Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

19 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
19 мая 2014, 20:25 • Экономика

Следующая станция – китайская

70 новых станций московского метро доверено строить китайцам

Следующая станция – китайская
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Иностранцы впервые выразили готовность вложиться в строительство одного из крупнейших инфраструктурных проектов России – московского метрополитена. Новые 70 станций и около 150 км путей будут строить китайские компании. Гигантские вложения, которые для этого необходимы, окупятся очень быстро, уверены эксперты.

Российская госкомпания «Мосинжпроект» в понедельник в Пекине подписала соглашение о сотрудничестве в области строительства Московского метрополитена с китайскими компаниями China Railway Construction Corporation Limited и China International Fund Limited. С российской стороны подпись под документом поставил заммэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

Москва завлекает китайцев, скорее всего, в долевое строительство с помощью государственно-частного партнерства

«Мы не так давно встречались в Москве и договорились о привлечении инвестиций в строительство московского метрополитена. Эта программа одна из самых крупных в мире. Она, конечно, уступает пекинской, шанхайской программам, но, тем не менее, в Европе является самой большой речь идет о строительстве 150 километров линий метрополитена, более 70 станций», сказал мэр Москвы Сергей Собянин, выступая после церемонии подписания, сообщает РИА «Новости». Чтобы оценить масштаб строительства, достаточно сказать, что за почти 80 лет работы столичного метрополитена на данный момент в нем функционирует 194 станции, а его протяженность 325 км. Иначе говоря, китайцы должны построить в метро за несколько лет половину того, что уже функционирует сегодня.

Собянин также указал на то, что одно из направлений развития метрополитена охватывает территорию Новой Москвы, которая в полтора раза больше «старой», и для ее освоения требуется ускоренное развитие транспортной инфраструктуры: дорог, метро, общественного транспорта. Инвестиции в строительство метро в Новой Москве составят около 100 млрд рублей, говорил Хуснуллин летом прошлого года.

«Мы договорились о том, что разработаем проект, где бы мы совместно с нашими китайскими коллегами проинвестировали эту ветку, построили бы ее в оптимально короткие сроки, построили бы транспортно-пересадочные узлы. Это будет ключевым проектом для привлечения частных инвестиций из Китая для того, чтобы сбалансировать инвестиционный пакет Москвы и ускорить развитие инвестиционных, инфраструктурных проектов», сказал мэр Москвы.

При этом заммэра ранее указывал, что китайские инвестиции, возможно, привлекут для строительства отдельной ветки в новой Москве, которую пока не начали строить. Хуснуллин указал, что ветка находится в программе после 2018 года, однако, если удастся привлечь инвесторов, ее построят быстрее.

Выгодно всем

Строительство метро – это сегодня один из самых окупаемых видов бизнеса, поэтому привлечь инвесторов, особенно иностранных, в эту сферу строительства обычно несложно.

«С точки зрения инвесторов, московский метрополитен также очень выгодный проект. Можно с уверенностью сказать, что все вложенные деньги окупятся. Это не просто востребованный, а самый востребованный транспорт. Ежедневно услугами московского метро пользуются от 7 до 9 млн человек, что делает его самым загруженным в мире. Ожидается, что пассажирами новой Калининско-Солнцевской линии (в Новой Москве – прим. ВЗГЛЯД) станут порядка 2 миллионов человек», говорит первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский.

#{image=757717}Однако привлечение частных инвесторов не означает, что китайцы войдут в капитал ФГУП «Московский метрополитен». Метрополитен – это режимный объект, поэтому земля и инфраструктура по российским законам никак не могут попасть на баланс иностранной компании. Однако государство может сдавать ее в аренду. В московской мэрии газете ВЗГЛЯД подтвердили, что китайские инвесторы в капитал метрополитена входить не будут. «Речь идет о привлечении их к определенным участкам, к определенным проектам», отметили в пресс-службе города.

Эксперты сходятся во мнении, что Москва завлекает китайцев, скорее всего, в долевое строительство с помощью государственно-частного партнерства (ГЧП). Причем долевое участие может быть рассмотрено не только в сфере эксплуатации метрополитена, но и в сфере услуг на территории московского метро, не исключает Андриевский. Можно провести параллели с проектами строительства автомобильных дорог с участием частных инвесторов. Они также работали с государством в рамках ГЧП.

Государство вкладывается в подготовку инфраструктуры, а инвесторы – в строительство самих платных участков дорог и облагораживание придорожных земельных участков. Затем эта дорога и прилегающая инфраструктура передается инвестору в управление на определенный срок, как правило, на десятки лет. Инвестор не только занимается эксплуатацией дороги (следит за ее состоянием), но и взимает плату за проезд, а также получает доход от сдачи в аренду прилегающих земель (для заправок, кафе и т. п.).

За обозначенный срок управления дорожной инфраструктурой инвестор должен окупить свои вложения. Конкретные схемы сотрудничества с оценками вложений, тарифами и сроками окупаемости прописываются в отдельных договорах ГЧП. Виды ГЧП могут быть разные, но в сфере транспорта активно используется именно вышеописанная форма концессионного соглашения.

Правда, с возвратом средств инвесторам от эксплуатации метрополитена могут возникнуть технические сложности. Сейчас все линии метро интегрированы в общую систему, поэтому невозможно посчитать внутренние денежные потоки, от которых инвестор будет получать свою долю дохода. А китайцы захотят четко понимать, как будут считаться доходы от эксплуатации участка метро, который они построили и взяли временно в управление. Поэтому форму сотрудничества предстоит четко проработать, чтобы она удовлетворила обе стороны – и государство, и бизнесменов.

Впрочем, возможно, китайцы так и не получат новые станции метро во временную эксплуатацию, а вернуть деньги смогут иным способом. «Так как будет строиться не только линия метро, но и множество других объектов в рамках этого сотрудничества, то не исключено, что китайской стороне будет передана часть этих объектов. Китайцы будут их эксплуатировать и взимать плату за использование, тем самым компенсируя понесенные расходы», говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Впрочем, исходя из цитаты мэра Москвы, Дмитрий Баранов из УК «Финам Менеджмент» не исключает, что речь может идти не только о ГЧП, но также и о создании СП между российской и китайской стороной. Однако это также не означает вхождения китайцев в капитал ФГУП «Московский метрополитен». Сам Московский метрополитен участия в строительстве метро вообще не принимает, этим занимается другая госкомпания – Мосинжпроект. Именно с ней подписано соглашение с китайскими партнерами, а значит, и создание СП (если будет выбрана такая форма сотрудничества) будет с ней.

Необходимость привлекать частных инвесторов возникает не на пустом месте. Во-первых, таким образом государство и инвесторы делят финансовые риски и затраты между собой. Во-вторых, это реальная экономия бюджетных средств города. И наконец, благодаря частным инвесторам реализовать проекты транспортного строительства получается быстрей, так как бюджет, как правило, не может себе позволить в сжатые сроки отправить масштабные средства лишь на одно направление городского хозяйства.

Что же касается китайских строителей, то они уже давно зарекомендовали себя как высококлассные специалисты. «Китайцы строят потрясающие станции метрополитена в городах-миллионниках последние 15 лет», говорит Андриевский.

С точки зрения жителей, метро значительно облегчит жизнь «новым москвичам». Сейчас районы Новой Москвы связаны со «старой» Москвой в основном пригородными железнодорожными путями. Также можно добраться до пункта назначения на автобусе или маршрутным такси, но никто не знает, сколько времени в реальности займет дорога. К тому же электрички вынуждены пропускать аэроэкспрессы.

Планы до 2020 года

Новые 150 км линий метрополитена и 70 новых станций планируется построить до 2020 года. К этому сроку также предполагается построить третий пересадочный контур протяженностью 42 км, что позволит разгрузить действующие линии метро, и пассажирам не придется добираться до центра города, чтобы перейти на другую ветку.

Третий пересадочный контур должен пройти вокруг Кольцевой линии метро. Строительство первого участка контура должно завершиться к 2015 году. Эта часть линии свяжет уже существующие станции «Выставочная», «Полежаевская», «Динамо» и «Савеловская». Кроме того, планируется построить новую линию метрополитена в Сколково. Также будет продлена на юг Сокольническая линия московского метро. На ней появятся две новые станции «Тропарево» и «Румянцево», а из Южного Бутово метро протянется на одиндва перегона в район Коммунарки.

Впрочем, по последним заявлениям Хуснуллина, линия метро от Третьего пересадочного контура, которая должна пойти в Коммунарку с юга, будет построена позже – не раньше 2025 года, и только если присоединенные к Москве территории будут активно развиваться.

Сегодня протяженность линий московского метро составляет 300 км, а протяженность метрополитенов Лондона, Парижа, Нью-Йорка – 12001500 км. К 2020 году общая протяженность линий московского метрополитена должна вырасти до 451,2 км, количество станций до 252.

..............