Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
13 июля 2012, 21:02 • Экономика

«То, что хотели»

Правительство одобрило госпрограмму развития АПК

«То, что хотели»
@ РИА "Новости"

Tекст: Наталья Журавлева

Правительство РФ одобрило госпрограмму развития агропромышленного комплекса. Она рассчитана на срок до 2020 года: объем финансирования сельского хозяйства за это время составит 1,5 триллиона рублей. Скидка на ГСМ для АПК будет упразднена, зато предусмотрены новые механизмы поддержки аграриев. И то и другое весьма актуально в условиях вступления России в ВТО.

На заседании в пятницу правительство одобрило государственную программу развития АПК на 2013–2020 годы. Программа состоит из отдельных целевых программ – каждая направлена на поддержку одной из отраслей сельского хозяйства.

Это то, что хотели производители сельхозпродукции: введение субсидий из расчета на один литр молока и поддержка доходности по продукции растениеводства в расчете на гектар

В программе предусмотрен ряд абсолютно новых механизмов регулирования, рассказал журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Это то, что хотели производители сельхозпродукции. В частности, введение субсидий из расчета на один литр произведенного молока и поддержка доходности сельхозтоваропроизводителей по продукции растениеводства в расчете на гектар», – уточнил он.

Новый механизм полностью соответствует правилам ВТО, одновременно позволяя «в необходимом объеме поддерживать производство сельхозпродукции внутри страны», отметил Дворкович. По его словам, в госпрограмме отдельно выделена подпрограмма по развитию мясного скотоводства, что позволит оказать этой отрасли необходимую поддержку и «выйти в перспективе в число мировых лидеров и по этому направлению».

Программа будет утверждена совсем скоро: до 15 июля должно быть подписано соответствующее постановление правительства, а до сентября – готовы все необходимые подзаконные акты. «Чтобы регионы успели подготовиться к началу реализации программы в следующем году», – цитирует Дворковича «Интерфакс».

Про деньги

В целом на развитие АПК до 2020 года из бюджета выделят 1,5 трлн рублей. В том числе через Минсельхоз 1,423 трлн рублей, еще почти 86 млрд – через Россельхознадзор, сообщил министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров. Кроме того, объем средств из бюджетов субъектов РФ превысит 770 млрд рублей.

По словам Дворковича, господдержка АПК в рамках одобренной госпрограммы в ближайшие три года увеличится с 158 млрд рублей в 2013 году до 174 млрд рублей в 2015 году. Объем финансирования состоит из двух частей – ядра программы и расходов, которые предусмотрены на ее реализацию, то есть расходы на обеспечение деятельности органов власти – Минсельхоза и Россельхознадзора.

В этом году на поддержку АПК в рамках госпрограммы планируется направить 156 млрд рублей (136 млрд рублей на поддержку сельхозпроизводителей плюс 20 млрд рублей расходов на реализацию программы).В 2013 году этот показатель возрастет до 158 млрд рублей (137 млрд и 21 млрд рублей соответственно). «В 2014 году к этому показателю добавится 1 млрд рублей», – уточнил вице-премьер. В 2015 году финансирование достигнет 174 млрд рублей (152 млрд и 22 млрд рублей соответственно).

В текущем году сельское хозяйство получит опережающее финансирование в размере 14 млрд рублей. С точки зрения финансового планирования проще увеличить объем расходов именно в этом году «и при этом не нарушить бюджетное правило, которое вводится со следующего года», пояснил Дворкович. Он считает это хорошей новостью как для сельхозтоваропроизводителей, так и для производителей сельхозтехники. Получив поддержку в рамках госпрограммы, последние смогут поставлять технику «в объеме, достаточном для поддержания конкурентоспособности отечественного производства».

Благодаря субсидиям рентабельность сельхозпроизводства должна выйти на уровень более 10% в год, рассчитывают в правительстве. Сегодня она менее 9%, напомнил Дворкович. «Идеальным мы считаем 15%, но это очень сильно зависит от того, что происходит на мировых рынках, от климатических условий. Но и 10% – это вполне достаточный ориентир», – отметил он.

И сейчас в АПК есть подотрасли, где этот показатель уже выше, например в птицеводстве. А вот в производстве крупного рогатого скота он довольно низкий. «Будем подтягивать остальных до приемлемого уровня», – заключил вице-премьер.

Про скидку

В пятницу также стало известно, что с 2013 года правительство отказывается от предоставления скидки на горюче-смазочные материалы (ГСМ) для АПК.

«По ГСМ мы прекращаем действие механизма, который сейчас применяется по предоставлению скидки, в качестве базового механизма поддержки будет поддержка доходности на гектар пашни», – сообщил Дворкович. Те объемы, которые будут необходимы, будут заложены в общей субсидии. «То есть той субсидии, которая была на ГСМ, не будет, а будет общая субсидия на обеспечение доходности и, соответственно, этих денег должно хватить на приобретение ГСМ по тем ценам, которые будут на рынке», – уточнил вице-премьер.

Кроме того, будет разработана возможность заключения более долгосрочных контрактов на поставки ГСМ для сельхозпроизводителей. Дело в том, что при нынешних ценах продавцы топлива имеют возможность повышать цены, когда спрос наиболее велик, то есть в период посевной и уборочной.

Вице-премьер объяснил, что отказ от льгот продиктован необходимостью защитить российских производителей от обвинений в нарушении правил ВТО, куда Россия вступит в скором времени. «Нас могли бы обвинить в наличии признаков демпинга, на рынке снижение цен на входящее сырье означает занижение цен и на продукцию, а это вызывало бы подозрение в демпинге», – сказал он.

Помимо этого льготы создают возможность для перепродажи на рынке по более высоким ценам. Скидки на ГСМ аграрии получали три года подряд. До июля ее размер составлял 30%, что позволило сельхозпроизводителям сэкономить порядка 12 млрд рублей. В июне правительство приняло решение о снижении размера скидки: в июле-ноябре она составит 20% от средней оптовой цены, сложившейся во втором квартале в регионе, в котором работают сельхозпроизводители.

Механизм предоставления скидок неоднократно критиковали нефтяники. С одной стороны, у них возникали достаточно большие объемы недополученной прибыли, а с другой, на рынке были зафиксированы факты перепродажи льготного топлива.

Про налоговую ставку

Еще одна хорошая новость для аграриев стала известна в среду. Тогда Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предлагается продлить применение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозпроизводителей до конца 2016 года.

Сейчас для сельхозпроизводителей, которые не перешли на единый сельскохозяйственный налог, действует нулевой налог на прибыль. Однако со следующего года ставка должна вырасти до 18%, а с 2016 года – до 20%. При этом согласно законопроекту по защите российского АПК при вступлении в ВТО нулевая ставка должна быть сохранена до конца 2016 года. Вице-премьер Аркадий Дворкович предложил отменить этот налог для сельхозпроизводителей в принципе. Он рассказал, что направил соответствующее письмо спикеру Госдумы.

Вопрос уже даже не в эффективности мер, а в возможном их перечне, так как вступление в ВТО значительно ограничивает механизмы помощи

Сохранение нулевой ставки налога на прибыль для сельскохозяйственных производителей на неограниченное время означает, что не нужно будет замещать эту льготу дополнительными объемами финансирования.

По словам Дворковича, «первоначально, когда Минсельхоз предлагал более высокие цифры господдержки АПК в рамках программы (почти 2,5 трлн рублей – прим. ВЗГЛЯД), он соответственно считал, что нулевая ставка будет поэтапно отменяться уже со следующего года, и эти объемы нужно будет замещать субсидиями». Продление нулевой ставки налога выводит эти средства из госпрограммы.

Дворкович сообщил, что в числе законопроектов, которые предусматривают меры по адаптации АПК к условиям ВТО, есть законопроект, который выделяет группу неблагоприятных для ведения сельского хозяйства территорий.

Средства, которые пойдут на реализацию предусмотренных мер, относятся к «зеленой» корзине ВТО, и поэтому не ограничиваются. «Такой механизм поддержки соответствует правилам ВТО, таким образом мы можем перераспределить госсредства из «желтой» корзины в «зеленую» и сохранить необходимое финансирование программы», – пояснил вице-премьер. О «трех корзинах ВТО» газета ВЗГЛЯД подробно писала ранее.

Помимо сохранения льготы по налогу на прибыль разработаны и другие законопроекты, которые позволят АПК легче адаптироваться к условиям ВТО. Так, планируется сохранить льготный НДС при импорте племенных животных и другого племенного материала, а также предусмотреть дополнительные меры по развитию перерабатывающей промышленности.

Про ВТО

«Вопрос уже даже не в эффективности мер, а в возможном их перечне, так как вступление в ВТО значительно ограничивает механизмы помощи», – комментирует аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.

По словам эксперта, все предложенные в госпрограмме меры достаточно эффективны и «выбраны они достаточно тщательно». «Естественно, что такой помощи сельхозпроизводителям будет не хватать, но она сейчас все равно увеличивается, и главное, как и было сказано, достичь с помощью доступных механизмов приемлемого уровня рентабельности, что позволит добиться стабильного положения предприятий после снижения всех пошлин», – говорит Сафонов.

Со вступлением России в ВТО прямое финансирование АПК постепенно отходит на второй план. «Правительству следует активнее развивать необходимую инфраструктуру, обучать кадры, продолжать научные разработки в этой сфере», – указывает Сафонов, добавляя, что все-таки главной мерой поддержки остается продление нулевой налоговой ставки для сельскохозяйственных предприятий.

Напомним, по правилам ВТО допустимый объем господдержки в 2012 и 2013 годах предусмотрен на уровне 9 млрд долларов ежегодно с последующим снижением к 2018 году до 4,4 млрд долларов. Однако в последние годы  из бюджета на прямую поддержку сельхозпроизводителей тратилось фактически не более 4 млрд долларов, говорит Рената Янбых, ведущий научный сотрудник лаборатории аграрной политики Института экономической политики Е.Т. Гайдара.

Она напоминает, что в 2010 году совокупная поддержка сельского хозяйства в России составила 555,7 млрд рублей. Но эта сумма включает также ценовую поддержку сельхозпроизводителей (через таможенные тарифы) в размере 279,4 млрд рублей. По сравнению с другими странами такая форма поддержки весьма существенная, поскольку в России она составляет 59,3%. Для сравнения: в США на ценовую поддержку в том же году приходилось 5,9% от всей поддержки, а в  ЕС – 15,3%. При этом прямая бюджетная поддержка сельхозпроизводителей составляла в 2010 году лишь 120 млрд  рублей (то есть порядка 4 млрд долларов).

По мнению Ренаты Янбых, недостаток госпрограммы в том, что в ней не учитывается  региональная специфика сельской экономики субъектов России. «В 30% субъектов РФ преобладает корпоративное сельское хозяйство с крупными сельскохозяйственными агрофирмами и агрохолдингами. Примерно столько же субъектов РФ характеризуется преимущественным развитием сельского хозяйства семейного типа, а 40% имеет смешанную структуру», – рассказывает эксперт.

Проект же новой госпрограммы предполагает унифицированный набор мероприятий – большинство типов субсидий актуально только для регионов с интенсивным сельским хозяйством и благоприятными социальными условиями развития сельской местности.

Для регионов с неблагоприятными условиями, страдающих от депопуляции, слабо освоенных территорий с суровыми природными условиями необходима разработка специальной программы мер социального характера, считает Янбых. В этих регионах субсидии по развитию сельского хозяйства традиционно не выбираются, государственные средства остаются недоиспользованными.

Отказ от возмещения затрат на ГСМ подтверждает намерение властей постепенно уйти от прямого субсидирования фермеров, говорит эксперт. Однако и в новом проекте госпрограммы поддержки АПК большинство мер остаются искажающими рынок, то есть мерами прямой поддержки.

«Много средств государственной поддержки попадет компаниям, предоставляющим ресурсы сельскому хозяйству. К примеру, как и в действующей госпрограмме, в новой предусматривается субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений. Однако эта субсидия тут же «перекочевывает» к производителям минудобрений и нефтехимическим предприятиям. Накручивается спираль по выплатам субсидий для компенсации затрат на обслуживание долгосрочных кредитов в банках», – рассказывает Рената Янбых.

По словам эксперта, избежать нарушения договоренностей в рамках ВТО можно, если существенно пересмотреть политику предоставления государственной поддержки: предоставлять субсидии на покупку техники и оборудования напрямую производителям, а не через субсидирование процентной ставки; вкладывать средства в поддержку науки, образования, системы информации и консультирования, на строительство дорог и прочее развитие сельской инфраструктуры, развитие сельскохозяйственной кооперации; предоставлять субсидии на гектар земли и условную голову скота, а не на поддержку конкретного продуктов и ресурсов.

«Иными словами, бюджетные деньги надо тратить на создание инфраструктуры, что правилами ВТО не запрещается, а не напрямую субсидировать сельхозпроизводителей», – заключает эксперт.

..............