Теперь модно сравнивать 2010-е с 1980-ми: вот, мол, и тогда ведь тоже то «Боинг» сбивали, то нефть падала, то в Афгане воевали, то еда заканчивалась, а в конце концов... (в этот момент сравнивающие начинают мечтательно улыбаться).
Как говорили митьки, одинаковое одинаковому рознь.
Массовая культура, половой вопрос, мифология бытовой жизни на Западе – из сказки превратились в страшилку
1980-е – это не только плачущий большевик Рыжков, очереди, дефицит, дешевая нефть, груз-200 и «победа над империей зла».
1980-е – это мечта о другой жизни в душе у русского человека. Победим Рыжкова, победим дефицит, выведем отовсюду армию – и будем жить в раю. Там, где дружба с Америкой, вареные джинсы, Пепси-Кола, рок-н-ролл и Дональд Дак.
Сейчас ничего подобного в душе у русского человека нет.
В отличие от поведения всевозможных Константинов Устиновичей и Егоров Кузьмичей, которые воспринимались как надоедливые маразмирующие старики, упрямо стоящие между русским народом и вожделенным Дональд Даком, – поведение Путина людям близко и понятно.
Его претензии к западному миру, его обида на этот западный мир, его версия украинской войны, его участие в ней совершенно не воспринимаются как какой-то неприятный экзотический бред вроде сражений в далеких афганских горах с душманами, ловли трудящихся по универмагам в рабочее время или антиалкогольной кампании.
Напротив, все это очень созвучно настроению народному – крайне скептическому по отношению к внешнему миру, миру лицемерному и чужому.
И никто не верит, как в 1980-е, что от этого внешнего мира вот-вот явится благодать.
Ну да, джинсы. Хорошо, когда есть джинсы. Плохо, если джинсов не будет. Но нет за ними больше никакого райского сада – ведь мы ж уже знаем, какие они там все сволочи и сколько раз они нас кидали. И эта перемена видна во всем.
Так, в 1980-е русский народ с радостью воспринял «сексуальную революцию», «Интердевочку», «Америкэн Бой, уеду с тобой» и «эротику с Микки Рурком и Ким Бэсинджер». А сейчас кто с радостью воспримет гей-парады, «радикальный феминизм» и «мульти-культи» с мечетями?Массовая культура, половой вопрос, мифология бытовой жизни на Западе – из сказки превратились в страшилку. «Там у них одни арабы, геи и бабы обнаглевшие без косметики».
Или другое. Почти тридцать лет назад «знаменем консерваторов» была Нина Андреева – пожилая зловещая тетка, которая была «вчерашний день», «оскаленное лицо пенсионера-совка, который со своим КПССом дурацким не дает нам купить на валюту видеомагнитофон».
А сейчас в роли Нины Андреевой полковник – молодой, бодрый и харизматичный. В то время как «Эхо Москвы» – вестник ценностей 1980-х – как мы выяснили на днях, живет в основном за счет рекламы БАДов для «лиц старшего возраста».
Нет, не получается с радостным ожиданием перестройки. Будет что-то совсем другое.
Не обещаю, что любителям 1980-х понравится.
Источник: Блог Дмитрия Ольшанского