. Или, наоборот, за излишнюю строгость.
Обычно список спектаклей включает в себя и драматические, и музыкальные. На этот раз музыкальный оказался только один – «Маугли» Театра оперетты. Работа славная, обаятельная и хорошо сделанная. Но, право, странно было не заметить, что в минувшем сезоне достойные спектакли выпустили все крупные музыкальные коллективы, от Большого театра до «Геликон-оперы».
Если поглядеть на лауреатов по части драмы, то становится понятно: эксперты тяготеют к традиционному, «интеллигентному» театру.
Награждены оказались «Донкий Хот» Дмитрия Крымова, «Рассказ о семи повешенных» Театра под руководством Олега Табакова, «Трамвай «Желание» МТЮЗа, «Затмение» Ленкома.
Главный же «Гвоздь» получил «Захудалый род» Студии театрального искусства Сергея Женовача. Стилистически из этой компании выбивается только «Затмение», спектакль острый, жесткий, очень живой.
Остальные же, хотя и отличаются рядом достоинств, главное из которых – актерская игра, все же далеко не исчерпывают картину московского сезона. И странно, что не замечаются более спорные и при этом очень яркие качественные работы.
А за Женовача и его студию, в очередной раз названных «лучшими из лучших», просто становится страшно: так залюблены, что того и гляди вообще отключатся от реальности.
Кроме того, в данном списке лауреатов нет ни одного названия, не присутствующего в перечне номинантов на «Золотую маску». Какой интерес без конца премировать одних и тех же – непонятно. Ведь ценность премии – еще и в умении не петь в общем хоре. Хочется, чтобы в лауреатских списках было большее разнообразие имен. Хотя, с другой стороны, любая премия субъективна. А премия театральная – тем более.
Школа злословия
Молодой режиссер Константин Богомолов |
В одной хорошей детской книжке есть фраза: «Во время еды должно быть весело». Хочется думать, что во время вручения премии – тоже. Каков бы ни был результат, люди приходят на подобные мероприятия не для того, чтобы получать по физиономии.
Однако придумавший церемонию «Гвоздя сезона» молодой режиссер Константин Богомолов придерживается иного мнения. Почти двухчасовое мероприятие выглядело не безобидным капустником, а злобным сведением счетов.
Поневоле начинаешь задаваться вопросом: ведь у автора церемонии вполне удавшаяся творческая судьба – так откуда же эта тотальная ненависть к театральному процессу?
Все мы бываем кем-то или чем-то недовольны, но это не повод портить настроение всем без разбора. Хотя есть нехорошее подозрение, что автор искренне полагал, что его придумки смешны. К двум конферансье – актерам Российского молодежного театра Алексею Мясникову и Алексею Веселкину, а также изображавшему «раба антрепризы» Михаилу Полицеймако претензий нет. А вот от иных сочинений автора (быть может, он был и не один, но публично озвучивалось только его имя) волосы вставали дыбом.
Судите сами: разве этично представлять спектакль «Рассказ о семи повешенных» фразой: «Сегодня в «Табакерке» повесят семерых русских» – и пространными шуточками на тему гестапо? Неудивительно, что после подобных слов режиссер спектакля Миндаугас Карбаускис даже не пожелал выйти на сцену, быстро забрал награду и ушел. Все-таки национальный вопрос – вещь деликатная, и не стоит переступать границы.
Дальше – больше. Предваряя награждение МТЮЗа, на сцену вышли три актера, изображающие детей, и стали рассказывать, как плохо действует на них посещение данного театра. «Потрясает дядя Игорь психику ребенка» – это в адрес сидевшего в зале Игоря Ясуловича. А вышедшие вслед растерянные участники «Трамвая «Желание», словно оправдываясь, говорили, что в репертуаре театра есть и смешные спектакли.
Однако апофеозом стало исполнение «рабом» песенки Маугли (перед награждением Театра оперетты) на мотив знаменитой арии мистера Икса, где попались и такие слова: «Пусть плюет мне Бурляев в рожу!» Подобные моменты даже комментировать не хочется. После каждого экзерсиса такого рода зал замирал, не зная, как реагировать. Увы, беспомощность перед хамством – нормальная черта многих людей.
К счастью, были в процессе церемонии и приятные моменты. Вручение других премий СТД шло вполне традиционно. Премией имени Михаила Царева «За успешное постижение профессии актера» отметили выпускницу Школы-студии МХАТ Мирославу Карпович, выпускника РАТИ Евгения Ткачука и выпускника Нижегородского театрального училища Алексея Красненка.
Та же премия имени Царева «За успешное воспитание актерской смены» была вручена легендарным педагогам Риве Левите (Нижегородское театральное училище) и Вениамину Фильштинскому (СПБГАТИ).
Премию «Хрустальное перо», которую вручают театральным журналистам из провинции, пишущим «о русском театре на русском языке», увезет в Баку Валентина Резникова.
А персональная премия председателя СТД РФ досталась Юрию Петровичу Любимову. Человеку, чье мастерство и авторитет не требуют доказательств. И вид зала, как по команде поднявшегося для приветствия легендарного мэтра, стал самым запоминающимся эпизодом этого неоднозначного вечера.