Есть характерная черта у отечественной оппозиционной тусовки – приобретая кое-какую скандальную популярность и известность, возомнив себя совестью нации, эти люди решают в какой-то момент, что могут безнаказанно залезать в мозг к гражданам и пытаться перенастроить их культурный и политический код. Не избежал этой болезни и известный бизнес-сиделец и по совместительству главный кошелек российской оппозиции – Михаил Борисович Ходорковский.
Чтобы действительно влиять на умы – нужен синергетический эффект, нужен мостик в «офлайн», во внутренние российские медиа
Уже несколько дней по интернету бродит вскрытая украинскими анонимусами переписка Ходорковского со своим пресс-секретарем Ольгой Писпанен. Желающие могут самостоятельно найти и ознакомиться со сканами почты Писпанен – там много чего интересного в плане сотрудничества структур бывшего бизнесмена даже не с титульными отечественными оппозиционерами, а скорее с культурной элитой и интеллигентским сообществом, которое оказывает определенное влияние на умонастроения среднестатистического креативного городского обывателя.
Нас же в переписке Михаила Борисовича со своим верным паладином интересует немного другое – а именно то, каким образом осуществляется неформальное (и, подчеркнем, имеющее признаки незаконного) финансирование рукопожатной совестливой прессы как на территории России, так и планирующихся в перспективе вещать на Россию СМИ. Предваряя дальнейшее обсуждение, необходимо сделать ряд существенных замечаний.
Следует отметить, что еще со времен руководства ЮКОСом и работы фонда «Открытая Россия» Ходорковский довольно дальновидно делал ставку не на сиюминутную работу по финансированию очередных городских сумасшедших от либеральной оппозиции. Нет, он сосредоточил внимание на изменении образовательной и информационной среды и на формировании мировоззрения нового, подрастающего поколения.
В этом подходе видятся параллели с процессом, описанным известным американским консерватором Патриком Бьюкененом в книге «Смерть Запада».
В ней он пишет о том, что, пока консерваторы в США самодовольно почивали на лаврах, занимаясь экономикой, контролируя и развивая ВПК и в целом особо не вмешиваясь в дела культуры и образования, либералы осуществили масштабный сдвиг в массовом сознании посредством инфильтрации в медиа, газеты, на радио и телевидение, в сферу образования, захватив университеты и монополизировав право на трактовку гуманитарного знания.
Ходорковский, планируя инвестиции (как мы видим из переписки) общим объемом почти в пять миллионов долларов в запуск русскоязычного телеканала со штаб-квартирой в Праге, выделяя сто тысяч долларов «Дождю», поддерживая проект образовательных «офлайн-центров» известного либерала Тихона Дзядко** – на самом деле планирует выстроить систему альтернативного культурно-образовательного пространства, откуда либеральные смыслы и модели будут транслироваться внутрь России, создавая тем самым благодатную почву для обработки нового поколения в желательном для него и его кураторов ключе.
Финансируя ту же Улицкую и в целом ПЕН-клуб – в переписке с Ходорковским она прямо говорит о том, что «валютного счета у ПЕНа нет. Лучше пожертвование, потому что тогда никакого налога не выгрызут». Ходорковский пытается создать, по сути, двухконтурную систему идеологического воздействия на российское общество.
Желаемую схему можно представить в виде следующего алгоритма: создаваемые под эгидой Ходорковского и его структур медиа осуществляют вбросы или ведение целенаправленных медийных кампаний.
В то время как уважаемые как бы члены того же ПЕН-клуба (а на самом деле – пропагандисты на зарплате) легитимизируют либеральную повестку и формируют транзитный канал для перекачки этого контента не только в мейнстримовые СМИ, но и на страницы популярной литературы и в образовательную систему, тем самым закрепляя феномен либеральной «культурной гегемонии».
Примечательно при этом и то, что Михаил Борисович уже, как известно, поставил опыт с «Медузой*», но проект откровенно не выстрелил и былой популярности команды «Ленты.ру» не получил. И причина тут именно в том, о чем написано выше – само по себе сетевое СМИ, пусть даже делаемое профессионалами с либеральными взглядами, ничего поменять в обществе не может. Так как аудитория его априори скукожена до нескольких сотен тысяч креативных блогеров и недовольных сетевых хомяков.Чтобы действительно влиять на умы – нужен синергетический эффект, нужен мостик в «офлайн», во внутренние российские медиа. Именно таким уколом в российское культурное пространство и призван стать проект с русскоязычным телеканалом в Праге и его инфраструктурой поддержки внутри России.
Если же говорить о противодействии либеральной инфильтрации в российское медийное поле, то в первую очередь нужно вытаскивать на свет божий все эти кривые теневые схемы финансирования оппозиционной интеллигенции.
Необходимо доносить до читателя и слушателя тот факт, что любимый прежде писатель, журналист или публицист вполне может оказаться засланным казачком на зарплате, который работает на человека, открыто декларирующего своей целью смену законной власти и коррекцию внешней и внутренней политики России в угоду нашим геополитическим соперникам. Именно гласность и открытость позволят обществу увидеть в очередных рядящихся в тогу беспристрастности медийных «гуру» волков в овечьих шкурах.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
** Признан(а) в РФ иностранным агентом