Границу мы переходим ночью и пешком, так быстрее. Вереницы машин с беженцами; душные автобусы с детьми, отправленными на лечение; идет какой-никакой товарооборот – КПП на границе Ростова и Донецка всегда живет.
Стоя на высоте Саур-Могилы, я мечтал, чтобы здесь и сейчас оказались наши оппозиционеры из «жан-жаков» и поняли, что они пишут в своих блогах
Металлический козырек, под которым идет досмотр машин на КПП, похож на решето, война подходила прямо к границе, начинаешь понимать, что новостные сообщения о падающих на территорию РФ снарядах украинской артиллерии – не преувеличение.
Дорога на Донецк от границы долгая и двухколейная. Ночью кажется, что она проходит по лесному коридору, днем иначе – спокойнее. В любое время суток эта дорога испещрена воронками – стреляли, как из минометов. Там есть и парные воронки под углом, пущенные с вертушек.
По кому? По этой узкой трассе уходили караваны машин с семьями в сторону российской границы. Заправочные станции стоят с заколоченными окнами, работающие колонки обложены мешками с песком. По перебинтованным окнам зданий всегда видно, куда конкретно пришла война, это я заметил для себя еще в Осетии 2008 года.
ДНР – это огромные земли, картинка на заднике у корреспондента новостей не передает протяженности дорог и величины территорий. Мы едем около двух часов по пустой темной дороге, вдоль населенных пунктов и городов, которые уже освобождены, люди пытаются наладить свой быт, убрать следы бомбежек.
***
В Донецке мы останавливаемся на ночлег в здании, где живут ополченцы, один из министров ДНР, сюда привозят жить иностранных журналистов. Две девушки пытаются поддержать иллюзию мирной жизни и собирают для гостей что-то на стол.
После длинной дороги мы не расходимся спать, а проводим время в разговорах до позднего утра. Местные много шутят о своем нынешнем состоянии дел – это больше похоже на способ поддержать в хорошем настроении всех присутствующих и самих себя. Это настоящие люди, они и их семьи живут здесь – не уехали. Это не наймиты-политтехнологи, и они не на работе, они строят жизнь на своих же улицах, где сами и их семьи провели всю свою жизнь.
***
Сувениров на память от киевских властей в городе множество: снаряд, торчащий в дороге, взорвался примерно в десяти метрах от жилого малоэтажного дома, металлические заборы домов частного сектора похожи на дуршлаг от осколков. Слово «осколок» вообще звучит здесь в беседах постоянно.
Рассказ у разорвавшегося снаряда от одного из местных ополченцев: «Я позвонил своему товарищу, крепкому парню, с предложением присоединиться к нам и идти на передовую. Он отказался, сказав, что война его не касается. Через два дня на кухне своей квартиры он готовил завтрак, осколок от снаряда залетел прямо к нему в окно и убил его».
#{image=897186}Мы заходим в храм, который был разрушен прямым попаданием снаряда. Сгорело все, новый крест для пасхальной службы сколотили из деревяшек. Поставить свечку и написать записочку можно в маленькой пристройке – местные жители принесли и отдали свои иконы.
***
В бомбоубежище стоит тяжелый воздух с множеством запахов людей. Здесь живут люди с июня месяца прошлого года. Еду и средства первой необходимости привозят волонтеры из местных и ополченцы, которые находятся в городе. Иностранные журналисты, когда бывают тут, пытаются сунуть людям пару купюр, мужики берут на водку.
***
Люди взяли нас в плотное кольцо, увидев депутата парламента Новороссии, который был с нами, и начали задавать вопросы. Они занимали очередь с двух часов ночи, чтобы получить социальные выплаты. Город пользуется инфраструктурой существующих ранее, до войны, банков. Деньги небольшие, их по копейкам собирают местные власти.
Донецк, по большей части, один на один с собой. Едем в сторону передовой. Человек красит свой забор и заодно зебру на пешеходном переходе, на этой улице есть начальная школа, где остались ученики.
***
На Саур-Могиле 70 лет назад, во время Великой Отечественной войны, шли ожесточенные бои с нацистами, это стратегическая высота, такая же, как, например, Мамаев курган в Волгограде. Несколько месяцев назад высоту пытались взять вновь, на этот раз киевская армия. Несколько десятков ополченцев сумели ее удержать. Монумент советским солдатам, победивших в Великой Отечественной, разрушен полностью, вся земля вокруг в черных воронках.
Есть табличка «Осторожно, мины» – разминированы только основные подходы к остаткам монумента. Сам монумент окружен свежими окопами и могилами. В окопах: вспоротые консервные банки, окурки и ковер из гильз. В могилах: защитники Саур-Могилы – ополченцы. Неподалеку памятный знак дружбы украинского и российского народа.
Украинская армия, отступая, едет гусеницами танков по своим же солдатам, закапывает других в братские могилы, официальная статистика занижает потери как может.
***
Девушки, которые поддерживали жизнь в здании, где мы ночуем в Донецке, красиво оделись и пошли на концерт в центре города. Выходя из здания, они перепрыгнули пару ступенек, разрушенных осколками от снаряда. Выступает Чичерина.
Это большое событие в городе – возможность провести вечер нормально, хотя многие из местных жителей, можно сказать, живут «спокойно», привыкли к фону из выстрелов. Где-то по периметру города звук бомбежек сильно резонирует из-за полостей от шахт.
Можно сказать, что сейчас в городе хорошая обстановка, не то что за три часа до официального перемирия после минских соглашений. Складывается ощущение, что украинская армия обрушила все свои ресурсы на город, чтобы не тащить с собой в отступление тяжелые снаряды.
***
На кухне мы готовим себе ужин, все бегают по этажам в поисках соли. В кухню, где мы сидим, заходят два бойца, по щиткам на локтях и коленях понимаем, что это бойцы из отряда «Сомали» и они только что приехали на ночлег из аэропорта. «Пять трехсотых, четыре двухсотых в аэропорту», – сказали они. Это значит, что за день в аэропорту ранено пять человек, погибло четыре.
Местные много шутят о своем нынешнем состоянии дел – это больше похоже на способ поддержать в хорошем настроении всех присутствующих
Перемирие. Аэропорт киевская армия постоянно пытается атаковать, выбить оттуда ополченцев. Мы сложили из наших тарелок ужин для них. В комнате, где я ночую, открываю окно. Ухающие звуки бомбежки заходят в комнату. Как же сильно повезло жителям Крыма.
***
За все время, что я находился в городе Донецке, я не встретил ни одного ополченца с российским паспортом или, если хотите, ополченца «по найму». Я видел исключительно людей, которые защищают свои дома и свои семьи, которые продолжают строить жизнь в родном городе. Наверное, Отечественная война выглядит именно так.
Стоя на высоте Саур-Могилы, я мечтал, чтобы здесь и сейчас оказались наши оппозиционеры из «жан-жаков» и поняли, что они пишут в своих блогах и о чем они шутят. Поверьте, осознание происходящего в этом месте случается очень быстро.
***
Как бы ни было стыдно перед ополченцами и местными мирными жителями, с которыми я говорил, приходится уезжать в сторону границы с Россией.
Сейчас Центр актуальной политики готовит книгу переведенных текстов западных журналистов, которые побывали здесь и освещали события на Востоке Украины в своих изданиях. Возможно, их непредвзятому взгляду поверит и оппозиционный столичный читатель, который берет на себя очень много, интерпретируя факты, в том числе в своих политических целях.
Часть 2. Хронология войны на Украине
Украина уже второй год находится в кризисном состоянии, и кризис усугубляется. При этом общим местом и украинских сторонников Майдана, и наших либеральных политиков стали обвинения России в организации и стимулировании украинского политического и экономического коллапса с гражданской войной на Юго-Востоке.
В связи с этим следует внести определенную ясность и еще раз вспомнить хронологию пикирующей вниз Украины, а также действительную роль России в этих событиях. Далее просто по пунктам.
1. Все началось с невнятной позиции Виктора Януковича по вопросу евроинтеграции. Сначала он заявлял, что Украина непременно вступит в официальный политический и экономический альянс с Европой. Это, особенно в части экономики, било бы уже по внутреннему рынку России. В силу того, что с Украиной у нас были отдельные, льготные для украинских товаров, таможенные пошлины и вообще определенная крайне дружественная со стороны России к Украине система торговли.
Такое отсутствие таможенных барьеров при вступлении Украины в единое европейское экономическое пространство затопило бы российский рынок европейскими товарами и обрушило его. Вполне естественно, что Путин заявил об отмене таможенных льгот для Украины в случае ее интеграции в ЕС.
Виктору Януковичу такие перспективы не понравились, и он повернул вспять, заявив, что евроинтеграция откладывается на неопределенный срок.
2. Это спровоцировало массовый протест на Майдане Незалежности в Киеве. На первых этапах протест носил мирный характер. Далее он стал накручиваться по «оранжевой схеме», с сакральными жертвами и работой снайперов. В январе уже наступила фаза силового противостояния между спецвойсками «Беркута» и митингующими.
При этом «Беркут» был максимально ограничен в применении силы. Первые массовые столкновения начались в ночь с 29 на 30 ноября 2013 года. Россия при этом четко и последовательно занимала и занимает миротворческую позицию.
3. Последующие столкновения на Майдане привели к тому, что 21 февраля лидеры украинской оппозиции и Виктор Янукович при посредничестве России и ряда представителей европейских стран подписали Соглашение об урегулировании кризиса на Украине.
Следует еще раз подчеркнуть, одним из основных посредников-миротворцев выступала именно Российская Федерация. И впоследствии только наше государство с уважением отнеслось к соблюдению данного соглашения. И украинские оппозиционеры, и европейские представители договор проигнорировали, как будто его не существовало в природе.
4. Далее эскалация силового конфликта привела к политическому перевороту на Украине, свержению законно выбранной власти и появлению власти нелегитимной, которую, по сути, даже Майдан не избирал. Просто так получилось, что Турчинов, Яценюк, Кличко и прочие лидеры оппозиции оказались в нужном месте в нужное время.
Таким образом, уже 22 февраля того же года в обход процедуры импичмента и каких бы то ни было законов Виктора Януковича лишают власти, и он исчезает из страны. Россия при этом продолжает настаивать на соблюдении соглашений от 21 февраля и не признает законности новой украинской власти.
То есть действует исключительно в рамках международного права. Момент с нелегитимностью важен для нас, чтобы понять, почему, собственно, на восстание и отделение от Украины полное право имели все регионы этой страны.
5. Сразу после государственного переворота хаос воцарился во всех регионах Украины, где сторонники Майдана стали силовыми методами смещать местную власть. Этот процесс, кстати, продолжается и сейчас, например в Днепропетровске.
В центральных и западных регионах к власти пришли сторонники Майдана, параллельно с этим начался процесс отделения Крыма и Новороссии. В случае с Крымом это был акт присоединения к России. В случае с ДНР и ЛНР – выработка собственной суверенной государственности в условиях общеукраинского безвластия.
В Крыму пророссийские силы развернули активность уже 23 февраля. Через два дня после свержения законной власти в Киеве в крымских городах с правительственных зданий стали массово снимать украинские флаги и устанавливать вместо них официальный российский триколор. Уже 16 марта был проведен общекрымский референдум, по решению которого Крым пожелал войти в состав Российской Федерации.
6. Здесь важно подчеркнуть ряд вещей. Во-первых, ситуация в Крыму не была осложнена военными действиями, не было насилия, не пострадал ни один человек. Во-вторых, численность российского военного контингента в Крыму не была превышена. То есть ни о каком военном вторжении со стороны России речи в принципе не идет.
Правда, именно в это время в Черное море вошел американский военный авианосец «Джордж Буш», что логично наталкивает на мысли об агрессии совсем не России, а другого государства, которое очень любит вмешиваться в конфликты по всему миру и даже организовывать их.
В то же время возникают ДНР и ЛНР, которые к 24 мая объединяются в единое непризнанное государство Новороссию. В апреле в ЛНР и ДНР тоже прошли референдумы о присоединении к России, но, поскольку степень их легитимности оказалась низкой, Россия не признала этих решений. Наша страна продолжала действовать в рамках законности и норм международного права.
При этом важно подчеркнуть, что и Новороссия, и Крым предлагали Киеву вариант «федерализации», с предоставлением себе более широких полномочий и автономии, но в составе единой Украины. Киев отказался. И, более того, сам начал военную операцию против Донбасса.
7. Вместе с Юго-Востоком восстала и Одесса. Но там все закончилось печально. Трагедией 2 мая, которая получила название «Одесская Хатынь». Там сторонники Майдана заживо сожгли противников евроинтеграции Украины. Это событие стало переломным в отношении Юго-Востока к Киеву. Точкой невозврата, когда русским на Востоке Украины стало понятно, что их ждет.
При этом все это время Россия выступала в качестве инициатора мирных переговоров, снятия напряженности в районе Новороссии, принимала активные и неоднократные попытки к организации переговоров о прекращении огня.
8. По итогам этих попыток была организована встреча в Минске и заключение так называемых минских соглашений 14 сентября 2014 года. Несмотря на подписание документа киевской стороной, ведение огня в «зоне АТО» продолжилось. В целом несоблюдение мирных и компромиссных договоренностей стало для новой постмайданной Украины своеобразной политической традицией.
9. В рамках проведения АТО Киев также не стеснялся в средствах, уничтожая мирных граждан. Одним из вопиющих случаев стала бомбардировка мирного населения у здания Луганской ОГА 2 июня 2014 года. Тогда было убито восемь человек. Сейчас количество жертв среди мирного населения на Юго-Востоке идет на тысячи.
И есть мнение, что если бы Новороссия не выставила свое ополчение, то количество жертв измерялось бы сотнями тысяч.
При этом Россия направляла и направляет гуманитарные конвои в Донбасс. Несмотря на сопротивление Киева. То есть киевские власти не просто убивают мирных жителей в Новороссии, они еще и требуют, чтобы им не мешали.
10. Несмотря на это, Россия продолжает настаивать на мирных переговорах, пытается договориться с властью Порошенко, которая также не обладает особой легитимностью, поскольку досрочные президентские выборы на Украине прошли с колоссальными фальсификациями.
В итоге сейчас Украина – это государство, которое все глубже влезает в системный кризис, раздираемое гражданской войной, с убитой, фактически дефолтной, экономикой.
Евроинтеграция, по понятным причинам, сорвалась. Кредитов от МВФ не предвидится. Часть территорий утеряна. Все это время Россия пыталась повернуть ход политических процессов на Украине в мирное, конструктивное русло. России не выгоден сосед, который не может прокормить сам себя, постоянно водит в гости не пойми кого и просит в долг.
В какой-то мере ситуация напоминает обычную житейскую. Масла в огонь подливает и внутрироссийская оппозиция, видимо, пытаясь по обыкновению «причинить пользу».
Источник: Центр актуальной политики