Киев «продает» откровенно тухлый товар

@ из личного архива

14 марта 2016, 18:01 Мнение

Киев «продает» откровенно тухлый товар

Очередное «сенсационное» заявление украинской стороны о том, что Ахметов и Бойко могут возглавить Донбасс, при всей его фантастичности оказалось весьма востребованной и обсуждаемой новостью. И тому есть причины.

Вадим Самодуров Вадим Самодуров

гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Очередное «сенсационное» заявление украинской стороны о том, что олигарх Ринат Ахметов и лидер Оппозиционного блока Юрий Бойко могут возглавить Донбасс, при всей его фантастичности оказалось весьма востребованной и обсуждаемой новостью. Почему? И что стоит за этим сообщением, которое уже взбудоражило медиа- и политическую сферу в России и на Украине?

Это частная договоренность Порошенко с Ахметовым и Бойко. Не более того

Вопреки расхожему мнению, рутинизация конфликта и застой – абсолютно неравнозначные процессы. Рутинизация – это сознательное поддержание взаимной напряженности. Это процесс активный, предполагающий целенаправленные действия по крайней мере одной стороны, использующей имеющиеся факторы в своих интересах.

Застой (а именно в это состояние грозит скатиться ситуация в Донбассе) означает усталость сторон, нежелание действовать и непонимание путей выхода из имеющейся ситуации. Состояние застоя – это некроз, который ведет к загниванию, смерти и разложению. На примере Донбасса мы наблюдаем, как стремительно общество и средства массовой информации теряют интерес к «теме», отстраняясь от ситуации и снимая с себя ответственность за принятие решений и возможные последствия.

В этом контексте любой «вброс», любая псевдосенсация и откровенная «утка», безусловно, активизирует всеобщее внимание к проблеме, создавая иллюзию оживления повестки. Киев вроде бы сделал пас Москве. Но можно ли считать обманное движение передачей хода? И должна ли Россия как-то реагировать на этот «жест»?

#{smallinfographicright=739973}Что касается самой идеи поставить украинских олигархов Бойко и Ахметова во главе республик, то она не нова. Здесь Киев «продает» откровенно тухлый товар, демонстрируя тем самым отсутствие новых идей и реальных предложений. О том, что Ахметова нужно сделать формальным руководителем региона, где сосредоточены его главные промышленные активы и где проживает примерно 70 тысяч сотрудников его предприятий, уже выдвигалась и в самом начале конфликта в Донбассе, и неоднократно в течение последних полутора лет.

С точки зрения формальной логики эта идея не лишена смысла. Ахметов действительно имеет определенное влияние в регионе. И гуманитарная помощь, которую он оказывал во время войны жителям Донбасса, в буквальном смысле была жизненно необходимой для тысяч мирных жителей, оказавшихся под огнем карателей в ситуации полной блокады.

Все это, безусловно, выводит Ахметова из числа тех, кого в республиках считают откровенными врагами, заслуживающими трибунала и смертной казни. Но никакое благодеяние автоматически не превращает олигарха в народного лидера. Даже раздача гречки на выборах не предполагает, что кандидат займет государственный пост.

Для этого нужно пройти через процедуру выборов. А именно выборы являются тем вопросом, который Киев не хочет и не может решить. И в этой связи любые «предложения» Киева по выдвижению на роль руководства республик «компромиссных» кандидатов являются изначально невыполнимыми и нереализуемыми.

Украинское руководство даже может официально назначить этих людей главами Донбасса, однако для того, чтобы это произошло в действительности, необходимо, чтобы лидеры ДНР и ЛНР были избраны самими дончанами. Минскими соглашениями предусмотрен простой механизм: вначале, по согласованию с республиками, принимается закон о выборах в Донбассе, потом избирается руководство республик.

В контексте заявлений Киева о том, что Бойко и Ахметов могут возглавить администрации в Донецке и Луганске, прозвучало слово «переговоры». Но в имеющейся ситуации употребление слова «переговоры» применительно к этому проекту вряд ли корректно и демонстрирует скорее отсутствие у украинского руководства каких-либо серьезных намерений.

Получение принципиального согласия украинских олигархов принять участие в этой политической игре – это договоренность. Частная договоренность Порошенко с Ахметовым и Бойко. Не более того.

Речь о переговорах могла бы идти только в том случае, если бы Киев вел соответствующие консультации и согласования как минимум еще с двумя сторонами – с республиками и с Москвой. И, вероятнее всего, к этим переговорам захотели бы подключиться и западные партнеры. Но можно уверенно говорить, что этого нет. И таким образом, любые заявления Киева о возможной смене руководства Донбасса являются как минимум очередной профанацией и блефом.

Сценарий, при котором Москва и Киев могли бы найти компромиссные фигуры для того, чтобы внедрить их в руководство республик, гипотетически возможен. Вернее, был бы возможен при условии, что украинское руководство было бы реально настроено на диалог и урегулирование конфликта.

Но на сегодняшний день это нереально уже хотя бы потому, что украинские элиты не способны договориться по этому вопросу даже между собой.

Доказательством тому является жесткая негативная реакция, которая последовала на Украине в ответ на «план Медведчука». Украинские парламентарии ответили на это жесткими заявлениями. 

«Возможное согласование кандидатур на руководство Донбассом с Кремлем – это отказ от части собственного суверенитета. Фактически речь идет о возвращении Украины в зону влияния России», – заявил депутат от «Самопомощи» Андрей Левус. «В случае назначения Ахметова и Бойко территории могут стать фактически заложниками и местом для грабежа конкретной политической силы, неподконтрольной центральным властям», – вторит ему представитель «Блока П. Порошенко» Мустафа Найем. 

Объективность этих оценок и прогнозов, впрочем, тоже сомнительна, поскольку здесь вступают в силу уже мотивы внутриукраинской политической конкуренции.

Если искать в заявлении о том, что Бойко и Ахметов могут возглавить администрации в Донецке и Луганске, какой-то реальный смысл и мотивы, то они могут быть следующими.

Киев, с одной стороны, пытается прощупать готовность Москвы и республик идти на уступки, а с другой стороны, имитирует бурную деятельность по выполнению минских соглашений западным лидерам. В ситуации переговорного и стратегического тупика это лучше, чем ничего. Но это заведомо ничтожная сделка.

..............