В рамках идущего сейчас «минского процесса», который на самом деле старательно киевскими властями торпедируется, есть смысл обратить внимание на усиление внутриклановой борьбы в рамках самой правящей на Украине коалиции сил, захвативших власть в результате прошлогоднего переворота.
У конфликта есть прозрачный коммерческий подтекст
Множество экспертов и независимых наблюдателей еще после срыва первого «Минска» предупреждали, что по мере развития конфликта все силы, в него вовлеченные, начинают в той или иной мере следовать логике и инерции вооруженного конфликта, который прекращать ну никак не хочется.
Понятно, почему этого не хочется ополчению – в логике их действий и заявленной ими конфигурации на востоке страны им нужно освобождать по плану минимум все территории Луганской и Донецкой областей, а по плану максимум – и остальные территории условной Новороссии.
Однако прекращение конфликта невыгодно и киевским властям, так как крайне остро в этом случае встают вопросы социально-экономического коллапса и ответственных за провал страны в жесточайший валютный, бюджетный и энергетический кризис. И гаечки на временно заваренном Вашингтоном и Брюсселем котле украинской политики, похоже, начинают слетать.
Коломойский выходит на тропу войны (фото: кадр из видео) |
Ярким примером тому может служить показательный инцидент с захватом губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским офиса национального оператора магистральных нефтепроводов «Укртранснафта».
У конфликта есть прозрачный коммерческий подтекст, так как всем известны бизнес-схемы Игоря Коломойского в нефтегазовой сфере Украины и его крайне плотная вовлеченность в дела госструктур, этим бизнесом занимающихся. Тут все четко – есть конфликт со смещением протеже Коломойского господина Лазорко с должности руководителя «Укртранснафты» и заменой его ставленником Порошенко Юрием Мирошником.
Понятно и почему действующий глава одного из крупнейших украинских регионов лично в сопровождении автоматчиков заявился ночью в офис госкомпании – скорее всего, для «подчистки» документации, могущей скопрометировать его схемы по откачке и хранению государственных по сути нефтепродуктов в системе афиллированных с бизнес-империей «Привата» фирм. Нас же должны заинтересовать несколько иные, более, что ли, общие социально-исторические наблюдения по итогам этого во всех отношениях примечательного ночного рейда Коломойского.
Во-первых, сейчас открыто и совершенно недвусмысленно вылез на поверхность конфликт между Коломойским и Порошенко. Олигархическая по форме и неофеодальная по сути конструкция власти на Украине напоминает Францию времен Столетней войны, когда формальный вассал короля вполне мог содержать собственное войско, как, например, Коломойский содержит террбатальоны нацгвардии типа «Айдара».
Вассал мог в рамках своего феодального лена назначать иного вассала – и тот был только его вассалом, как, например, Коломойский пролоббировал на пост губернатора Одесской области своего ставленника Игоря Палицу. Наконец, вассал мог вполне со своим войском не подчиниться сюзерену и даже вести отдельную от центральных властей военную и экономическую политику, что мы также воочию видим на примере Коломойского. Попытка Порошенко и стоящих за ним сил взять под контроль ключевые энергетические активы, вырвать их из рук ставленников всесильного днепропетровского олигарха вылились, по сути, в публичное унижение пропрезидентских сил.
Судите сами – Коломойский за захват офиса госкомпании отделался всего лишь выговором, да и то – за «неподобающее» поведение при общении с журналистами.
Далее – робкие попытки ряда депутатов от блока Порошенко поставить вопрос об отставке Коломойского разбились о каменное молчание остальных партнеров по коалиции, что, конечно же, свидетельствует о теснейших финансово-экономических связях Коломойского и Яценюка, на которого, как известно, ключевую ставку делает Вашингтон.
Американцы с точки зрения абстрактной тактики манипулирования процессами на Украине действуют, надо признать, совершенно верно – не складывая яйца в одну корзину, постоянно держат Порошенко под угрозой военного переворота, инспирированного батальонами нацгвардии – этой новой преторианской стражей киевского режима.
Второй крайне поучительный момент по итогам ночного рейда Игоря Валерьевича со своими верными нукерами в офис «Укртранснафты» – это то, с какой стороны показали себя украинские СМИ во всей этой ситуации. Понятно, что все последние месяцы на нас сыплются просто тонны информационных фальшивок и откровенного бреда – от порубленной «киборгами» в капусту очередной бронекавалерийской дивизии алтайской полиции до готовности Путина нанести по Москве ядерный удар.
Однако столь яростно защищавшие во время «революции достоинства» права журналистов на беспристрастное освещение событий украинские СМИ в случае с рейдом Коломойского жалостливо набрали воды в рот и помалкивают в тряпочку. Где эксклюзивные прямые включения «Громадского телевидения»? Где неполживые и полные истинного европоцентричного пафоса комментарии «Цензора» или УНИАНа?Почему нет громких разоблачений незаконных действий олигарха на «объективном» «Радио Свобода*», чей журналист был собственно Коломойским прилюдно унижен и обложен отборным матом? Ответ на эти риторические вопросы будет только один – украинская журналистика для массового зрителя/читателя попросту умерла. Она, как ни странно, раньше всех пала жертвой ползучей феодализации Украины, став разменной монетой в играх различных бизнес-кланов, региональных и олигархических группировок.
Конфликт вокруг «Укртранснафты» помимо своего локального значения в свете идущего передела собственности на Украине выявил существенные социально-политические тенденции, говорящие нам о том, что процесс распада украинского социума принял уже, кажется, необратимый характер. Даже без примера ДНР и ЛНР в государстве будут нарастать центробежные тенденции, следуя примеру Коломойского, в регионах поднимутся свои, местные, феодалы.
Отсутствие реакции власти на такие вопиющие случаи попрания ее исключительных прерогатив на насилие и принуждение в будущем, безусловно, аукнется еще большим подрывом ее легитимности в глазах всего населения страны, и в западных областях страны также.
Накачиваемая Западом для войны с Россией, Украина вряд ли, несмотря на опасения некоторых аналитиков, сгодится для целей нового «похода на Восток». Но вот стараниями собственной политической и бизнес-элиты вполне способна превратиться в очередного «больного человека Европы» со стремительно архаизирующейся социальной жизнью и примитивной экономикой.
Страной, где среди руин некогда великого прошлого будут бегать одичавшие потомки «великих укров» и в перерывах между казнью очередного «русского диверсанта» и мелкой феодальной войнушкой Великого герцогства Полтавского и Королевства Днепропетровского удивляться – кто же построил циклопические здания ДнепроГЭСа и космические цеха Южмаша.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента