Череда социально-политических информационных поводов, так или иначе связанных с женщинами, приводит в ступор не только феминисток. В конце января Минтруд разработал проект постановления о правилах расчета накопительной части пенсии, где ее размер у женщин будет меньше на 20%, чем у мужчин. Депутаты партии КПРФ решили пойти еще дальше и предложили ограничить продажу табачной продукции женщинам до 40 лет.
О дискриминации могут заговорить мужчины и тоже потребовать себе омбудсмена
Попытка ли это сменить информационную повестку, простое совпадение или весеннее обострение в Госдуме – не так важно. Но на шквал негативных комментариев отреагировала Общественная палата. Член комиссии ОП по трудовым отношениям, социальной политике и качеству жизни граждан Сергей Марков предложил учредить должность уполномоченного по правам женщин при президенте России.
Аргументация инициативы была весьма общей. Дескать, «в России до сих пор остро стоит вопрос ущемления прав и свобод представительниц слабого пола», а «в условиях непростой экономической ситуации эта проблема приобретает особую актуальность». Конкретных предложений, которые бы тронули сердца граждан и заставили бы федеральную казну расчехлять кошелек – нет.
Инициатива хороша лишь на первый взгляд. Вроде как да, действительно, проблемы есть, и женщины страдают из-за бытового насилия, дискриминации на работе – это лишь на поверхности, продолжать раскручивать вопрос можно бесконечно. Но дополнительное наличие омбудсмена со штатом вопрос не решит.
На федеральном и региональном уровнях есть масса организаций, движений и НКО, которые защищают права женщин. Общероссийское общественно-политическое движение женщин России, Российская ассоциация кризисных центров для женщин «Остановим насилие», Центр поддержки женских инициатив – всего Министерством юстиции зарегистрировано порядка 600 подобных организаций.
Пыль в глаза пускает то, что омбудсмен по правам женщин будет ближе к Кремлю и уж точно не оставит и защитит. То есть инициаторы проекта расписываются в бесполезности сотен организаций для женщин по всей России.
К тому же принятие проекта может раскрутить маховик инициатив до абсолютного безобразия. О дискриминации могут заговорить мужчины и тоже потребовать себе омбудсмена. Нагрузка на бюджет будет шириться в геометрической прогрессии, а количество проблем практически не уменьшится.
Удивительно, почему уполномоченного по правам человека, должность которого занимает Элла Памфилова, не хватает. В ее компетенции все те проблемы, которые подразумевает Марков, и даже шире. Можно меньшими силами укрепить сферу по правам человека, а не распыляться на отдельные бюрократические секторы.
Да и давайте говорить прямо: российское общество тяготеет к патриархату. Но, несмотря на это, нынешнее поколение – далеко не единственное, среди которого женщин по статистике больше, чем мужчин.
А это значит, что худо-бедно дамы научились решать или обходить острые углы (мамы секреты передавали, иногда вместе с комплексами). К тому же общее повышение психологической грамотности поможет избежать гендерных манипуляций и семейной жестокости. Российские женщины одновременно и ранимы, и сверхсамостоятельны.
И тут вопрос внутренний, а не политический. Те, кто хочет решить проблемы – найдут способы это сделать, а кто педалирует подобные темы с точки зрения феминизма и кричит о проблемах, вряд ли успевает их решать – банально времени не хватает.