Поколениям 27-40 не повезло едва ли не больше, чем нашим старшим братьям. Мы видели эпоху бурного первоначального накопления капитала, но не успели в ней поучаствовать.
Пирог давно попилен и съеден. А пускать нас к очередному переделу страны просто за то, что мы такие красивые, умные и по-английски сносно говорим, никто не собирается
Мы видели, как из ничего возникали империи и люди становились миллионерами за пару лет, чтобы потом безбедно жить в кантоне Ури или сгинуть в тюрьме/могиле. Не всегда, кстати, бесчестным путем – люди богатели не только на приватизации национальных недр, но и на ретейле, недвижимости, бурно растущей IT-отрасли.
Это сильное упрощение – полагать, что в России девяностых – первой половины нулевых был только один способ «выбиться в люди». Были способы и заработать, и человеком остаться.
Мы это видели. Русские рокфеллеры для нас – не пожелтевшие фотографии из учебника истории – это реальность, данная нам в ощущениях. Удачные и не очень истории старших братьев и друзей. Безусловно, мы были бы лучше и успешнее предшественников. Мы же не дураки какие-нибудь.
Мы проанализировали ошибки, учли недочеты, предусмотрели подводные камни. Все ж хорошо было, впереди – жизнь, полная перспектив. Вот только есть один маленький нюанс. Мы сделали классическую ошибку всех военных чиновников – готовились к предыдущей войне.
Поезд ушел и уже не вернется. Время изменилось.
... И последствия этого мифа
Сижу на кухне у коллеги в просторной квартире, он построил ее на гонорар с одной-единственной кампании. Рассказывает, как 19-летним парнишкой на выборах 96-го возил по Москве пять миллионов долларов в метро.
Не в коробке из-под ксерокса, а в спортивной сумке. Заливает, наверное, но квартира хорошая, просторная. А мне чтобы купить в два раза меньше, пришлось шесть лет по муниципальным выборам в глубинке, по пояс в разбитых дорогах и идиотах корячиться.
Да еще и не хватило, пришлось в кредит забираться. А я ведь не дурнее его буду.
Отвратительно!
Ужасно!
Несправедливо!
Долой ваш строй! Долой вашу религию!
Не правда ли? А вы, блин, знаете, как трясет в предоставленном заказчиком советском уазике по нашим разбитым дорогам? В бизнес-классе так не укачивает, поверьте. А у меня, между прочим, слабый вестибулярный аппарат. Мне только бизнес-классом и летать можно, а никак не на уазике.
А ведь еще недавно такая возможность была. И бабушку обещал в начале девяностых на собственном вертолете покатать. Мне лет десять было. Доверчивая и любящая старушка до сих пор по праздникам вспоминает и ждет. А вот не свезло. Родиться бы чуть пораньше – тогда было бы все иначе.
В нехватке вот этих скоростных лифтов девяностых и есть корень всех протестов так называемого креативного класса. Лучшей и образованнейшей части нашего, чтоб его, общества.
Предвижу кучу помидоров в свой адрес. Как ты смеешь писать про Крым, когда вся Россия от зарплаты до зарплаты и айфона себе позволить не может? Как ты смеешь тут говорить про Черногорию, когда у половины страны даже загранпаспорта нет?
Да в том и дело, ребята, что та Россия, которая без айфона, дома сидит и Первый канал смотрит. А в единый день голосования едино встает и едино идет голосовать за «Единую Россию». Бунтуют ведь совсем другие люди. И бунтуют они не за униженных и оскорбленных, а за себя, за свои упущенные возможности.
Чужие дворцы
Вот Алексей Навальный. Тоже неглупый человек. Наверняка даже поумнее меня будет. Но тоже по возрасту опоздал на Эпоху Великого Распила. В бурчании «ах проклятый Путин, сидит уже 14 лет на своем посту и никуда уходить не собирается. Прям азиатский деспот какой-то» – он прекрасно разглядел те глубинные мотивы, которые я попытался эмоционально передать выше.
Ну, сидит, нормальная, в общем-то, практика. Гельмут Коль федеральным канцлером был 16 лет, а председателем ХДС – вообще 25 лет. Кто-нибудь готов ФРГ объявить азиатщиной?
Дело ведь не в том, кто какой пост и сколько лет занимает. Дело в том, что нам печенек не досталось, эти старшие все съели без нас. Навальный прекрасно играет на этом чувстве обделенности.
Истории с поиском недвижимости у Володина с Якуниным – они из той же оперы. Казалось бы – недвижимость задекларирована, оплачивается не через офшоры, за все уплачено. Какие могут быть объективно претензии к людям? Да никаких кроме вот этого вот «они смогли бабушку на вертолете покатать, и даже площадку для посадки рядом с домом построили, а нам не светит, а мы ведь ничем не хуже».
Банальная, низкая, отвратительная, недостойная склонного хоть к какой-то рефлексии человека зависть, и ничего кроме. Но и Навальный, и все остальные так называемые лидеры так называемого протеста играют на этом чувстве. Российская либеральная оппозиция всегда любила играть на подобных устремлениях.
Три дороги
Мы навсегда отравлены этими историями про баронов-разбойников. Если отрава возьмет верх, то мы пойдем брать дом Якунина штурмом. Вполне себе вероятно, почему нет. Мы сделали почти полный круг за 25 лет и вернулись к тому, с чего начинались во времена перестройки.
Стилистика и идеи те же самые – достаточно избавиться от номенклатуры и кейджиби, добавить плюрализма и гласности – и все заколосится. В итоге как раз номенклатура все это прекрасно переживет, как показывает новейшая история страны, зато России можно будет официально вступать в Африканский союз.Если действительно умным людям удастся переключить задачи, то хату покинем, пойдем воевать, чтоб недра Гвинеи Газпрому отдать. Не обязательно с автоматом в руках – не надо утрировать, а в роли юридических, экономических и политических советников.
За скромную долю, само собой. По-английски ведь сносно говорить умеем. Это вполне себе способ пристроить наше поколение, отравленное мифом о быстро сколоченном состоянии, к какому-нибудь полезному для страны делу.
Есть еще третий путь. Самый приятный для России и, кстати, достаточно вероятный. Причины нынешней стагнации в экономике все в тех же проклятущих и сладчайших девяностых.
Возникшие тогда локомотивы роста исчерпали потенциал хода. Российский ретейл создан, ездить в Москву на электричке за колбасой уже не надо, и колбасы тоже на всех хватает более-менее – повышать производство нет никакой необходимости.
Нефтянка с газом тоже потенциал своего роста практически исчерпали. Расти некуда – везде сплошной потолок. Но как известно, трава может прорасти в малейшей трещине в асфальте. Так что есть надежда, что кто-нибудь действительно талантливый уже из нашего поколения додумается, как через эту щель пролезть.
И вместо того чтобы завидовать Роттенбергам и их дачам, прокручивая в уме их опыт, наше поколение попытается добраться до новооткрытого континента, пока там еще есть свободное место. На этом этапе, кстати, война Навального с чужими дачами и закончится, поскольку слушать его уже никто не будет.