О том, как проходят посвященные им фестивали, и о многом другом – в нашем хит-параде, где мы предлагаем все самые интересные события за две недели.
1. После «Свадебки» – хоть «Потоп»
При всем изобилии программ, которые предлагает московская афиша, разговоры о нехватке качественных концертных залов не кончатся, наверное, никогда…
Полгода назад исполнилось 125 лет со дня рождения Игоря Стравинского – величайшего композитора ХХ века, занимающего исключительное положение в истории музыки. Если даже такой шедевр столетия, как цикл симфоний Шостаковича, явно восходит к Малеру и воспринимается нами как единое целое, то творчество Стравинского – чистый феномен, в рамках которого куда сложнее выделить какие-либо закономерности и общие черты.
Если вы знакомы с балетами «Жар-птица» и «Петрушка» – и впервые слушаете Скрипичный концерт или Симфонию псалмов, вас ждет потрясение: совершенно не верится в то, что это сочинил один и тот же композитор. Еще меньше похожи на «Весну священную» поздние «Потоп» и «Агон»; увидеть, что почти каждое произведение Стравинского так или иначе обусловлено предыдущим, можно лишь при вдумчивом, глубоком погружении в его музыку.
К сожалению, Москва в уходящем году такой возможности не предоставила: если 100-летию Шостаковича был посвящен масштабный фестиваль, то 125-летие Стравинского отмечалось куда скромнее. Ряд программ отдал его музыке Валерий Гергиев, капелла Полянского повторила «Царя Эдипа» в постановке трехлетней давности, Теодор Курентзис продирижировал «Свадебкой», единственным концертом отчитался Владимир Федосеев – вот практически и всё.
К сожалению, названные дирижеры ограничились репертуаром, созданным до 1945 года, хотя позже Стравинский создал еще три десятка опусов, абсолютно не похожих на сочинения предыдущих десятилетий. Два из них недавно представил Геннадий Рождественский, еще несколько прозвучит в программе фестиваля, который посвящает Стравинскому Московская консерватория.
10 декабря в Большом зале (БЗК) оркестр и хор Консерватории исполняют Симфонию псалмов; в программе также 85-я симфония и Двойной концерт Гайдна (солисты Тигран Алиханов и Владимир Иванов, дирижер Анатолий Левин). Днем позже в Рахманиновском зале – вечер, посвященный Стравинскому и композиторам Новой венской школы: ансамбль «Студия новой музыки» под руководством Игоря Дронова представит Шесть багателей Веберна, Пять песен Берга, фрагменты «Лунного Пьеро» Шенберга (солистка Светлана Савенко), а также «Дамбартон Окс» и сюиту из «Сказки о солдате» Стравинского.
12 декабря в Малом зале (МЗК) – Три пьесы для квартета, Концерт для двух фортепиано и вновь «Сказка о солдате», но уже в полной версии с участием рассказчика; текст от автора читает Вениамин Смехов. 13 декабря в Большом зале хор «Духовное возрождение» Льва Конторовича и органист Константин Волостнов представят Introitus памяти Т.С.Элиота и Мессу Стравинского, а также кантату Карла Орфа Catulli Carmina. Стравинский будет звучать также 22 декабря в Рахманиновском зале: его сочинения наряду с музыкой Шимановского и Кодая исполнят Алексей Любимов, Иван Соколов, Вячеслав Попругин и Алиса Гицба. Фестиваль продолжится несколькими концертами в январе и завершится уже в марте.
2. Памятка забронзовевшему
В декабре исполняется 75 лет Родиону Щедрину |
В декабре исполняется 75 лет Родиону Щедрину. Щедрин – удивительный пример композитора, чье имя известно и любимо куда больше, нежели собственно его музыка. Для широкой публики Родион Щедрин – в первую очередь автор «Кармен-сюиты» по мотивам оперы Бизе и муж Майи Плисецкой. Для меломанов Щедрин среди советских классиков находится чуть позади первого эшелона (Шостакович, Прокофьев, Шнитке), хотя и впереди второго (Мясковский, Вайнберг, Борис Чайковский).
Тем абсурднее, что среди его сочинений наиболее известна и та же «Кармен-сюита», тогда как Щедрину принадлежит целый ряд новаторских инструментальных концертов, прекрасные балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», выдающаяся опера «Мертвые души». Однако без юбилейных поводов музыка Щедрина у нас почти не исполняется, а в магазинах (включая и европейские) из его сочинений чаще всего можно найти лишь «Кармен-сюиту».
В декабрьских концертах полтора десятка сочинений Щедрина все же прозвучит. 14 декабря в БЗК – хоровая опера «Боярыня Морозова». Днем позже в МЗК – авторский вечер Щедрина, где его камерную музыку будут играть Борис Андрианов, Никита Борисоглебский и Екатерина Мечетина; к ним присоединится и сам автор. 16 декабря в БЗК Щедрина играет Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева; в программе «Диалоги с Шостаковичем», «Анна Каренина» (романтическая музыка), Два танго Альбениса и Parabola concertante (солист Давид Герингас).
На следующий день оркестр Консерватории представляет кантату из оперы «Не только любовь», вечнозеленую «Кармен-сюиту» плюс раритет – курортную кантату «Бюрократиада», написанную на текст «Памятки отдыхающему». 18 декабря юбилейный фестиваль закроют Большой симфонический оркестр, Денис Мацуев и Юрий Башмет: прозвучат Пятый фортепианный концерт, Concerto dolce для альта, оркестра и арфы, а также «Старинная музыка российских провинциальных цирков».
Большинство названных сочинений за последние годы так или иначе исполнялось в Москве. Между тем, у Щедрина есть великолепная музыка, не звучавшая у нас куда дольше – абсолютно новаторские Вторая симфония, первые фортепианные концерты, Sotto voce concerto для виолончели, чеховские балеты и многое другое. Следует вспомнить о них, если мы хотим чествовать подлинного Щедрина, а не забронзовевшего классика – иначе через пять лет нас ждет очередной юбилейный фестиваль примерно с той же программой.
3. Контрпрограммирование в действии
Несколько лет назад главным минусом московской музыкальной жизни была репертуарная бедность. С тех пор афиша стала куда разнообразнее, и тем заметнее разобщенность наших концертных организаций: чем исключительнее предстоящий концерт, тем вероятнее, что он совпадет с другим, не менее качественным. Речь отнюдь не только о контрпрограммировании: зачастую разные подразделения одной и той же организации планируют на один и тот же день три концерта, рассчитанных на схожую целевую аудиторию, как Московская филармония недавно.
Именной такой вечер ожидается 20 декабря: оркестром Большого театра в БЗК дирижирует прославленный чешский маэстро Иржи Белоглавек, а Национальным филармоническим оркестром России (НФОР) в Доме музыки – выдающийся отечественный дирижер Александр Лазарев. Особенно трудный выбор предстоит любителям изысканной чешской музыки: Белоглавек представляет Восьмую симфонию Дворжака и Глаголическую мессу Яначека, а Лазарев, как нарочно, «Полуденную ведьму» Дворжака и «Тараса Бульбу» Яначека (плюс симфонию Чайковского «Манфред»).
Переместиться в антракте из одного зала в другой маловероятно даже при самом благоприятном состоянии столичных дорог, тогда как Яначек вообще редко исполняется у нас, а названные сочинения – в особенности. Интересно было бы уточнить, кто из двух оркестров первым запланировал Яначека с Дворжаком на этот вечер, и знал ли об этом второй. В любом случае, на один из концертов пойти просто необходимо.
4. На бойком месте
Владимир Спиваков |
При всем изобилии музыкальных программ, которые предлагает московская афиша, разговоры о нехватке качественных концертных залов не кончатся, наверное, никогда. Пять с половиной лет назад состоялись первые концерты в Доме музыки на Красных холмах – теперь ММДМ уже справляет юбилей, хотя площадка на Павелецкой за это время не стала такой же привычной, как любой из залов Консерватории.
Как бы то ни было, 14 декабря Дом музыки отмечает пятилетие. На сцену Светлановского зала выйдут два коллектива Владимира Спивакова – НФОР и «Виртуозы Москвы»; компанию им составят органист Саймон Престон, певица Хибла Герзмава, скрипачка Камио Маюко, пианист Денис Мацуев, саксофонист Георгий Гаранян и многие другие.
Участие в концерте также примут стипендиаты Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова – Артем Науменко (флейта) и Сергей Финоедов (гобой).
Оба они играют на инструментах, подаренных Фондом, часто выступают в концертах вместе с Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы».
В эти же дни в Москве открывается Камерный зал Московской филармонии на Тверской улице. Здесь состоятся концерты семнадцати филармонических абонементов, в рамках которых выступят Московский ансамбль современной музыки, ансамбль солистов камерного ансамбля «Солисты Москвы» и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», Юрий Башмет и многие другие.
Здесь же пройдет фестиваль «Квартетное искусство», организованный Валентином Берлинским. «Академия старинной музыки» под руководством Татьяны Гринденко представляет в своем абонементе музыку XVII–XVIII веков. Три дневных абонемента Камерного зала предназначены детям.
Первый концерт в Камерном зале – 16 декабря: музыку Куперена, Перселла, Булла, Буамортье, Бенды, Баха сыграют Ольга Ивушейкова (барочная флейта), Александр Гулин (виолончель) и Федор Строганов (клавесин). А 22 декабря здесь же – программа «Первопроходцы музыкального авангарда», где ансамбль «Студия новой музыки» исполнит сочинения Стравинского, Шостаковича, Лурье, Мосолова, Прокофьева и Вышнеградского.