Убили, значит, Фердинанда-то нашего!
Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»
Произошла страшная трагедия на Большом Москворецком мосту в Москве. В пятницу поздно вечером, в последний день зимы, убит экс-вице-премьер правительства России, депутат Ярославской областной думы, до вчерашнего дня один из лидеров оппозиционного либерального движения Борис Немцов. Новость потрясла всех – и соратников, и оппонентов политика. Цинично, в паре сотен метров от Кремля, на глазах у прохожих он был застрелен из проезжающей мимо машины.
Россия за последнее десятилетие забыла, что такое убийства политиков. Россия потрясена. Людей такого статуса вообще не убивали никогда у нас, даже в бурные 90-е годы, откуда родом сам политик Борис Немцов.
Версий у следствия несколько. Основная: провокация с целью дестабилизации внутриполитической ситуации в России. Безусловно, сам стиль, подобранный антураж и, главное, дата накануне почти заранее провалившегося весеннего антикризисного марша оппозиции указывает на спланированный и внешний характер заказного убийства. Сам марш готовился при активном содействии посольства США в Москве.
Понять ставку американцев на резкую эскалацию ситуации можно. После успеха Владимира Путина на переговорах в Минске, когда его голос в пользу прекращения войны на Украине наконец был услышан Европой, американская стратегия против России потеряла динамику. Давление Вашингтона на российскую экономику хотя и оказалось болезненным, но не стало фатальным и начинает уступать естественному экономическому росту России. Нужен был взрыв. Предстоящая акция 1 марта, по задумке организаторов, должна была собрать сотни тысяч людей по всей стране. Но за неделю до указанной даты стало ясно, что затея с антикризисным маршем превращается в фарс. Организаторы не смогли собрать даже в Москве и десяти тысяч желающих прийти. Кстати, Михаил Ходорковский настаивал на марше антивоенном, а Немцов и Навальный настояли на антикризисной версии. План эскалации ситуации рассыпался на глазах, и продюсерам этого шоу была нужна ритуальная жертва.
Немцов оказался идеальной мишенью. И вот почему. Статус этого человека делал его естественным лидером оппозиционного движения в России. И статус же не позволял ему скатиться в столь нужную американцам радикальную борьбу с властью. Немцов знал себе цену, но при этом позиционировал себя российским политиком, а не публичной марионеткой Запада, как это делают Навальный, Каспаров и Ходорковский. Радикальный таран американцев – Сергей Удальцов – был разоблачен и вышвырнут из игры. Но контактировавшие с ним грузинские субподрядчики Вашингтона все еще при деле. Сейчас они закрепились в Киеве, и задача перед ними стоит та же – дестабилизировать российское общество, спровоцировать его на мятеж. Борис Немцов в этой ситуации стал для американцев балластом. Он не хотел становиться радикальным лидером, потому что слишком любил жизнь, но и сдвинуть его с оппозиционного Олимпа не получалось в силу отсутствия альтернативной по статусу фигуры.
Любопытно, что за неделю до рокового свидания на Большом Москворецком мосту в Варшаве состоялась встреча Михаила Ходорковского с украинскими политиками и представителями западных спецслужб. Для последних, кстати, было бы менее рискованно и более «эффектно» принести в жертву самого Ходорковского, подослав к нему какого-нибудь агента из бывших соотечественников с ледорубом. Впоследствии можно было бы провести параллели со Львом Троцким, обвинив в его убийстве лично президента России и «кровавую гэбню». Однако Ходорковский умеет убеждать. Тем более он был в очень натянутых отношениях с Борисом Немцовым еще с конца 90-х годов. Также между ними были разногласия по стратегии и финансированию оппозиционного движения. Причем стиль убийства, именно из 90-х, косвенно указывает на МБХ, который ранее обвинялся в организации заказных убийств конкурентов. Тем самым в пользу выбора Немцова на роль жертвы был и его прошлый статус, и его неуправляемость, и финансовые аппетиты. В качестве альтернативы Навальный гораздо сговорчивее, не так искушен в политических интригах и не так дорого обходится спонсорам. Главное, Алексей не склонен к неавторизованной активности. Ну и в тени брутального Немцова Навальный выглядел бедновато, как студент-второкурсник.
Продюсерам государственного переворота в России оставалось только одно – устранить Немцова, представив его ритуальной жертвой режима, а заодно решить практическую задачу – сбросить балласт. Подобные спецмероприятия готовятся тщательно. Прорабатывается каждая деталь. В свое время к Немцову была подведена украинская модель Анна Дурицкая. Широко известно, что Борис был, мягко говоря, неравнодушен к каждой симпатичной девушке. Что, безусловно, не возбраняется, но в эту «медовую ловушку» он и угодил в итоге. Это почти классика для британских и американских спецслужб. Главным было вывести жертву на линию огня, с чем успешно справилась украинская гражданка. На кадрах камер наблюдения видно, как спутница Немцова зачем-то подошла к водителю снегоуборочной машины за мгновение до выстрелов из проезжающей мимо машины. Не станет большим откровением, если пойманные исполнители окажутся также гражданами Украины. Особенно цинично выглядело посещение места убийства российского политика американским послом Теффтом в сопровождении многочисленной охраны с букетом, перевязанным лентами цветов украинского флага. Этакий автограф, не оставляющий места для обвинений в конспирологии.
Настораживает быстрота реакции и настойчивость британских и американских официальных лиц с требованием немедленно провести расследование и найти убийц. Как будто сама Россия не заинтересована в быстром расследовании убийства своего гражданина, политика и экс-вице-премьера правительства. Такое ощущение, что тексты заявлений были готовы заранее, только оставалось вписать имя жертвы. Вторит своим кураторам и президент Украины Петр Порошенко. Оказывается, по версии Порошенко, Немцов должен был обнародовать «веские доказательства» участия ВС России в войне на Украине, за что якобы и был убит. Как по команде взорвались украинская и грузинская блогосферы и глобальные управляемые СМИ по отработанной методике освещения крушения малайзийского «Боинга» над Донбассом летом прошлого года.Безусловно, Борис Немцов сыграл своей жизнью определенную роль в становлении новейшей российской государственной системы, еще большую роль, по замыслу заказчиков его убийства, должна сыграть его смерть. Вместо комичного антикризисного марша в Марьино, на родине Навального, оппозиционеры выходят на траурный марш к Кремлю. Конечно, смерть Немцова будет активно обыграна против российской власти в подконтрольных Западу СМИ. Ради этого и принесена жертва.
Произошедшую трагедию на Большом Москворецком мосту в центре Москвы в последний день зимы 2015 года можно классифицировать как внешнюю агрессию против российского государства. Ответ государства должен быть точным и жестким. Убийцы и заказчики этого преступления должны быть пойманы и публично преданы суду в считаные дни, даже если кое-кто, пользуясь дипломатической неприкосновенностью, станет прикрывать их.
На историческую роль убийства Франца Фердинанда смерть Бориса Немцова, конечно, не претендует. По крайней мере, очень хочется в это верить.