Борис Акимов Борис Акимов Нам нужна диктатура эстетики

В Российской империи был свой крепко сбитый стиль. Авангард постреволюционной России – сильнейший и узнаваемый стиль страны, мощнейшее эстетическое высказывание на тему коммунистических смыслов. У сталинского СССР тоже был свой метаязык, который ни с чем не спутаешь. А что такое эстетика современной России?

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Фронт рождает новую элиту

Россия возвращается к проверенному подходу – люди, прошедшие испытание войной, являются ценным источником кадров для важных сфер общественной и государственной жизни.

7 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Глобальная экономика разваливается на части

Жить в новом блоковом мире станет дороже, но интереснее и безопаснее. Наибольшую выгоду получат государства – лидеры блоков, контролирующие транспортную и финансовую инфраструктуру, задающие тон технологической кооперации. У России есть шанс стать лидером такого блока.

9 комментариев
4 марта 2010, 13:01 • Общество

Страшные сказки

Лайнер в Средиземном море атаковала "волна-убийца"

Страшные сказки
@ Reuters

Tекст: Роман Крецул

Лайнер Louis Majesty кипрской компании Louis Cruises, направлявшийся из Картахены в Геную, по словам его экипажа, попал под удар гигантской волны. Два человека погибли, шестеро пострадали. Эксперты выражают сомнения в том, что причиной трагедии стала легендарная «волна-убийца», с которой связывают таинственные исчезновения судов. Но ученые уверены, что это явление возможно, хотя природа его возникновения пока разгадана лишь наполовину.

В Средиземном море произошло ЧП: гигантские волны повредили лайнер Louis Majesty, направлявшийся из испанской Картахены в итальянскую Геную почти с 2 тыс. человек на борту. «Высокие волны причинили серьезный ущерб лайнеру Louis Majesty кипрской компании Louis Cruises. Два человека погибли, шестеро были ранены. Погибшие – граждане Германии и Италии», – приводит РИА «Новости» слова представителя береговой охраны Греции.

Судно идет полным ходом, угрожающих предпосылок нет, шторма нет, и вдруг резко возникает такая волна, моряки как в стенку ударяются

В среду вечером судно пришвартовалось в порту Барселоны. По данным местного телеканала Telecinco, все шестеро раненых были доставлены в барселонские клиники. Серьезнее всех пострадала 62-летняя женщина, у которой сломаны ноги.

«Эти явления наблюдают давно, – рассказал газете ВЗГЛЯД редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. – Особенно часто наблюдались гигантские волны в районе Южной Африки. Суда исчезали бесследно и сейчас продолжают исчезать... Долгое время рассказам про «волны-убийцы» никто из ученого мира не верил, моряки с этим феноменом существовали сами по себе».

«В конце концов пять лет назад на нефтяной платформе в Северном море установили видеокамеру и показали ученым наблюдения за несколько месяцев. Они обалдели, увидев, что действительно время от времени возникают аномально высокие волны, не сопоставимые с общими погодными условиями. После этого эксперты устроили глобальный просмотр океана со спутников и увидели, что это весьма распространенное явление. Физическая его природа до сих пор неясна, выдвигаются различные теоретические предположения, но окончательной версии нет. «Волны-убийцы» не вписываются в характеристики: ветер, течение и т. д.», – рассказал Михаил Войтенко.

По его словам, с аномальными волнами моряки сталкиваются регулярно. «Время от времени происходят мгновенные необъяснимые исчезновения судов. Судно даже не успевает дать сигнал S.O.S, а если успевает самоактивироваться радиобуй и сигнал уходит к спасателям, судно все равно найти не могут. Иногда приходят суда, разбитые вдребезги, и трясущиеся от пережитого моряки рассказывают о встрече с такой волной. Это происходит по всему миру, чаще в океанах, но бывает и в морях. Минимум несколько раз в год в порты возвращаются суда, пережившие встречи с аномальными волнами», – рассказал эксперт.

«Это явление имеет физические объяснения, – пояснил газете ВЗГЛЯД кандидат географических наук, заведующий кафедрой комплексного управления прибрежными зонами Российского государственного гидрометеорологического университета Николай Плинг. – Существует несколько теорий относительно того, откуда эти волны возникают. Основных теорий две. Первая: взаимодействие волн со встречным течением. Именно поэтому они очень часто встречаются в южной части океана, там существует интенсивное полярное течение и ветра. Если волна распространяется вдоль течения, то она с ним взаимодействует, и когда фазовая скорость волны будет равна скорости течения с обратным знаком, в соответствии с такой теорией, она должна сильно возрасти. Все время волна возрастать не может – в какой-то момент она обрушивается, но до той поры существует.

Вторая теория: эти волны относятся к классу коротких. Волны делятся на короткие (ветровые) и длинные (такими считаются приливные). У них разные свойства. Короткие волны обладают дисперсией – разные волны с разными длинами движутся с разной скоростью. И вот тут возможен такой вариант, достаточно редкий, когда много волн вдруг складываются между собой, в итоге образуется достаточно большая волна. Это тоже продолжается довольно короткое время, потому что потом вследствие той же дисперсии волны расходятся, большая волна исчезает. В этом опасность явления: судно идет полным ходом, угрожающих предпосылок нет, шторма нет, и вдруг резко возникает такая волна, моряки как в стенку ударяются».

Ученый не согласился с мнением, что наука долгое время не замечала существования аномальных волн. «Эти теории существуют достаточно давно. Просто они очень редко встречаются, тяжело их зафиксировать, поскольку непонятно, когда и где они образуются. Детального описания нет. Но модели показывают, что возникновение этих волн в принципе возможно», – отметил он.

По словам ученого, вряд ли можно научиться прогнозировать такие волны. «Я бы сказал, можно прогнозировать риск появления таких волн, выделить районы, где они наиболее часто появляются, рассчитать вероятность. Но ветровые волны – случайные процессы, мы не можем предсказать, какая будет волна в ближайшее время. Такие волны описываются как некое поле», – уточнил Плинг.

Впрочем, пока подробности о произошедшем с лайнером в среду известны плохо. Редактор «Морского бюллетеня» не исключил, что речь может идти вовсе не об аномальной волне.

«Известно, что всех журналистов из порта повыгоняли, когда пришел пароход. Даже пассажирам запретили спуск на берег. Черт его знает, почему такая закрытость. Может быть, они сами хлопнули ушами. Может, никакой аномальной волны-то и не было, а, например, они гнали судно на хорошей скорости против волны или, скорее, бортовой волны, не обращая на нее внимания, для того чтобы уложиться в расписание круиза. В итоге подвернулись под удар волны, получилось то, что получилось. Нельзя исключать, что была ошибка в эксплуатации, а не аномальная волна», – сказал эксперт.

«Надо знать детали, что и как произошло: на какой скорости шли, заметили ее или нет. Волна шарахнула так, что ухитрилась, видимо, затопить помещения. Я так понимаю, что люди сидели в общественном помещении с большой площадью иллюминаторов, и на них пришелся этот очень тяжелый удар. В этом случае возникает вопрос, куда смотрели при проектировании судна, куда смотрела вахта, знали ли они о том, что это слабые места, если волна ударит, то выбьет все, и те, кто сидит в помещении, рискуют жизнью. Это серьезный вопрос. Сейчас этой круизной компании мало не покажется», – заключил Михаил Войтенко.

..............