Длительное виртуальное отсутствие моей колонки в газете объясняется моим отсутствием реальным. За это время я успел побывать в самых разных концах земного шара: от индустриального Нью-Йорка до нетронутого Тянь-Шаня. А кроме всего прочего, заехал в Берлин на вторую по значимости в мире музыкальную выставку Popkomm-2005, на которую собираются представители музыкальной индустрии практически со всех континентов.
Выставка этого года поразила меня тем, что большинство ее участников (где-то 70% стендов) победно заняли компании, которые сейчас доминируют в музыкальном бизнесе, а именно: контент-провайдеры, downloads-компании, а также компании, делающие промо в глобальной Сети. Вокруг завоевателей пространства новой медии крутился весь интерес. И такого рода компаний было гораздо больше, чем фирм, занимающихся традиционным для музыкальной индустрии распространением и производством. Складывалось впечатление, что такие монстры, как Universal Music, Warner Music, SONY-BMG ютились на выставке где-то по углам павильонов.
Интерес к тому, что связано с новой медией – рингтонами, а также с инновациями – реалтонами и сонгтонами, понятен. В настоящее время рингтонов продано гораздо больше, чем привычных для Европы синглов. Во многих странах рынок синглов на сегодняшний день практически перестал существовать. Причина проста: downloading стремительно вытесняет все прочие способы «приобретения» музыкальных новинок.
Crazy Frog продан в количестве более чем 20 млн. рингтонов, а цена каждого рингтона в Европе составляет около 4 евро
Была замечена еще одна интересная тенденция. Если раньше фирмы грамзаписи ориентировались на то, как будет звучать песня в формате радио, то теперь они ориентируются на звучание в формате рингтона, другими словами, – будет ли эта песня востребована на телефоне. Например, та же Бритни Спирс, по мнению основных участников нового рынка, в формате рингтонов продается плохо. Нерингтоновой певицей оказалась на поверку Бритни, а значит, и перспективы Спирс в новом мобильном будущем весьма туманны.
Представители фирм грамзаписи с трудом добиваются аудиенций у контент-провайдеров с одной лишь целью – выяснить, будет ли продаваться та или иная мелодия в формате рингтона. Мобайл-контент компании уже имеют своих гуру-цензоров, от росчерка пера которых зависит сейчас судьба не одного музыкального проекта. Мобильные мейджоры вместе с представителями фирм грамзаписи обсуждают новоиспеченный формат и потенциальные новинки для этого формата.
Все просто: если кто-то вкладывает деньги в исполнителя и если этот исполнитель может продаваться только на уходящих материальных носителях, коими являются компакт-диски, то это лишь небольшая часть доходов, которую может получить компания. А если при том же самом финансовом вложении этот артист перспективен для формата рингтонов и реалтонов, то это означает, что фирма может получить большую часть возможного дохода, не упустив такие лакомые кусочки, как рингтоны и реалтоны.
Crazy Frog |
Рост рынка мобильного контента за последние три-четыре года составил несколько сот процентов в квартал. Очевидно, что он будет расти и дальше. В разговоре с представителями китайского РАО из Гонконга и одного из самых крупных сотовых операторов в Китае был задан вопрос: «А как в Китае сейчас продаются пластинки?» На что представители ответили: «Вы говорите про пластмассовые кружочки? У нас давно уже основным распространением музыки являются downloading и телефон». Южная Азия технологически на 1–2 года опережает Европу и Америку. На сегодняшний день самая популярная песня downloads в Китае продана в количестве 300 миллионов. Где это видано? Это огромная цифра даже для перенаселенного Китая. Насколько будет меняться система передачи музыки, настолько будет меняться и система самой музыки, которую захотят скачивать, слушать через телефоны и компьютеры.
Основным спсособом распространения музыки являются downloading и телефон |
Итак, матрица сделала на Popkomm-2005 еще один крупный шаг. А что из этого выйдет, увидим в будущем. И дружно скачаем!
Я буду готовить материал об изменении роли участников музыкальной индустрии на российском рынке. Если есть заинтересованные мобайл-контент-компании и представители фирм грамзаписи или кто-то хочет внести свои замечания, то милости прошу – пишите.