Итак, на исходе первых суток наступившего в результате минских соглашений перемирия можно начинать подводить первые его итоги.
Россия ничего в Минске не подписывала и не визировала
Как подтвердили и сами силовики, и представители народных республик, в целом перемирие соблюдается, а интенсивность обстрелов по всей линии фронта снизилась существенно.
Однако на карте Юго-Востока остаются несколько горячих точек, где боестолкновения продолжаются, а значит, продолжается и неизбежно будет нарастать политическая борьба вокруг трактовок и права на интерпретацию минских соглашений в выгодном той или иной стороне ключе.
Во-первых, основным проблемным моментом остается ситуация вокруг дебальцевского котла и находящихся там подразделений ВСУ.
Глава ДНР Захарченко, еще до наступления официального перемирия, открыто заявил о том, что в соответствии с буквой минского меморандума, боевые действия приостанавливаются на внешнем периметре фактических границ ДНР, что исключает из состояния прекращения огня внутренние районы республики, а значит, дебальцевский котел будут сужать и выживать (либо брать в плен) находящиеся там подразделения ВСУ.
По последним оперативным сводкам ополчения, горловина котла замыкается в районе села Логвиново, северо-западнее высоты 303.4, между окруженным и простреливаемым Дебальцево и Нижним Лозовым.
Основные силы деблокирующей группировки украинской армии расположены в Светлодарске – и оттуда, а также из самого Дебальцево, накануне предпринимались попытки прорыва силами до 1-й батальонно-тактической группы, усиленной бронетехникой. В итоге украинские силовики под огнем ополчения откатились на исходные позиции, а котел продолжает существовать.
Судя по всему, в котле начинаются проблемы с продовольствием, боекомплектом и топливом. Очевидно, что авантюрные действия украинского военного руководства, решившего, видимо, повторить «подвиг» Паулюса под Сталинградом и ни в коем случае не сдавать Дебальцево, обернулись для него угрозой военной катастрофы.
По сообщениям военных корреспондентов и информации минобороны ДНР, трасса М-103, которая была последней артерией, связывающей дебальцевскую группировку со Светлодарском, плотно контролируется артиллерией ДНР.
Вместе с тем так и почили в бозе, не успев родиться, предложения и угрозы Яроша о создании некоего параллельного генштаба и готовности «Правого сектора*» вести боевые действия на Юго-Востоке, невзирая ни на какие перемирия. Местные нацисты даже заявляли о наличии у них неких 17 батальонов, перешедших под командование Яроша, однако в итоге новость постепенно сошла на нет.
Даже если батальоны и имеются – сейчас на Украине полно бандформирований, финансируемых тем же Коломойским, которые гордо именуются «территориальными батальонами», однако что эти батальоны, что «Правый сектор» по сути марионетки, несамостоятельные и вторичные по отношению к своим спонсорам структуры.
В настоящий момент Западу и их киевским марионеткам выгодно изображать миротворцев: как показали последние бои, вояки они никакие, максимум, на что пригодны, так это на роль заградотрядов.
Несмотря на деэскалацию ситуации на Юго-Востоке, Запад все равно стремится переложить ответственность за возможный срыв Минска 2.0 на Россию.Однако не стоит забывать и том, что собственно Россия ничего в Минске не подписывала и не визировала. Наша страна, совместно с Францией и Германией, просто выступила гарантом соблюдения меморандума между народными республиками и Киевом.
И вот на этом фоне ЕС не отменяет применение с 16 февраля новых персональных санкций – видимо, запущенную санкционную машинку Еврокомиссия решила не останавливать, дабы русский медведь не расслаблялся.
Это лишний раз демонстрирует необходимость быть с Европой начеку и не поддаваться на дудочку крысолова, ведущего нас к треку, встав на который, можно закончить как Михаил Сергеевич Горбачев. Его тоже постоянно «поддавливали» и за те или иные уступки хлопали по плечу и включали то в один, то в другой международный клуб.
Итог плачевен. Следует отдавать себе отчет в том, что наступившее перемирие вполне может быть использовано, как и в августе 2014 года – для накапливания резервов украинскими войсками в ходе оперативной паузы.
Успех перемирия – в том, чтобы начался наконец внутриукраинский политический процесс, Донбассу и Луганску были дарованы широкие права и полномочия, а также проведена глубокая перестройка украинского государства на федеративных началах. Куда повернется историческая развилка в этом вопросе – увидим уже скоро.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ