Голоса сторонников выхода Великобритании из ЕС в ходе референдума перевесили голоса тех, кто хотел остаться в союзе. Эксперты и пользователи соцсетей обсуждают результаты и последствия решения британских граждан для всей Европы.
Это приговор «традиционному» европейскому праволиберализму
Дмитрий ДРОБНИЦКИЙ, политолог, американист: Как бы все. Brexit. 52 на 48. И сразу пошли разговоры о том, что Лондон потерял право представлять Шотландию и Северную Ирландию, поскольку те проголосовали за ЕС. Источник
Владимир КОРНИЛОВ, политолог: Уважаемые! Запомните: в наше время ничего невозможного в этом мире нет! И нытье по поводу того, что «никогда ничего не получится», уж точно делу не помогает, поверьте мне...
При этом – да, голосование на референдуме еще не означает, что Британия выйдет из ЕС. Теперь начнутся дикие танцы с тем, как обойти эти результаты, как провалить голосование в парламенте, как оформить «выход», чтобы он не был выходом, и много еще чего предстоит сделать (как, кстати, и с результатами референдума в Голландии, к которому теперь вынуждены будут вернуться).
Но эти голосования – урок всем: никогда не говорите «никогда»! Источник
Александр ДЮКОВ, историк: Крым – Нидерланды – Великобритания. В последнее время референдумы постоянно огорчают знающих «как надо» и вооруженных передовой идеологией евробюрократов. Источник
Евгений МИНЧЕНКО, политолог: Коротко о причинах голосования британцев за выход из ЕС:
– высокий уровень недоверия населения к политической и экономической элите;
– столь же высокий уровень недоверия к брюссельской бюрократии;
– отсутствие позитивного образа будущего у проекта ЕС. Мнение избирателей, что лучшие годы ЕС не впереди, а позади;
– позиция СМИ – большая часть влиятельных печатных СМИ была за выход;
– ошибки в реализации кампании Remain – ставка на элитных агитаторов (смотри пункт 1 – «начальники агитируют за свои интересы»), запугивание экономической статистикой;
– раскол в лагере Remain. Кэмерон стал хэдлайнером кампании и ее потенциальным выгодоприобретателем. И у его ситуативных политических союзников не было мотива вкладываться в полную силу;
– борьба за пост лидера Консервативной партии. Борис Джонсон (номер 1 в стране по доверию) был на стороне Leave;
– удачно выбранная кампанией Leave стратегия ставки на одну тему миграции;
– антиэлитистская линия кампании Leave – в качестве основных агитаторов простые люди;
– ущемленный английский национализм на фоне роста полномочий и финансирования окраин;
– более высокий уровень мотивации у сторонников Leave – сторонники Remain опирались исключительно на рациональные аргументы (от источников, которым не доверяют), а сторонники Leave били на эмоции и чувство ущемленного национального самосознания. Отличная находка была у Бориса Джонсона – День независимости Великобритании;
– чрезмерное внешнее давление за Remain – Обама, Юнкер и т.д. Надо заметить, что сторонники Leave смогли минимизировать активность, например, Марин Ле Пен;
– ощущение предопределенности результата, сформированное опросами. Если все равно останемся, так чего на участки ходить? А тут еще погода плохая.
Повторный референдум по выходу Шотландии из Великобритании теперь неизбежен. Источник
Никита КРИЧЕВСКИЙ, экономист, публицист: Я ни разу не политолог, но с высоты своей экономической колокольни вижу Brexit так. Главные причины, именно в такой последовательности:
1. Пробуждение прежде дремавшего под убаюкивания политиков британского национального самосознания. Не зря же Brexit произошел вследствие преобладания в противниках ЕС граждан средних и старших возрастов (прежде всего, 50 плюс), в основном проживающих в провинции и наплевавших на рациональные доводы сторонников ЕС (обрушение курса фунта, падение рынков, ухудшение финансового самочувствия и прочее).
2. Осточертевшая всем британцам проблема легальной и особенно нелегальной миграции. По легальной: в странах ЕС живет и работает порядка 1,3 млн британцев, тогда как в богатой Британии – свыше 3 млн граждан из стран ЕС.
Плюс возможность свободно выводить из Британии согласно европейскому законодательству социальные выплаты и пособия (читай – кормить другие страны). О нелегальной миграции и говорить нечего – свобода передвижения всем надоела.
3. Тупость и заскорузлость европейской бюрократии. Схожая, впрочем, с британской. Но одно дело – кормить своих и совсем другое – чужих «cупостатов» (например, французских или немецких).
Главный выгодоприобретатель – Германия, у которой теперь в ЕС нет сколь-нибудь существенного противовеса.
Главный вывод: либеральная, космополитическая Москва – это еще не вся Россия. Источник
- Кэмерон пообещал уйти в отставку
- В Киеве предсказали снятие санкций с России после выхода Британии из ЕС
- Роулинг: Наследие Кэмерона заключается в сломе двух союзов
- Штайнмайер пригласил глав МИД стран-основателей ЕС на встречу в Берлин в субботу
- Хаммонд: Путин обрадуется выходу Британии из ЕС
- В Шотландии не исключили нового референдума по независимости
- Макфол назвал итоги референдума в Британии «победой политики Путина»
- В Чехии назвали Brexit самым серьезным ударом по европейской интеграции после 1945 года
- В Австрии сравнили с землетрясением исход референдума в Британии
- В Нидерландах призвали провести референдум о членстве в ЕС
Владимир ПЛОТНИКОВ, активист Российского социалистического движения: Голосуя против ЕС, средний англичанин голосует против ползучего неолиберализма, который заключается в «градуальном» обрезании социалки, нарощенной за годы кейнсианского экономического бума.
Это приговор «традиционному» европейскому праволиберализму, который на самом деле не традиционен, а только с конца 70-х расцвел. Ну и очередной симптом того, что с доминирующей в мире социально-политической системой надо что-то делать.
Поможет ли выход решить накопившиеся проблемы? Сомневаюсь, на самом деле.
Решить их может только радикальная реструктуризация отношений собственности и такая же радикальная демократизация политической системы – постепенное преодоление парламентаризма и переход на рельсы inclusive democracy, к чему европейские страны уже давно готовы. Источник
Андрей ФРОЛОВ, эксперт в области политики Евросоюза, политологии и международных экономических отношений, аграрной политики и биохимии: Сейчас сложно предсказать конкретные итоги. Полагаю, что еврочиновники могут попытаться «компенсировать» выход Великобритании принятием в ЕС Турции.
С другой стороны, даже в Brexit, как мне представляется, нет ничего страшного. В истории европейской интеграции в широком смысле уже было нечто подобное, когда Франция вышла из военных структур НАТО при де Голле. Но спустя 40 лет вернулась, хотя и с ограничениями.
Думаю, британцами и Брюсселем будет найдена формула «выходить не уходя». Источник
Иван ЛИЗАН, обозреватель «Однако.Евразия»: Самое сложное для элит Великобритании после консультационного референдума о выходе королевства из ЕС – придумать красивый, а главное, убедительный повод для игнорирования итогов данного плебисцита.
Благо итоги референдума не являются обязательными для органов государственной власти – голосование является консультационным.
А так как за выход из ЕС проголосовали 51,9% британцев – 17 миллионов 410 тысяч 742 человека, а остаться в Евросоюзе захотели 16 миллионов 141 тысяча 241 человек, то мнение 269 501 избирателя можно проигнорировать.
Поводы у властей Великобритании уже заготовлены. Источник
Валерия ИВАШКИНА, журналист: На референдуме победила Великобритания Робина Гуда. Великобритания Уинстона Черчилля потерпела поражение.
Посмотрела результаты голосования на малой родине великих британцев. Ноттингэм, в лесах которого, по преданию, беспредельничал Робин Гуд, проголосовал за Brexit.
Родина Уильяма Шекспира, Стратфорд на Эйвоне, – тоже за независимость.
Графство Шорпшир, которое дало миру Чарльза Дарвина, – против ЕС.
Недалеко ушел Линкольншир, в котором на Ньютона падало яблоко – его жители тоже за сильную и независимую.
Вряд ли вас удивит, что на родине Чарльза Диккенса в Портсмуте тоже не хотят в ЕС.
Односельчане Оливера Кромвеля – туда же: Хантингтон – за Brexit.
Иначе проголосовали жители малой родины Уинстона Черчилля (Бленхейм в Оксфордшире), и соседи Маргарэт Тэтчер (Лондон) – они оказались сторонниками ЕС.
А все-таки здорово, когда твои национальные скрепы – это Шекспир, Ньютон и Дарвин. Источник
Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист: Итак, Кэмерон уходит. Все хрюшки Соединенного Королевства будут скучать по своему лучшему другу. Путин сидит у реки и с улыбкой наблюдает, как мимо начинают проплывать трупы его врагов.
Надеюсь, консы выдвинут Джонсона – наконец-то у Британии будет по-настоящему оригинальный и интересный премьер. А гей-не гей – нам с ним не спать. Всяко лучше свиней. Источник
Ирина АЛКСНИС, колумнист газеты ВЗГЛЯД: С британским референдумом есть одна очень важная особенность, отличающая его от прочих недавних плебисцитов.
И в Греции, и в Нидерландах это было действительно народное волеизъявление поперек мнению европейского истеблишмента. В Греции его сразу отправили на помойку, в Нидерландах по сей день стараются замылить.
В Британии же это битва элит. И судя по убийству Джо Кокс, битва не на жизнь, а на смерть, причем в буквальном смысле этого слова (извините, при таком количестве удивительных совпадений в случайное стечение обстоятельств я просто не верю).
Нынешний результат – это не мнение народа поперек мнения истеблишмента. Это мнение части истеблишмента поперек мнения другой части, поддержанное народом. Источник
Александр РАЗУВАЕВ, директор аналитического департамента Альпари: Результаты референдума о выходе Великобритании из ЕС – это не наша история. Мы в ней по большому счету зрители. Пока в данной истории очень много неясного, главное – будет ли выход, референдум носит рекомендательный характер, и как долго займет данный процесс.
Последуют ли за Великобританией другие ключевые страны Евросоюза. Волатильность на рынках быстро уляжется. Несмотря на санкции, Европа пока остается нашим основным торговым партнером.
Однако вряд ли пока стоит волноваться за спрос на наши энергоресурсы. Россия уже сделала свой восточный выбор. Для нас главное – интеграция со странами Евразийского союза, создание зоны свободной торговли с ШОС.
Денис ТУКМАКОВ, журналист: Хуже всего от Брексита сейчас, конечно, небратьям. Их взору открываются сразу четыре душераздирающие сцены (реальные или нет, неважно):1. Великий и Ужасный дотянулся уже и до островов.
2. Цивилизованные народы спасаются бегством из того рая, в который небратьев даже не пускают.
3. Не только Голландия, но уже и Британия оказалась населена ватницким быдлом и как жить с этим дальше? просить у них денег? ехать к ним посудомойками?
4. Как и в Голландии, британские элиты сейчас покажут миру всю ценность этой вашей демократии, железной пятой загнав свои народы обратно в рай, и тем самым смачно высморкаются в романтический образ Майдана, где народ будто бы сам выбирал свою судьбу.
…Как же, должно быть, гадко числиться в этом мире на ролях объекта, которым враги и друзья вертят как хотят. Источник
Всеволод ЧЕРНОЗУБ, публицист, пиар-специалист: Великобритания выходит из Евросоюза. Гордые бриты выбрали самоуправление и независимость – ценой неизвестности, экономических и политических последствий. Правильно или ошибочно?
Вряд ли кто-то сейчас ответит, но удивительно видеть народ, определяющий свою историю. Дико завидую. Источник
Алексей АЛЕШКОВСКИЙ, сценарист: Очень трогательно видеть в комментариях интеллигентных людей скорбь по тому, что тупая английская вата разрушила их евросчастье.
Черная кость, отсутствие образования, непонимание причинно-следственных связей, вот это все. Демократия, в общем, их не очень устраивает. Отними у бабушки паспорт.
А мы-то думали, что Великобритания – пример для варварской России. Я вот тоже не большой поклонник демократии. Но почему же вам не нравится Путин? Источник
Дмитрий МИХАЙЛИН, медиаменеджер: Но никогда еще в истории не было такого, чтобы империя – ЕС – возникла и начала разваливаться при жизни одного поколения. Она еще, собственно, и не создана – многие, типа Украины, толпятся у ворот: ну возьмите нас! А империя уже – все. Источник
Ева МЕРКУРЬЕВА, публицист: Это Путин подбил англичан выйти из ЕС. Дотянулся до Биг Бена. Думаете, случайно британский референдум пришелся на день балалайки? То ли еще будет на день медведя. Источник
Николай КАМНЕВ, предприниматель, блогер: «Сегодня надо. С горя. За Британию», – корректирует планы на вечер Петро Алексеевич. Источник
Олег ДОЛЖЕНКОВ, пользователь соцсетей: Одно место в европейском трамвае освободилось, думаю, что его отдадут Турции. Те давно ждут. А вот когда выйдет Франция и Германия, тогда и Украину, и Грузию примут на освободившиеся места. Источник