Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

7 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
29 января 2013, 22:04 • Политика

«Для Турции это расширение горизонтов»

Юлия Кудряшова: Для Турции ШОС – расширение горизонтов

«Для Турции это расширение горизонтов»
@ РИА "Новости"

Tекст: Андрей Резчиков

«На данный момент стать полноправным членом ШОС наряду со странами-учредителями для Турции невозможно», – прокомментировала газете ВЗГЛЯД политолог Юлия Кудряшова слова турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана, который во вторник пригрозил сделать свою страну членом ШОС, если Анкара не добьется желаемого членства в Евросоюзе.

Госдепартамент США счел недопустимым присоединение Турции к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), о чем заявила глава пресс-службы ведомства Виктория Нуланд. Она пояснила, что это противоречит членству Анкары в НАТО. «Разумеется, это было бы интересным, если учесть, что Турция также является членом НАТО, приводит ИТАР-ТАСС слова Нуланд. – Посмотрим, чем все это закончится».

Турция хочет показать – у нее есть множество альтернатив и она является крупнейшей региональной державой

Так она прокомментировала заявление премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что его страна, уставшая от чрезвычайно медленно идущего диалога о вхождении в Европейский союз, всерьез рассматривает возможность подачи заявки на получение членства в ШОС. «Недавно я говорил господину Путину: «Возьмите нас в Шанхайскую организацию сотрудничества. Тогда мы попрощаемся с ЕС и порвем с этой организацией. Какой смысл в том, чтобы так медлить?» сказал Эрдоган.

Напомним, в ШОС входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус государств-наблюдателей имеют Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

О том, что Турция подала заявку на получение в ШОС статуса партнера по диалогу (ниже статуса наблюдателя), стало известно в конце 2011 года. Согласно Положению о статусе партнера ШОС по диалогу (от августа 2008 года), «статус партнера предоставляется государству или организации, разделяющим цели и принципы ШОС и желающим установить с ШОС отношения равноправного взаимовыгодного партнерства». При этом в прессе высказывались предположения, что Турция получит желаемый статус в 2012 году.

О том, каковы перспективы сближения Турции с ШОС с учетом членства страны в НАТО, газете ВЗГЛЯД рассказала старший научный сотрудник Центра Евроатлантической безопасности Института международных отношений Юлия Кудряшова.

ВЗГЛЯД: Юлия Сергеевна, почему Турция до сих пор не получила статус партнера по диалогу с ШОС?

Юлия Кудряшова: Турция очень долго добивалась того, чтобы стать партнером по диалогу с ШОС. Главное, что Россия помогала Турции в этом вопросе. Но некоторые страны выступили против, прежде всего Узбекистан. Он выступал категорически против предоставления Турции этого статуса. В свою очередь США очень опасаются военно-политического диалога между Россией и Китаем в рамках ШОС, поэтому они против участия Турции как члена НАТО в политических рамках ШОС.

ВЗГЛЯД: Зачем турецкому премьеру нужен такой примитивный шантаж? Ведь Брюссель все равно не поверит, что Анкара бросит НАТО ради ШОС.

Ю.К.: Лично я не считаю, что это шантаж. Для Турции это расширение горизонтов. Эта страна пытается быть максимально задействованной в как можно большем количестве региональных организаций и партнерств.

Если ШОС воспринимается Госдепартаментом как противопоставление НАТО, то при чем здесь заявка в Европейский союз? ЕС заявляет о себе как организация, независимая от НАТО и даже имеющая свои планы по поводу военных контингентов, независимых от альянса, и отстаивает свое право проведения операций по предотвращению кризисов и к посткризисному урегулированию за рамками НАТО исключительно своими силами.

Политолог Юлия Кудряшова (фото: mgimo.ru)

Политолог Юлия Кудряшова (фото: mgimo.ru)

Поэтому, на мой взгляд, нельзя воспринимать присоединение к ШОС в политическом плане как противопоставление Европейскому союзу. Это надо понимать так, что Турция хочет показать – у нее есть множество альтернатив и она является крупнейшей региональной державой, которая будет востребована по всем направлениям.

ВЗГЛЯД: Учитывая членство Турции в НАТО, каковы перспективы ее вступления в организацию, созданную фактически в качестве политического противовеса Североатлантическому альянсу?

Ю.К.: На данный момент они очень отдаленные. В первую очередь вступления в ШОС добивается Индия. И то это один из ближайших сотрудников России в азиатском регионе. И, тем не менее, у нее не получается, потому что этому есть определенные политические препятствия. И тем более Турция, против которой выступает один из учредителей ШОС Узбекистан. К тому же у других центрально-азиатских стран вызывает опасение участие члена НАТО в этой организации. ШОС позиционирует себя как организацию, независимую от США.

ВЗГЛЯД: Может ли Турция формально вступить в ШОС, оставаясь в НАТО? Или в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ)?

Ю.К.: На данный момент стать полноправным членом ШОС наряду со странами-учредителями для Турции невозможно. Теоретически вопрос присоединения Турции к этим организациям рассматривался. Но каким может быть правовой статус Турции в этих организациях, если она член западного военного блока?!

ВЗГЛЯД: Какова может быть реакция России? Можно предположить, что Москва не будет рада такому гостю? Турция не так давно посадила российский самолет, летевший в Сирию. Также существует проект газопровода Nabucco, который должен соединить Турцию со странами ЕС в обход России. В Турции размещаются американские ракеты, что вызывало негативную оценку Москвы...

Ю.К.: Россия последовательно выступает за сближение с Турцией даже после той экстренной посадки самолета, так же как и Анкара. В общении со знакомыми дипломатами посольства Турции мне сказали, что Анкара всячески выступает за партнерские отношения с Россией. Единственное, что омрачает двусторонние отношения, – это сирийский вопрос, по которому у нас недопонимание, страны не могут найти схожие позиции. Но Россия хотела бы иметь еще одну площадку для достижения более тесного политического сотрудничества с Турцией.

Что касается газопроводов Nabucco и «Южный поток», то тут совершенно другой вопрос – это экономическая плоскость. Турция полагает, что проект Nabucco малореализуем, потому что трубу нечем наполнять. Так же и «Южный поток», с точки зрения Турции, слишком дорогой проект. Анкара отказывается участвовать в каком-либо финансировании участка, который пойдет по дну Черного моря. То есть все расходы должен взять на себя Газпром. Турецкая сторона говорила, что, по ее мнению, у Газпрома недостаточно на это средств, но, в принципе, Турция готова участвовать в двух этих проектах, хотя не верит в эффективность ни того, ни другого.

Комментарии экспертов

Онур Оймен, зампред оппозиционной Народно-республиканской партии, экс-депутат парламента Турции
Онур Оймен, зампред оппозиционной Народно-республиканской партии, экс-депутат парламента Турции
Нуланд не сказала, что присоединение Турции к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «неприемлемо», она дипломатично сказала, что это «несовместимо». Она сказала: «Это было бы интересным. Посмотрим, чем все это закончится». Еще ни одна страна не была одновременно членом НАТО и членом ШОС. <br> Премьер-министр говорил о том, что в случае, если Россия позволит вступить Турции в ШОС, то Турция откажется от переговорного процесса о членстве в ЕС. Это не шантаж, это показывает, что премьер-министр разочарован, что переговоры с ЕС длятся так долго, вызывают много взлетов и падений. Турция устала от такого рода игр. Если Брюссель не хочет, чтобы она стала членом ЕС, то пусть заявит об этом открыто. Тогда мы примем собственное решение. Так сказал премьер-министр. <br> Но в то же время лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Турции Кемаль Кылычдароглу раскритиковал заявление Эрдогана, заявив, что идея присоединения Турции к ШОС должна быть обсуждена в парламенте, а не высказана как личное мнение премьер-министра // ВЗГЛЯД.РУ