На этот процесс работают и все крупные столичные фестивали, и, реже, частные организаторы. Не у всех получается одинаково удачно, но от ошибок никто не застрахован. Ниже – основные гастрольные свершения за 2006 год.
На пятом по счету фестивале «Новая драма» впервые был показан опыт соединения современного текста и кукольного театра
Лучший драматический спектакль
Главное гастрольное событие случилось уже под конец года: Москву впервые посетил легендарный польский режиссер Кшиштоф Варликовский. Его спектакль «Крум» по пьесе Ханоха Левина (копродукция TR Warszawa и Театра Стары) виртуозно выстроен, великолепно сыгран и глобален как высказывание.
На примере заглавного героя Варликовский рассказывает о кризисе среднего возраста в масштабе целого мира. Не осуждает, но разрушает иллюзии. Заставляя каждого из нас помимо воли совершать серьезную душевную работу.
Лучший музыкальный спектакль
На долгожданное открытие основной сцены после реконструкции Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко пригласил знаменитого Анжелена Прельжокажа со спектаклем «Времена года». Один из признанных мэтров современной хореографии показал мудрую, лирическую и смешную работу о зарождении и продолжении жизни согласно законам природы.
Худший драматический спектакль
Таких, к сожалению, было много. Странных, кособоких, лишенных смысла. Но пальма первенства, пожалуй, у «Клаустрофобии» (Театр им. Стефана Ярача, Польша). Жесткая, безжалостная пьеса Константина Костенко превратилась в старомодное, дотошно бытовое по стилю и стыдливое по сути зрелище. Яркий пример того, как не надо ставить современный текст.
Худший музыкальный спектакль
Классический «Корсар» балетной труппы Латвийской национальной оперы оказался похож на провинциальный детский утренник. Чересчур броско оформленный и неловко, небрежно станцованный. Для чего нужно было показывать этот спектакль в Москве – загадка. Не хочется думать, что в Латвии так худо по части балета.
Новое театральное пространство
Венгерский режиссер Арпад Шиллинг, показавший на фестивале «Территория» свой спектакль Blackland, в одночасье был признан провокатором |
Самое огорчительное препятствие
Все чаще приходится слышать, что тот или иной достойный спектакль не добрался до Москвы из-за проблем на таможне. Излишняя дотошность доблестных «ограждающих входы» приводит к многокилометровым очередям, из-за чего декорации просто не могут вовремя доехать. К сожалению, никаких бонусов для театров у таможенников не существует. И как преодолеть эту проблему, организаторы столичных фестивалей еще не придумали.
Самая адекватная работа с прессой
Периодически возникает грустная мысль, что идеальных пресс-атташе, как и идеальных администраторов, не бывает. Но есть люди, стремящиеся к этому. В данном контексте команда фестиваля NET более всего соответствует предъявляемым требованиям. Если учесть, что основное количество спектаклей на NET технически сложны и управляться с количеством журналистов непросто, прилагаемые усилия достойны одобрения. Приятно, когда тебе создают нормальные условия для работы.
Самая неадекватная работа с прессой
Любой театральный обозреватель нуждается в информации. Подробности приезда Малого театра из Вильнюса приходилось узнавать у более просвещенных коллег, ибо у пресс-атташе гастролей, видимо, было весьма ограниченное представление о столичных пишущих людях и изданиях. В этой связи работать на данном мероприятии оказалось крайне затруднительно. Но, видимо, вильнюсский театр не был заинтересован в отзывах.
Самые респектабельные гастроли
В рамках проводимого Малым театром фестиваля театров стран Европы столицу посетил знаменитый итальянский «Пикколо ди Милано». Великого режиссера Джорджо Стрелера, руководившего этим коллективом, уже нет в живых, однако его спектакли находятся в превосходной форме. Оперу Моцарта «Так поступают все» в столице уже видели, а постановку «Счастливых дней» Беккета с Джулией Лазарини в главной роли довелось посмотреть впервые.
Самый провокационный спектакль
Венгерский режиссер Арпад Шиллинг, показавший на фестивале «Территория» свой спектакль Blackland, в одночасье был признан провокатором. На сцене ругались матом, раздевались догола, рассказывали о самосожжениях и семейном насилии... Однако, если присмотреться, природа этого спектакля – вовсе не в эпатаже. Шиллинг доступными ему способами рассказал нам о том, что его больше всего волнует, – о судьбе собственной страны. Заставив иначе посмотреть на мир в целом.
Самый искренний спектакль
На пятом по счету фестивале «Новая драма» впервые был показан опыт соединения современного текста и кукольного театра. Польский спектакль «Сны» по пьесе Ивана Вырыпаева, сделанный и сыгранный актрисой Агатой Куциньской (Teatr Ad Spectatores), – зрелище нежное, трогательное и депрессивное. Оказалось, что хрупким тряпочно-веревочным существам, живущим в стеклянных аквариумах, веришь и сопереживаешь гораздо больше, нежели иным живым артистам.
Самые ожидаемые гастроли на следующий год
В 2007 году пройдет очередной Международный театральный фестиваль им. Чехова. На этот раз в программе спектакли Питера Брука и Тадаши Судзуки, Робера Лепажа и Филиппа Жанти, Оливье Пи и Роберта Стуруа. Два месяца настоящего эстетического пиршества гарантированы.