Кто бы знал, что через каких-то 30 лет большинство коллекций будет распродаваться в первый же день, а участие станет настолько почетным, что художники будут разрывать контракты со своими агентами, если они не добыли им приглашения на «Арт-Базель».
На 37-й ярмарке «Арт-Базель» побывало более 56 тысяч человек (просто посетителей, галеристов, художников, профессионалов). Программа ярмарки включала в себя несколько частей: общая программа Art Unlimited, собравшая более 74 проектов; произведения искусства молодых художников в программе Art Statements; Balelatina, представляющая латиноамериканское искусство. Для специалистов были организованы Art Conversations – круглые столы, посвященные самым актуальным вопросам современного искусства.
Стиль жизни
Французский художник Кадер Аттия рядом со своей инсталляцией «Бесконечность» на выставке Арт-Базель |
Для многих коллекционеров из светской тусовки посещение стало настолько же частью антуража, сколь и дорогие машины с шофером, личные самолеты и наряды haute couture. «Арт-Базель» в этом плане ничем не отличается от Недели моды в Милане или Париже, недаром спонсором выступает компания BMW, предоставляющая по совместительству и роскошные машины не менее роскошным клиентам. В этом году в аэропорту Базеля приземлилось рекордное количество частных самолетов – 150 за пять дней выставки. А вот модный дом Prada даже открыл свой бутик на время выставки, что лишь подтверждает аксиому: увлекаться искусством нынче модно. Этим наше время чем-то напоминает «безумные 20-е», о которых писал Фицджеральд. Журналисты светской хроники только потирают руки да щелкают затворами – на бесчисленных показах и вечеринках засветились Майкл Овиц (голливудский агент), Питер Брант (газетный магнат), Майкл Йор и Фэй Данауэй (актеры) и многие другие.
Искусство стало настолько модным, что, по слухам, манхэттенский дилер Филипп Сигало специально выписал себе гримера, который изменил его внешность до неузнаваемости. Тогда Сигало проник на ярмарку незамеченным и заключил для своих клиентов несколько впечатляющих сделок.
История, конечно, более похожа на сюжет голливудской комедии класса «В», но, как известно, нет дыма без огня. На «Арт-Базеле» и не такое можно услышать.
Диктатура моды
Посетительница рядом с инсталляцией бельгийской художницы Карстен Холер «Карусель зеркала» |
Во-вторых, ярмарки, некогда служившие скорее переносным музеем, теперь все больше уподобляются аукционам вроде Christie’s или Sotheby’s. Дилеры нагнетают ажиотаж, и то, что в галерее не замечалось месяцами, на «Арт-Базеле» раскупится за полчаса. Так, за миллион было продано полотно Зигмара Полке (по слухам, его купил музей Гуггенхайма). А инсталляция скульптур 1959–1960 годов Джеймса Ли Байарса была продана в течение 10 минут, что редко с ним случается.
В-третьих, все распродается с такой скоростью, что спрос превышает предложение. Если раньше организаторы боялись, что не хватит известных имен и хороших работ, чтобы привлечь покупателей, то теперь это неважно. Еще до начала выставки распродаются не только мастера – даже на молодых авторов выстраиваются очереди покупателей.
Проблема, по словам известного искусствоведа и коллекционера Крейга Робинса, заключается в том, что арт-рынок сейчас чересчур оживлен, что неминуемо вредит молодежи, которая начинает творить на потребу дня. Как коллекционер он предпочел бы оценивать художников в перспективе их многолетних творческих достижений, а не модных тенденций этого сезона.
Не все золото, что Восток
Публика на выставке Арт-Базель рядом со стендом германской художницы Анке Доберауэр |
Что ж, нынче этот лозунг устарел. Раз уж искусство вошло в моду, оно теперь равняется именно на богатых. Даже сам Дамиан Херст, известнейший британский художник и деятель современного искусства, нынче предпочитает материалы поблагородней – в настоящее время он занят тем, что творит череп из платины и бриллиантов в натуральную величину. Череп этот обойдется ему от 8 до 10 млн. долларов и станет, пожалуй, самым дорогим произведением искусства в мире, в том, что касается его производства. На «Арт-Базеле» в рамках Art Statements Теренс Кох создал инсталляцию из индюшек, покрытых 24-каратным золотом, в стеклянных боксах – и все они были распроданы. Четыре бокса за 100 тыс. евро.
Этот «новый элитаризм» в искусстве чересчур напоминает видение новых русских.
Все, что блестит, – золото, а все, что богато, – хорошо. Помните моду на малиновые пиджаки? Иногда кажется, что именно такой малиновый пиджак (вместо мантии) примеряет на себя и современное искусство. Недаром ярмарка привлекла новых дилеров из России, Индии и Китая, что подтверждает, что рынок искусства действительно разворачивается лицом к Востоку.
Впрочем, Восток не всегда оправдывает европейские ожидания. В один из последних дней был организован круглый стол по вопросам сохранения коллекций музеев на Ближнем Востоке. Ни для кого не секрет, что слишком долгое время искусство Древнего Востока было желанной добычей для европейцев, – сколько тяжб ведется в наши дни по поводу похищенных из Египта и Турции артефактов.
Теперь же египетские музеи с гордостью заявляют о том, что они обладают «наследием фараонов, а значит, фараоны и сами». Свое искусство готовы представить и Палестина, и Израиль (презентация израильского музея Herzliyz Museum – пожалуй, самый политизированный проект нынешнего «Арт-Базеля»), и Арабские Эмираты (биеннале Sharjah).
Выступавшим не хватало времени, а слушателям – терпения. Дискуссия же разыгралась только в самом конце, когда кто-то из слушателей сказал: «Похоже, наша культура одержима коллекционированием и выставлением напоказ собственных коллекций. Запад неправ, так что нам, возможно, стоит найти новое решение… Хотелось бы, чтобы мы просто навсегда уничтожили искусство!» Кстати, в свое время талибы так и поступили с доисламскими статуями Будды. Что ж, будем надеяться, что пока существует «Арт-Базель», такая точка зрения не получит всеобщего распространения.