Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевОтставка Яценюка поможет Порошенко сорвать перемирие в Донбассе
В середине декабря у правительства Яценюка истекает срок «иммунитета», данный ему Радой. Уже сейчас верные президенту депутаты говорят о необходимости перетряски Кабмина, в главное кресло которого рвется Саакашвили. Отставка Яценюка неизбежно вызовет распад коалиции, а ведь именно этим проще всего оправдать несоблюдение Киевом минских соглашений.
На этой неделе Юрий Луценко, возглавляющий в Раде фракцию «Блок Петра Порошенко», заявил о возможности отставки всего состава украинского правительства. «Или мы меняем министров, которые не справились с задачами, а таких, увы, много. Или количество желающих радикальных изменений в парламенте достигнет критической точки, и премьер-министр получит вотум недоверия», – изложил он варианты возможного развития событий.
Нынешняя попытка Порошенко если не выкинуть предводителя «Народного фронта» из премьерского кресла, то хотя бы добраться до назначенных по его квоте глав особо значимых для президента ведомств – далеко не первая
При этом Луценко уточнил, что принципиальное решение его парламентскими побратимами пока не принято: «Мы ждем встречи с премьером и, возможно, со всем правительством, для выяснения причин провалов». В любом случае, по его словам, фракция БПП не намерена голосовать за бюджет-2016, пока не будет принят новый налоговый кодекс, на базе которого и должен быть сверстан бюджет на следующий год. Такое требование больше похоже на шантаж, если вспомнить, что в пику правительственному варианту налогового кодекса совсем недавно в Верховной раде был зарегистрирован законопроект об изменениях в Налоговый кодекс, подготовленный рекордным количеством депутатов (114 соавторов). Главным же автором выступила глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина – член фракции БПП.
Какие именно провалы в работе правительства могут увеличить количество жаждущих крови Яценюка «до критической точки», Луценко более подробно изложил еще в конце октября – сразу по окончании местных выборов. «Власть идет по пути непопулярных реформ, с ошибками, в том числе и кадровыми, с огромными страданиями людей в экономической и социальной сферах. Этот сигнал и парламент, и правительство должны услышать», – заявил он в эфире одного из украинских телеканалов. Тогда же Луценко конкретизировал время разбора полетов: «Как руководитель БПП утверждаю: у нас будет очень жесткий разговор с премьером, он ответит за политику ЖКХ, за большие ошибки в индексации пенсий и зарплат и другие вещи, которые услышал от людей на выборах. Думаю, что мы можем прогнозировать серьезные изменения в украинском Кабмине до глобальных уже в течение ноября».
Что интересно, всего парой месяцев ранее лидер президентской фракции, и тогда выражавший недовольство по поводу работы отдельных министерств, не был столь категоричен относительно перспектив председателя КМУ: «При всей критике малоэффективности правительства я лично считаю, что сейчас альтернативы премьер-министру Яценюку нет». Но тогда, в середине августа, в самом разгаре были переговоры о слиянии «Народного фронта» и Блока Петра Порошенко для совместного участия в предстоявших местных выборах и дальнейшей политической жизнедеятельности, что вынуждало Луценко быть дипломатичным. Теперь же, после того как Яценюк, в отличие от Кличко, уклонился от «дружественного поглощения», предпочтя вообще пропустить избирательную гонку на фоне последних социологических замеров (рейтинг премьера составляет 1%, его «фронтовиков» – менее 2%), с ним можно особо не церемониться.
#{smallinfographicleft=765507}Правда, в «Народном фронте», несмотря на электоральную непопулярность, люди сидят не беззубые. Народный депутат Андрей Тетерук (тот самый, что недавно ударил стеклянной бутылкой по голове депутата от «Батькивщины» Александру Кужель) в ответ на луценковские обещания «жесткого разговора» за провалы в ЖКХ и в социальной сфере посоветовал искать виноватых у себя под носом. «Как первый заместитель председателя фракции «Народный фронт», напоминаю своему коллеге, что именно за эти направления несут ответственность должностные лица, делегированные в Кабинет министров от Блока Петра Порошенко», – написал он в Facebook. Заодно этот горячий сторонник гендерного равенства отметил, что после инициированной президентом финансовой децентрализации назначаемые им губернаторы несут личную ответственность за состояние дел во вверенных им регионах. «Поэтому есть еще одна возможность провести жесткий разговор внутри Блока Петра Порошенко», – подчеркнул Тетерук.
Непотопляемый Арсений
Нынешняя попытка Порошенко если не выкинуть предводителя «Народного фронта» из премьерского кресла, то хотя бы добраться до назначенных по его квоте глав особо значимых для президента ведомств – далеко не первая. Еще в апреле, сразу после того, как был уволен глава Государственной финансовой инспекции Николай Гордиенко, обвинивший Яценюка и его приближенных в «крышевании коррупционных схем», группа депутатов потребовала создания в парламенте временной следственной комиссии и отстранения Яценюка на период расследования. Если учесть, что группу неравнодушных товарищей возглавил член фракции БПП Сергей Каплин, неоднократно используемый топ-менеджерами политсилы Порошенко для «зондирования почвы», эту акцию с большой долей вероятности можно было рассматривать как «пробный шар». Версию «учебной тревоги» косвенно подтвердил и тот факт, что никакого развития эта история в дальнейшем не получила.
Что же касается «наездов» на министра внутренних дел Арсена Авакова, то они не прекращались со дня формирования нынешнего состава Кабмина. Одним из последних стало письмо от Генеральной прокуратуры, поступившее в секретариат правительства, в котором сообщалось о начале проверки соблюдения требований законодательства сотрудниками милиции (в частности – министра) при осуществлении своих полномочий. Если конкретнее, следователи намеревались изучить появившуюся ранее в СМИ информацию о закупке для нацгвардейцев через фирму, принадлежащую супруге главы МВД, рюкзаков по завышенным ценам. Кроме того, их заинтересовала судьба 85 тысяч тонн нефтепродуктов, изъятых милицией у компаний беглого бизнесмена Сергея Курченко. Конфискат этот, вопреки обещанию Авакова, не был продан через аукцион, а пропал без вести при активном участии депутата-«фронтовика» Сергея Пашинского и экс-заместителя министра внутренних дел Виталия Сакала. Примерно в том же направлении убыли и 104 мешка янтаря, изъятые милиционерами в ходе проверки госпредприятия «Укрбурштин» и отправленные в Киев якобы на экспертизу.
- Яценюк торгует мандатами по бедности, а Порошенко – из жадности
- Кадровая политика Киева возвращает Украину в СССР
- Яценюк назвал условия для проведения выборов в ДНР и ЛНР
- За нападками Саакашвили на Яценюка стоят США
- "Игра престолов" на Украине входит в горячую фазу
- «Саакашвили спит и видит себя премьер-министром Украины»
- Василий Волга: За это Яценюка и Яресько любить, уважать и хвалить должны
- Украинские партии объединяются в "братскую могилу"
- Прогноз развития украинской экономики взят с потолка
- Яценюк перепутал Россию с Украиной
- Владислав Гинько: Яценюк готов распродать все что угодно
- Гуманитарному кризису в Донбассе способствует зависимость ООН от мнения Киева
- Алексей Грановский: ВСУ использовали в Дебальцево тактику гитлеровцев
- Скандальный олигарх одновременно поссорился с Украиной и Новороссией
- Донбасс считает, что война для него закончилась
Но даже трудовой энтузиазм подручных генпрокурора Виктора Шокина (кума Петра Порошенко) не принес желаемого результата. «Насколько мне известно, премьер Арсений Яценюк поставил вопрос грубо: если уйдет Аваков, уйду и я... А это грозит развалом коалиции, и в этом западные партнеры обвинят президента. Порошенко к этому пока не готов. Премьер прекрасно понимает, что Аваков – это его ключевой «оловянный солдатик», без него Яценюк рискует превратиться просто в «свадебного генерала», поэтому он Авакова не сдает», – предположил директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. По мнению политолога, хотя все основания, начиная от правовых и заканчивая политическими, для отставки Авакова уже сформированы, случиться такое чудо может только после переформатирования коалиции в целом – и лишь при условии одобрения со стороны «западных партнеров».
А пока глава МВД зализывает имиджевые раны, настала очередь министра юстиции Павла Петренко, которого на днях, сразу после грозных обещаний лидера парламентской фракции БПП, вызвали на допрос в Генпрокуратуру. Пока что в качестве свидетеля – в рамках уголовного дела, возбужденного по факту вмешательства в деятельность Конституционного суда, рассматривающего отдельные положения закона «Об очищении власти» (т. н. закона о люстрации) на предмет их соответствия Конституции.
Вообще-то получить «пригласительный» на допрос в ГПУ по данной теме должен был бы сам Арсений Яценюк, прямо на заседании Кабмина заявивший, что КС в его нынешнем составе не правомочен заниматься этим делом, потому как восемь его судей подпадают под действие люстрационного закона. Но его, скорее всего, либо оставили «на сладкое», либо на самом верху (даже не киевском) еще не принято принципиальное решение о дальнейшей судьбе задиристого премьера. Собственно говоря, на этот «верх», по всей видимости, и уповает Арсений Яценюк, уверенный в непоколебимости своих позиций по причине наличия мощной поддержки со стороны неоконовского крыла Госдепартамента США в лице Виктории Нуланд. С такой мощной «крышей» его не страшит даже скорое окончание «неприкосновенности» Кабмина, полученной в прошлом декабре вместе с утвержденной годовой программой правительства.
Убежденность Яценюка в собственном превосходстве, похоже, настолько сильна, что он, явно издеваясь, предлагает альтернативный вариант переформатирования правительства, особо упирая при этом на необходимость увольнения министра энергетики Владимира Демчишина – едва ли не главной креатуры Порошенко в Кабмине. Но и это еще не все: как и в случае с Аваковым, непотопляемый Арсений готов идти до конца. «Я хочу напомнить заявление господина Яценюка, которое он сделал на встрече с президентом на прошлой неделе в присутствии представителей разных фракций, о том, что после окончания иммунитета 12 декабря он действительно может быть отправлен в отставку. Он говорит, что спокойно к этому относится, что это европейская практика. Но тогда, по его словам, необходимо будет искать другой формат коалиции. В переводе на человеческий язык это означает, что снять премьер-министра он считает возможным только через досрочные парламентские выборы», – заявил парламентский рупор БПП Юрий Луценко.
Кабмин в обмен на мир
По мнению директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балы, украинский премьер на сегодняшний день является одним из главных факторов возможного парламентского кризиса в коалиции, который, в свою очередь, способен привести к кризису политическому. «Именно Яценюк заявил, что если он не будет главой правительства, то «Народный фронт» выйдет из коалиции. То есть мы видим, что человек абсолютно политически безответственен, отстаивает собственные интересы. Он ставит свои интересы выше интересов страны и таким образом шантажирует не только президента и парламент, но и всю Украину. То есть мы стали свидетелями публичного шантажа со стороны одного человека, из-за которого мы будем размышлять о возможных досрочных парламентских выборах», – негодует эксперт.
#{ussr}Между тем на этот раз безответственный публичный шантажист рискует заиграться, потому что желание у президентской команды перекроить Кабинет министров по своему вкусу становится нестерпимым. И дело тут не в удручающих последствиях работы правительства Яценюка, благодаря которым Украина оказалась в преддефолтном состоянии (и это по самым оптимистическим прогнозам), а ее рядовые граждане обошли в рейтинге нищеты даже соседей-молдаван. Дело скорее в том миллиарде (уж точно не гривен), приобретение которого Яценюк отпраздновал не так давно на закрытой вечеринке.
Бизнес-крыло партии Порошенко во главе с его главным деловым партнером Игорем Кононенко давно планирует взять Кабмин под единоличный контроль. Примерно так, как это уже сделано в Киеве, где люди Кононенко за последний год вытеснили из ближайшего окружения мэра Виталия Кличко ставленников главы президентской администрации при Януковиче Сергея Левочкина, в свое время изрядно потратившегося на политическую карьеру отставного боксера.
Но, при всем уважении к столице, ее возможности несопоставимы со всеукраинским пирогом. С учетом далеко не триумфальных показателей БПП на последних выборах и общей шаткости парламентской коалиции, для Порошенко важно держать друзей и союзников сытыми – чтобы не разбежались в решающий момент. А в свете грядущего большого передела собственности, как говаривал столь ненавистный теперешним украинским правителям Ленин, промедление смерти подобно.
Судя по настойчивости, с которой ведется наступление на позиции Яценюка, и отсутствию одергивающего рыка с берегов Потомака, Порошенко удалось заручиться разрешением американских кураторов на генеральную перетряску Кабмина. Тем более что на сегодняшний день ими полноценно введен в украинскую политику потенциальный сменщик – Михаил Саакашвили, с привычным азартом вступивший в заочную схватку со своим конкурентом. Западному же зрителю изгнание неистового реформатора вполне исчерпывающе объяснит ожившее в информпространстве (не без помощи депутатов от БПП) уголовное дело о взятке и отмывании денег, еще несколько лет назад возбужденное Генеральной прокуратурой Швейцарии против главного «кошелька» нынешнего украинского премьера, заместителя главы его парламентской фракции Николая Мартыненко.
Вопрос о том, какую плату за такой царский подарок прагматичные американцы возьмут с Порошенко, пока остается открытым. Хотя определенные предположения можно делать уже сейчас. Вопреки недавнему заявлению госсекретаря Джона Керри о необходимости предоставления Донбассу особого статуса, меньше всего США заинтересованы в окончательной деэскалации гражданского конфликта на границе с Россией. А поскольку, как заявил по завершении последней встречи в Париже «нормандской четверки» глава германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер, закон об особом статусе Донбасса должен вступить в силу в день проведения выборов в регионе, то все в конечном итоге упирается в дееспособность Верховной рады. А она в случае очередной коалициады (не говоря уже о досрочных парламентских выборах) окончательно выпадает из процесса.
Случайно или нет, но правительственный кризис, грозящий трансформироваться в кризис парламентский, разгорелся практически одновременно с резким обострением ситуации в зоне боев. Украинские военные, особо не прячась от наблюдателей ОБСЕ, возвращают тяжелую технику и артиллерию к линии соприкосновения, а Порошенко дает им приказ «давать отпор врагу в случае угрозы их жизни» (обстрелы Донецка и Горловки уже возобновились), попутно обвиняя ополченцев в срыве минских договоренностей. Параллельно вступил в силу закон, позволяющий иностранным наемникам служить в украинской армии. А заместитель главы Центризбиркома Андрей Магера заявляет о том, что выборы на неподконтрольных Киеву территориях «можно будет полноценно провести только через два–три года».
Наверняка эти выборы будут самыми прозрачными и демократическими. Если, конечно, к тому времени еще будет куда избирательную урну поставить.