Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
28 мая 2014, 14:55 • Экономика

Китайский эффект

Сделка с Китаем умножит рост инвестиций в России в 11 раз

Китайский эффект
@ Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Один из крупнейших банков – Bank of America – первым повысил макроэкономические прогнозы по России. Мегастройка в Восточной Сибири благодаря газовой сделке с Китаем, а также инвестиции в Крым подтолкнут рост российской экономики и инвестиций начиная с 2015 года. Это еще укрепит и российский рубль.

Рассчитанный на 30 лет газовый контракт с Китаем на 400 млрд долларов «столь крупный, что, скорее всего, будет иметь значительный макроэкономический эффект», говорится в аналитическом обзоре Bank of America.

Газовый контракт с Китаем на 400 млрд долларов столь крупный, что, скорее всего, будет иметь значительный макроэкономический эффект

На фоне газовой сделки с Китаем банк повысил прогноз роста российского ВВП на 2015 год с 1,5% до 2,1% и прогноз роста инвестиций в РФ на следующий год с 0,4% до 4,3%. По оценке Bank of America, ожидающиеся капитальные затраты на уровне 55 млрд долларов увеличат инвестиции в российскую экономику по меньшей мере на 5–6 млрд долларов в год начиная с 2015 года.

Хотя реальные поставки газа в Китай начнутся не раньше 2018 года, а на максимальные объемы в 38 млрд кубометров выйдут и того позже, эффект Россия почувствует значительно раньше. «Это будет самая большая на ближайшие четыре года стройка в мире», – говорил Владимир Путин.

Россия вложит со своей стороны эти 55 млрд долларов в создание газопровода «Сила Сибири» и соответствующей инфраструктуры в Восточной Сибири, которой будут пользоваться не только газовики и транспортники газа, но и местные власти и население для других отраслей экономики региона. «Сила Сибири» соединится с газопроводом Сахалин – Хабаровск – Владивосток, и в районе Благовещенска от трубы будет построен отвод в Китай.

Для поставок голубого топлива в Китай Россия также освоит два новых месторождения Восточной Сибири – Чаяндинское и Ковыктинское (Якутия и Иркутская область), где совокупный объем подтвержденных извлекаемых ресурсов составляет 3 трлн кубометров газа.

На рост инвестиций в Россию также могут положительно повлиять вложения в инфраструктуру Крыма, которые в ближайшие 5–10 лет могут достичь 900 млрд рублей, отмечает Bank of America. По данным МЭР РФ, помимо строительства моста через Керченский пролив и других инфраструктурных проектов Россия вложит в развитие Крыма в 2014–2017 гг. 526 млрд рублей. До 2020 года будет выделено 71 млрд рублей на развитие порта Тамань. И это только то, что касается бюджетных средств, тогда как планируется привлекать также частных инвесторов.

«Газовый контракт также может укрепить рубль, если Китай заплатит авансом 25 млрд долларов (за будущие поставки газа – прим. ВЗГЛЯД)», – отмечается в обзоре Bank of America. Зато рубль к концу 2014 года будет стоить 35,5 рубля за доллар. На конец 2015 года, по прогнозу BofA, курс доллара составит 36 рублей.

«России крайне важны были эти инвестиции в условиях их ужасающего оттока со второй половины прошлого года и мрачных прогнозов на этот. Инвестиции положительно скажутся на курсе рубля, так как будут обеспечивать приток спроса на российскую валюту, но, самое главное, дадут импульс добывающим отраслям, а по цепочке и остальной экономике. Ведь до того, чтобы осуществить поставку, нужно еще произвести весь цикл от добычи до поставки», – соглашается финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

После начала поставок газа выручка от китайского контракта будет приносить России около 1% ВВП в год, отмечает глава аналитического отдела брокерской компании FBS Елизавета Белугина. Положительный эффект на макроэкономику газовое соглашение окажет уже в этом году, хоть и не такое значительное, как в последующие годы. Хотя прогноз роста ВВП РФ на текущий год американский банк оставил на прежнем уровне – 0,9%, однако это положительный сигнал. Российские МЭР и ЦБ на такой рост даже не надеются. Они уже несколько раз в этом году понижали свои прогнозы на 2014 год. Более того, ЦБ уже после сделки с Китаем снова ухудшил прогноз по ВВП РФ с 0,9% до 0,5% в этом году.

Ни ЦБ, ни МЭР пока не меняют в сторону увеличения свои прогнозы на 2015 год, вероятно, не спешат с новыми оценками. Между тем ЦБ пока ждет 1,5–2% в 2015–2016 годах, но без учета сделки с КНР, а американский банк – 2,1%, но с учетом газового контракта.

Российские ведомства считают такие темпы роста экономики недостаточными. «Чтобы получить большие (более высокие) темпы роста, нужен перелом в динамике инвестиций и структурные меры», – заявила на экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, чтобы ВВП РФ рос выше 2%, нужен мощный поток инвестиций. Стройка в Восточной Сибири и Крыму как раз может это дать.

Поэтому можно ожидать, что российские ведомства станут скоро более оптимистично смотреть в будущее. И их прогноз (с учетом газового контракта с Китаем) может оказаться выше, чем ожидания Bank of America. Стоит сказать, что буквально за неделю до газовой сделки появилась неофициальная информация, что МЭР снизило прогноз по росту ВВП в 2015 году по консервативному сценарию с 2,4% до 2%, однако по базовому сценарию увеличило прогноз с 2,5% до 3,2%. Не исключено, что МЭР закладывало в прогноз результаты газовых переговоров с Китаем.

На самом деле, можно ожидать еще большего макроэкономического эффекта. Во-первых, с подписанием газового соглашения с Китаем начался разворот в целом всей экономики России в сторону Азии. В том же Шанхае во время визита Владимира Путина в Китай было подписано еще более 40 других соглашений и меморандумов с китайскими инвесторами.

Например, Россия и Китая вместе хотят построить большой пассажирский самолет, который сейчас делают только Boeing и Airbus. Китайской Great Wall дали зеленый свет на строительство автозавода под Тулой, хотя раньше в России ее не жаловали. И, наконец, на реке Амур будет построен железнодорожный мост – новый экспортный коридор между Россией и Китаем. А Москва впервые привлекла частных инвесторов в масштабную стройку столичного метрополитена. 70 новых станций подземки доверят построить китайцам, а для окупаемости их затрат им дадут возможность застроить жильем и офисами земли, прилегающие к новым станциям.

«Если раньше переговоры Москвы с Пекином проходили в «вялом» режиме, сейчас в интересах России как можно быстрее достичь компромиссных решений и приступить к реализации проектов, пусть и на чуть менее выгодных для себя условиях», – считает ведущий аналитик брокерской компании FBS Кира Юхтенко.

«Крупная сделка с Китаем имеет потенциал надолго стать неким помощником экономике. Другие крупные вложения также могут стимулировать рост экономики», – считает Александр Купцикевич из FxPro. Однако он указывает, что влияние сделки с Китаем будет постепенно теряться, и в целом, чтобы развернуть общую тенденцию замедления роста российской экономики, только этого будет недостаточно. «Назревает необходимость качественного рывка по многим секторам. Проблемными среди них, на мой взгляд, являются производство и качество потребительского кредитования», – считает эксперт.

..............