Авторские колонки

10 октября 2007, 20:00

Андрей Громов: Лужков делает работу Каспарова

Лужков делает работу Каспарова. Активное дорожное строительство московских властей – идеальная реализация новой технологии оранжевой революции в России.

Где-то чуть более года назад, когда уже стало ясно, что всепобеждающая сила технологии оранжевой революции оказалась сильно преувеличена и в России ее схему реализовать никак не получится – один умный человек заметил, что за 10 миллионов он бы легко и быстро подготовил условия для этой самой революции.

Деньги же он собирался потратить следующим образом: 5 миллионов украсть, а на остальные 5 миллионов мотивировать чиновников московской мэрии и работников дорожно-строительных фирм чтобы они начали одновременно строить развязки, ремонтировать мосты и рыть туннели на ключевых трассах города.

Надо совсем немного в трех-четырех ключевых местах перекопать – и всё, город встал намертво

«Надо совсем немного: в трех-четырех ключевых местах перекопать – и всё, город встал намертво. Люди стоят в пробках часами, звереют, злятся, раздражаются на всех вокруг. Далее осталось только направить их гнев на главных виновников (тут хорошо бы по городу плакатиков развешать про гений Путина и его великую заботу о москвичах) – власть, и вот в Москве уже революционная ситуация, десятки тысяч несогласных, обозленных, лишенных перспектив человеческой жизни в городе. А главное, ведь уже ничего не отыграешь назад – нет такой политтехнологии, чтобы пробки рассасывать».

Выслушав всё, другой мой умный и понимающий приятель заметил, что нынешняя система московского хозяйствования устроена так, что можно и все 10 миллионов украсть – они и без всякой мотивации со стороны всю эту прекрасную технологию реализуют.

Собственно, так оно и произошло. Давно затеянная грандиозная реконструкция Ленинградки на неопределенное время практически закрыла въезд в город сразу по двум направлениям: Ленинградскому и Волоколамскому.

Картина мертвой пробки, растянутой на десятки километров Ленинградского шоссе, – это уже не нечто экстраординарное, а элемент повседневной жизни (такси уже стараются не принимают утренние вызовы в Шереметьево – никто из водителей не хочет возвращаться в город в течение нескольких часов).

Но этого показалось мало – началось строительство развязки на Белорусской, и теперь встала уже Тверская. Решающий же удар по Москве решено было нанести в районе другого вокзала – Рижского. Неожиданно началась реконструкция Крестовского моста, в результате чего движение по Ярославскому шоссе оказалось окончательно парализованным, а весь северо-восток отрезан от города. В поисках путей объезда люди бросились кто в поперечные улицы и переулки, кто на кольца – и все они, разумеется, также намертво встали.

Город в последние дни в часы пик (которые теперь растянулись с 18 до как минимум 22 часов) превращается буквально в ад. Машины толкутся в мертвых пробках, водители звереют, злятся, выезжают на перекрестки и встречку, еще критичнее усугубляя ситуацию. А тут еще погоды стоят на редкость мерзкие, вокруг темно, сыро и безысходно.

И над всем этим пространством раздражения и безысходности возвышаются щиты: «План Путина – будущее России». Тут даже не надо никаких врагов Отечества и злобных технологов оранжевых революций, чтобы вопросы «а нужно ли такое будущее», «а не в результате ли этого плана я сейчас стою в безысходной пробке» и, конечно, сакраментальное «он-то, небось, в пробках не стоит» – сами собой родились в голове.

Люди уже привыкли к тому, что у них есть машины – они их сами заработали и сами отдают по ним не самые дешевые кредиты, а вот тот факт, что ездить и жить в единственном городе в стране, где можно прилично зарабатывать, становится невозможно – это как раз насущная реальность.

И ведь никто, никаких оранжевых (черных, серо-буро-малиновых) технологий не применял – всё это происходит в результате естественного развития хозяйственной системы города, где дорожное строительство – побочный результат основной деятельности хозяйственных субъектов – воровства. Путин с трибун съезда может сколько угодно призывать «контролировать траты средств на строительство дорог» и призывать бороться с воровством – сама система устроена так, что воровством является любое строительство само по себе.

Все в цепочке от разработчиков до исполнителей ориентированы на освоение как можно большего количества средств – все остальные задачи принципиально вторичны. А потому никого, по большому счету, не волнуют ни пробки, ни люди, в них стоящие – волнуют только заказы и возможности выполнить эти заказы с максимальным размахом.

Закреплен за фирмой N ремонт Крестовского моста – она сделает всё, чтобы начать его ремонт как можно скорее и получить на это как можно больше денег. А нужен ли, своевременен ли этот ремонт, а не начать ли сначала со строительства дублирующей транспортной артерии – эти вопросы не только решать, но и ставить некому. Они находятся вне парадигмы освоения средств.

Город в последние дни в часы пик (которые теперь растянулись с 18 до как минимум 22 часов) – превращается буквально в ад

Вот западные специалисты недоумевают: почему в Москве все средства тратятся на расширение трасс. Выглядит все очень здраво и благодетельно: чем шире дорога, тем больше машин она пропускает и тем меньше вероятность пробок (да и общие показатели площади дорог растут), однако на самом деле все ровно наоборот.

Во всех учебниках уже более 50 лет едва ли не в первых строках записан едва ли не основной закон этого строительства: при плотном движении двухполосная дорога на всем ее протяжении будет пропускать больше машин, чем четырехполосная дорога с сужением хотя бы в одном месте. В этом законе нет ничего сверхоригинального — об эффекте бутылочного горлышка известно из курса природоведенья за второй класс.

Основная масса пробок возникает как раз тогда, когда водители вынуждены перестраиваться, пропуская друг друга. Когда трасса свободна, в этом нет большой проблемы, но при плотном движении начинает работать эффект бутылочного горлышка.

Однако этот закон в российских условиях перекрывает другой, более действенный: дорожная компания, аффилированная с городскими властями, должна регулярно получать как можно более выгодные заказы на строительство. А самый эффективный тип таких заказов – расширение дорожного полотна.

Вот западные специалисты недоумевают, почему у нас дорожные работы ведутся намного дольше, чем в Европе, хотя в условиях плотного городского движения сжатые сроки должны быть значимым критерием при отборе исполнителей. Однако и тут ответ прост: чем дольше строишь, тем больше можно освоить денег. К тому же компании не могут себе позволить не получить выгодный заказ, даже если ресурсов выполнить все заказы у них нет. Пускать в систему кого-либо со стороны или сделать вход на этот рынок свободным – это значит разрушить ее основания.

Вот западные специалисты недоумевают по поводу пренебрежения другим основным законом городской транспортной инфраструктуры: в городе первична не скорость, а стабильность движения. Вот московские власти с маниакальной настойчивостью внедряют идеи бессветофорного движения. Эта концепция тоже выглядит привлекательно, и многие водители верят, что когда закончится весь этот ад строительства ленинградки – в городе станет легче ездить… Нет, не станет.

Бессветофорное движение хорошо там, где главное – обеспечить скорость: оно идеально для магистральных трасс, связывающих города. Там, где транспортные потоки легко всасываются в разнообразные дороги и магистрали, где строительство ведется в открытом пространстве и где нет никаких помех для того, чтобы продуманно строить развязки и развороты, делать удобные съезды и заезды.

В городе принципиально ограниченное пространство, а городские магистрали призваны не только связывать определенные пункты, но в первую очередь связывать друг с другом сеть дорог. Если машина, чтобы повернуть направо, должна проехать несколько километров прямо, проехать развязку и вернуться назад – то всё это время она создает дополнительный трафик.

Если от точки А до точки Б автомобиль может проехать 5 км, но из-за отсутствия поворотов на магистральной трассе едет 10, то трафик только от этого возрастает в два раза. При этом вся нагрузка избыточного трафика идет на развязки – и без того самое слабое место городской дорожной системы (к тому же у нас их еще строят каким-то специально извращенным образом, вопреки всем законам и здравому смыслу).

Всю эту скучную теорию, впрочем, можно легко опустить. Просто стоит взглянуть, как функционируют у нас уже имеющиеся две бессветофорные трассы: Третье транспортное кольцо и МКАД. Обе эти современные многополосные магистрали большую часть времени стоят намертво. Бессветофорная Ленинградка обречена той же участи.

В общем, очевидно, что все нынешние страдания москвичей в пробках из-за масштабных дорожных работ не окупятся будущим высвобождением. Когда строительные работы закончатся – лучше не станет. И тут, опять же, нет ничьей злой оранжевой воли: просто дороги строят не затем, чтобы москвичи перестали стоять в пробках, а затем, чтобы у компаний N, NN и прочих были регулярные выгодные заказы.

Чтобы нормализовать движение в Москве, нужно сделать несколько сотен мелких усовершенствований – там перенести светофор, там отрегулировать его, там сделать небольшой мостик, там маленький туннель. Но всё это кропотливая работа, не обещающая многомиллиардных трат, а потому никому решительно не интересна. Зато огромные туннели и масштабные развязки под бессветофорное движение – может, и бесполезны для городского движения, зато для системы оптимальны.

Собственно на том и держится эта система, что до людей в пробках и вообще до людей ей, собственно, и дела нет никакого. Она вообще никак с их интересами не пересекается. И тут уже впору задуматься о действии ключевого закона из совсем другого учебника: про власть и ее отношения с обществом.

Вам может быть интересно

При сходе с рельсов поезда Воркута – Новороссийск в Коми пострадали 70 человек
Темы дня

«Русские писатели поклоняются не войне, а солдату»

«Шесть членов Союза и Совета молодых литераторов погибли на фронте или умерли от ран. Два члена Союза стали Героями России (посмертно). Один писатель, член правления, пропал без вести. 18 членов Союза на точке «ноль» сейчас». Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов рассказал газете ВЗГЛЯД о том, какой должна быть роль литературы сегодня.

«С легким паром!» История создания первой в мире АЭС

Ровно 70 лет назад, 26 июня 1954 года, была запущена первая в мире атомная электростанция (АЭС). Ею стала знаменитая Обнинская АЭС, построенная в Советском Союзе. Как создавалась и была устроена эта станция, почему в США иногда оспаривают советское первенство и какое значение разработки данной АЭС имеют для атомной промышленности всего мира?

Словакия решила присоединиться к чешской инициативе по поставкам снарядов Украине

Эксперт объяснил замысел новых атак Украины на ЗАЭС

Рябков заявил о начале важного этапа обмена заключенными между Россией и США

Новости

Погибшая при падении BMW с парковки женщина была беременна

Водитель и пассажирка BMW, которые вылетели с третьего этажа парковки ТРЦ в Краснодаре, ждали ребенка, на момент трагедии женщина была беременна, рассказал близкий друг погибшего.

Астана опровергла слова Кэмерона про умирающих за Казахстан украинцев

Британский министр иностранных дел Дэвид Кэмерон, утверждающий, что глава дипведомства республики Мурат Нуртлеу в конце апреля якобы заявил ему, что украинцы умирают за Казахстан, сдерживая Россию, несет всю ответственность за дезинформацию, заявил официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров.

Член ОП назвал негативные последствия повышения пошлины за развод

Для тех пар, что решили развестись, такая пошлина не станет большим препятствием. Но она помешает оформить брак тем парам, что чувствуют себя неуверенно, заявил газете ВЗГЛЯД председатель комиссии Общественной палаты России по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко, комментируя инициативу с 2025 года увеличить госпошлину на развод до 5 тыс. рублей.

Два поезда с помощью направились к месту схода вагонов в Коми

Два восстановительных поезда с помощью направлены к месту железнодорожной аварии в Республике Коми, где с рельсов сошли вагоны пассажирского поезда, сообщили в администрации Инты.

Президент Чехии назвал последствия поражения Украины в приграничных с ней странах

Поражение Украины может привести к миграционному и экономическому кризису в соседних европейских странах, заявил президент Чехии Петр Павел.

В Совфеде дали совет обвинившему Россию в утрате Карабаха секретарю Совбеза Армении

Обвинениями в адрес России секретарь Совбеза Армении создает проблемы для своей страны и армянского народа. Об этом газете ВЗГЛЯД заявил сенатор Андрей Климов. Ранее Армен Григорян заявил, что Россия «забрала» Нагорный Карабах «из рук Армении и вернула его Азербайджану».

Завершено расследование дела об убийстве экс-командира подлодки «Краснодар»

СК завершил расследование уголовного дела об убийстве бывшего командира подлодки «Краснодар» Станислава Ржицкого, сообщили в пресс-службе ведомства.

Подозреваемого в шпионаже в пользу России австрийца отпустили

Бывший сотрудник австрийской разведки Эгисто Отт, который был заподозрен в шпионаже в пользу России, был освобожден на свободу, сообщила газета Kurier, ссылаясь на свои источники.

Названа сумма ущерба от преступлений киевского режима

Сумма ущерба от преступлений киевского режима в Донбассе, Новороссии и приграничных районах превысила 734 млрд рублей, сообщил заместитель председателя Следственного комитета России Александр Федоров.

Небензя обвинил Киев в гибели 192 российских детей

Украина ответственна за гибель 192 детей на территории России с февраля 2022 года, заявил постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя на заседании Совета Безопасности.

Названа возможная причина схода поезда с рельсов в Коми

Предварительной причиной схода пассажирского поезда Воркута – Новороссийск может быть повреждение полотна в результате обильных осадков, сообщила пресс-служба РЖД.

Заявление ЕС с осуждением России заблокировала Венгрия

Единственной страной ЕС, которая заблокировала совместное заявление всех стран сообщества с осуждением ответных мер России в отношении европейских СМИ, стала Венгрия, сообщил портал 444.hu со ссылкой на источники.
Мнения

Марина Хакимова-Гатцемайер: У немцев нашлось пять причин, чтобы одуматься

Почему многие немцы сейчас отдают свои голоса партиям, настроенным на мирное сосуществование с Россией и требующим прекращения поставок оружия украинскому режиму? Страх перед русским оружием, да и русским характером – это первая причина. Но не единственная.

Игорь Караулов: Пора вынуть голову из информационной духовки

Изъяны блогосферы как источника информации являются продолжением ее достоинств. Да, новостей в Сети очень много. Но значительную их часть можно квалифицировать как распространение слухов. Если раньше понятие «агентство ОБС» расшифровывалось как «одна баба сказала», то сегодня это следует понимать как «один блогер сказал».

Андрей Полонский: Франция пытается сохранить потрепанное лицо

Российская СВО стала катализатором пока еще не до конца проявленных, но очень интересных процессов по всей Европе. Она возвращает Старый Свет в историю, ставит его перед выбором – либо продолжить национальное существование, либо окончательно умереть, уйти в унификацию и подчиниться Америке.
Вопрос дня

Как правильно перевозить кошку или собаку в поезде и самолете на дальнее расстояние?