Тимур Шафир Тимур Шафир Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

13 комментариев
Марина Хакимова-Гатцемайер Марина Хакимова-Гатцемайер Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

7 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

14 комментариев
7 августа 2007, 09:44 • Политика

Грузия обвинила Россию в воздушной атаке

Грузия обвиняет Россию в воздушной атаке

Грузия обвинила Россию в воздушной атаке
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Дмитрий Александров, Тбилиси

Во вторник утром МВД Грузии сообщило о том, что два российских истребителя накануне вечером сбросили 700-килограммовую бомбу на деревню Цителубани в 65 км к северо-западу от Тбилиси. По утверждению Тбилиси, «по счастливой случайности» бомба не взорвалась. Россия опровергает свою причастность к инциденту, а Южная Осетия выдвигает свою версию случившегося.

Официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили заявил во вторник телекомпании «Имеди», что российские самолеты вторглись в воздушное пространство Грузии со стороны Северной Осетии, пересекли территорию непризнанной Республики Южная Осетия и, «когда грузинская сторона включила системы ПВО, сбросили бомбу и покинули территорию Грузии». По его словам, «к счастью, бомба не взорвалась, иначе была бы катастрофа».

Грузинская сторона нарушила воздушное пространство Республики Южная Осетия и обстреляла ракетами класса «воздух – земля» территорию Ленингорского района

Через несколько часов по грузинскому телевидению выступил министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили, который сейчас находится в районе инцидента. «Грузинские радары зафиксировали нарушение воздушного пространства Грузии со стороны России в районе Казбеги (Северо-Осетинский участок границы – ред.)», заявил Мерабишвили. По его словам, самолет-нарушитель сбросил «управляемую ракету».

Источники газеты ВЗГЛЯД в Горийском районе Грузии рассказывают, что «бомба упала неподалеку от трассы, связывающей Тбилиси с западом Грузии, в нескольких десятках метров от домов местных крестьян, там, где у них сады».

Село Цителубани – грузинское, но там есть и несколько осетинских семей. В этой связи обеспокоенность высказали в Цхинвали. Однако там случившееся трактуют совершенно иначе.

В Комитете по печати и информации Южной Осетии газете ВЗГЛЯД сообщили, что в понедельник примерно в 18 часов 20 минут «грузинская сторона нарушила воздушное пространство Республики Южная Осетия и обстреляла ракетами класса «воздух – земля» территорию Ленингорского района.

Грузинский самолет, предположительно Су-25 или L-39, пролетев над селом Цинагари, выпустил ракеты в районе Громского ущелья. Жертв и разрушений нет. Оперативно-следственная группа РОВД Ленингорского района Южной Осетии проводит расследование данного инцидента».

На месте происшествия с утра 7 августа работают следственные органы, представители ОБСЕ и командования Смешанных сил по поддержанию мира.

Тем временем в главкомате ВВС России опровергли информацию о том, что якобы российские самолеты в понедельник вечером сбросили бомбу недалеко от Тбилиси.

«В течение всего понедельника российские самолеты никаких полетов в данном районе не выполняли, границу суверенной Грузии не нарушали», – заявил помощник главкома ВВС России полковник Александр Дробышевский.

Грузия периодически обвиняет Россию в нарушении воздушного пространства. Самым громким в этом году был инцидент в марте в Кодорском ущелье Абхазии, причастность к которому Россия также отвергла.

По данным Грузии, 11 марта верховья Кодорского ущелья в течение 40 минут подвергались обстрелу 6 вертолетов, прилетевших с российской территории.

Параллельно ущелье, единственный регион Абхазии, контролируемый Грузией, обстреливали из артиллерии абхазы. Жертв в результате обстрела не было, но серьезно пострадало здание администрации, которое уже восстановили и на днях открыли там Информационный центр НАТО.

Ясности по поводу этого обстрела нет и поныне, так как расследование с участием представителей ООН не дает определенного ответа, кто стрелял. Абхазы уверяют, что это была провокация Грузии, которая сама обстреляла ущелье.

Посол России в Грузии Вячеслав Коваленко сегодня был вызван в МИД Грузии, где ему вручили ноту протеста. После встречи он предложил «спросить у тех, кто организовал эту акцию», кто может быть за нее в ответе. Отвечая на вопрос журналистов о причастности российской стороны, он ответил: «я исключаю».

«Это оружие распространено по всему миру, Су есть и у грузинской армии», - заявил Коваленко. На вопрос, не думает ли он, что бомбардировка может быть произведена грузинской авиацией, он заявил «я ничего не думаю». По его словам официальная позиция российской стороны последует позже.

Комментарии экспертов

Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа
Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа
Россия должна открыто применять свои вооруженные силы в том случае, если на территории сопредельных государств развернуты лагеря боевиков, террористов, когда они там проходят подготовку, когда отлеживаются после налетов на наши территории. Как это было в Панкийском ущелье. Но в этом случае Россия не должна скрывать, что она наносит удары. В свое время, когда Гелаев базировался в Панкийском ущелье, наши самолеты и вертолеты начали боевые удары по той территории. Я считаю, что это было совершенно правильно, только не нужно было от этого отказываться. Что произошло в данном случае, я не знаю, и какая необходимость наносить этот бомбовый удар – тоже не знаю. И был ли этот бомбовый удар, не могу сказать. Потому что сегодня предпосылок для такого удара нет. Дело в том, что сегодня самолеты есть даже у абхазской стороны. Бог его знает, какой там самолет был и откуда. Бомбы-то могут быть и нашего производства, потому что на самом деле практически все вооружение конфликтующих сторон на Кавказе – российского производства. Поэтому, если нашли такую бомбу, это вовсе не подтверждает то, что это был именно российский самолет.

Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем
Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических проблем
Какой смысл бомбить грузинские деревни истребителями? На вооружении российской армии нет бомб в 700 килограммов. Есть 100, 250, 500, но 700-колограмовых бомб у нас в принципе нет. Думаю, что грузинские военные не предъявят эту невзорвавшуюся бомбу, потому что она наверняка другого производства. Грузины пытаются доказать, что мы регулярно бомбим их территорию. Бомбардировка в политическом, экономическом и военном плане лишена всякого смысла. Россия имеет достаточно претензий к Грузии, чтобы еще и провоцировать подобные вещи. Грузия же не имеет ни одного аргумента для того, чтобы обвинять в чем-то Россию, кроме того, что мы не хотим пить ее вино. Это как у Геббельса: пропаганда – это орудие лжи, и чем больше лжи, тем легче воспринимают ее массы. То же самое мы наблюдаем сейчас в Грузии. У них фантазия небогатая, поэтому идут по одному и тому же шаблону. Я не верю, что мы начали бомбить Грузию. Это лишено всякого смысла. Обострять эту ситуация мы не намерены – это прежде всего не выгодно нам. Вопрос, который связан с Абхазией, Южной Осетией, если его запараллелить с Косовом, идет в нашу пользу. Грузия понимает бесперспективность своей политики, здесь необходимы соответствующие аргументы. И потом, здесь необходим набор доказательств. Существуют фотографии радиолокационной обстановки, существуют подходы и проходы. В конце концов, есть и международный контроль не то что за трассами, а за пространством. Если не доказано, во-первых, что эти истребители летели именно с нашей территории, во-вторых, сбросили бомбу, в-третьих, что и самолет и бомба именно российские, то это не более чем элементарная провокация. Притом очень дешевая, даже не многоходовая.

Константин Затулин, депутат Государственной Думы 
Российской Федерации
Константин Затулин, депутат Государственной Думы Российской Федерации
На мой взгляд, нет никаких абсолютно симптомов того, чтобы со стороны России была установка по бомбардировке никому в России не нужных грузинских сел, тем более 700-килограмовыми бомбами. Честно говоря, не знаю, что это за калибр и чего там 700 килограммов – железа или взрывчатого вещества. Ясно, что грузинское село – это не рейхсканцелярия. Никакой потребности, да и плана, я уверен, кидать на грузинское село 700-килограмовую бомбу в России, безусловно, не было, да и быть не могло. В настоящий момент, несмотря на всем известный кризис в российско-грузинских отношениях, который бесконечно усугубляется поведением самой грузинской стороны, имеет место сезонное умиротворение между странами. И с точки зрения этого тоже нет никаких симптомов, что кто-то в России по неизвестных причинам давал такие указания. Или эта 700-килограмовая бомба дожидалась своего часа в Грузии для того, чтобы быть продемонстрированной в качестве доказательства своей силы? Основанием к этому является то, что эта бомба не взорвалась. Когда в России (надеюсь, этого никогда не случится) решат кого-нибудь бомбардировать, надеюсь, что наши бомбы будут взрываться. Эта бомба, как мы знаем, не собиралась взрываться. И этот факт усугубляет мой скептицизм в отношении того, каким образом она оказалась доставлена в Грузию – по воздуху или по суше.

Сергей Маркедонов, политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа
Сергей Маркедонов, политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа
Отношения между Грузией и Россией не улучшаются, сколько бы про это ни говорили записные оптимисты. Якобы наши отношения должны вырулить на новый уровень. Пока не получается. Потому что те вопросы, которые предлагаются для быстрого разрешения, на мой взгляд, не имеют своего решения. В обозримой перспективе я имею в виду абхазский вопрос и вопрос южноосетинский. Кстати, многие на Западе начинают понимать, что абхазская проблема через восстановление грузинской юрисдикции, скорее всего, не решаема. На мой взгляд, улучшение отношений возможно лишь тогда, когда Россия и Грузия отложат проблемы Абхазии и Южной Осетии. Я не вижу никаких препятствий, чтобы у нас было воздушное сообщение с Грузией. Вполне можно это сделать. То же самое касается денежных переводов, грузинских мигрантов. Все это может существовать, и даже могут существовать облегченные процедуры для этих мигрантов. Это вовсе не означает отказа от нашей поддержки Абхазии и Южной Осетии. Вопрос – как поддерживать и в каких формах. Речь не должна идти о том, чтобы было формально-юридическое признание. Достаточно политической поддержки. Еще один момент – в связи с Олимпиадой в Сочи развивать инфраструктуру Абхазии тоже нужно. Пора понять, что Абхазия, Южная Осетия и Грузия – разные политические организмы. И отношения со всеми нужно строить одинаково хорошие, не увязывая их с решением абхазской проблемы. Потому что она, на мой взгляд, не решаема. Нет предпосылок к тому, чтобы Абхазия завтра стала частью Грузии. И, по большому счету, не от России зависит ее решение. Есть же население, которое мы все время игнорируем. Все время у нас большие геополитические комбинации. Есть конкретное население, со своими интересами. Поэтому все эти бомбардировки, состоявшиеся или не очень, – это фон ухудшения отношений. Он будет до тех пор, пока обе страны не поменяют алгоритм.

Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН
Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН
В такого рода межгосударственных инцидентах, как правило, проводится расследование и приглашаются внешние, объективные наблюдатели, которые могут сделать выводы, не преследуя национально-политических целей. В частности, ООН и ОБСЕ, которые призваны заниматься разрешением такого рода конфликтов и признанием той или иной стороны виновной, определением размеров компенсаций за причиненный ущерб или компенсаций за необоснованные обвинения.

Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»
Грузия реализует свои тактические цели, играет на нервах. Думаю, что возможности давления Грузии на Россию довольно ограничены, поскольку вопрос о вступлении в ВТО будет перенесен на следующий год, а это важный козырь со стороны Грузии. Российской стороне предстоит разрушать те стереотипы, которые существуют в отношении недостоверной информации со стороны российских военных.
..............