Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

8 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

13 комментариев
25 сентября 2009, 17:25 • Культура

Он рассказал, «кто виноват»

Андрей Макаревич рассказал, кто виноват

Он рассказал, «кто виноват»
@ РИА Новости

Tекст: Екатерина Хрущ

Группа «Воскресение» накануне отмечала в «Лужниках» 30-летний юбилей. На празднике, как это водится, собрались друзья и родственники, включая Макаревича и Маргулиса. Рок-н-ролл, блюз, фламенко, симфонический оркестр, нестареющие «машинисты» – коктейль вышел ностальгический, как портвейн. «Такие песни больше не рождаются, воздух стал другой», – говорит Макаревич о творчестве «воскресенцев». Да, другой. Продавцы воздуха стали толкать просроченный товар.

Характерной чертой «воскресенских» концертов является предваряющая их в зрительных рядах ретроспектива, тот самый взгляд назад, на богатое музыкальное вчера. В холлах бурно обсуждают старый рок-н-ролл и классическую музыку. Иногда пьют. Много говорят. Предвкушают. И, наконец, приходят.

Сегодня стали вы на целый год старей», - завершил Андрей Макаревич, а зал поправил – «на тридцать

Нижний этаж постепенно заполнялся, люди с галерок приближались, толпа сгущалась и в итоге образовала уютный ряд, обрамляющий партер, почти как на квартирнике в большой праздник. Хозяева вечера – Алексей Романов, Андрей Сапунов, Алексей Коробков и Дмитрий Леонтьев – готовились встать на раздачу.

Концерт еще не начался (слышится фоновое пианино, блики светопрожекторов мелькают на сцене, подключается техника), и вдруг партер встал со свистом и овациями: кто-то бежит меж рядов и, подобно спортсмену перед турниром, отбивает по ладоням фанатов.

Перед концертом поклонники гадали: придет, не придет? Романов в многочисленных интервью неуверенно восклицал: «Ну, надеюсь, посмотрим». И все-таки Евгений Маргулис – корифей и старожил «Воскресения» и «Машины времени» – пришел. Пришел, обозначив главный сюрприз юбилейного концерта: «машинисты» в полном составе решили поздравить братьев по разуму.

Открывал юбилейный концерт Андрей Макаревич. Нарядный и румяный, он, наконец, ответил на главный вопрос Романова «Кто виноват?». «Раньше песни писались для того, чтобы поговорить с Богом, а теперь – чтобы стать знаменитым. Часто – на пятнадцать минут. И непонятно, в чем штука. Почему такие песни больше не рождаются? Наверно, воздух стал другой», – предположил главный «машинист» и поспешил открыть концерт, дабы, по его словам, не скатиться на тост.

Раньше песни писались для того, чтобы поговорить с Богом, а теперь – чтобы стать знаменитым (фото: ИТАР-ТАСС)
Раньше песни писались для того, чтобы поговорить с Богом, а теперь – чтобы стать знаменитым (фото: ИТАР-ТАСС)
Ехидные критики наверняка бы заметили, что и «Машина» с советских времен тоже изжила себя. И пусть себе, мы-то помним. «С песнями «Воскресения» люди проживали жизнь, и сегодня пришли на концерт, чтобы вновь это ощутить, а не просто повертеть задницей», – подытожил Макаревич и удалился.

И вот концерт начался. Огромный занавес открыл фантасмагорическую картину: четверо ветеранов русского рока с арфисткой – на первом плане, артисты симфонического оркестра Государственной классической академии Маймонида – на заднем фоне. «К 30-летнему юбилею нужно было как-то выпендриться, сделать нечто эдакое, чего мы раньше не делали, поэтому пришла идея пригласить симфонический оркестр. Нам показалось, что из этого может что-то получиться», – рассказывал Романов накануне РИА «Новости».

Получилось. Александр Слизунов, известный по работе в группах «Круг» и «Цветы», создал оркестровки к Воскресенскому симфоническому концерту, которые больше всего пришлись к последнему альбому группы «Не торопясь». Он же составил основную часть первого отделения.

Торжество началось с оптимистичной «Радуюсь»: «Еще осталось много впереди счастливых долгих лет», – подбадривали себя музыканты. В целом же концерт, как и обещал Романов, был разбит на две части: симфоническую и рок-н-ролльную. В первом отделении также прозвучали песни «Атлантида», «Листопад», «Научи меня жить», «Марсианская», трофейная песня 80-х «Солдат Вселенной», сапуновский козырь «Звон» и определяющая принцип творчества коллектива – «Не торопясь».

В антракте между отделениями на сцену вышел игумен Русской православной церкви со своими поздравлениями. «Я, как и многие из вас, взращен на песнях «Воскресения». Тогда меня подкупило название группы, которое определило мою будущую судьбу. Они – мои духовные отцы, если бы не «Воскресение», не знаю, где бы я был сейчас и стал ли бы священником», – поделился воспоминаниями представитель РПЦ.

К слову, сам патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил проведение юбилейного концерта «Воскресения» на Соборной площади Кремля, но осуществиться этому было не суждено: остановились на «Лужниках».

После благодарственной речи игумена из зала на сцену буквально вырвалась «Машина времени». Макаревич, предваряя музыкальный подарок, похвастался, что очень, мол, удобно, когда в репертуаре группы есть песни на все случаи жизни. И песня «День рождения» тоже есть.

«Сегодня стали вы на целый год старей», – завершил Макаревич, а зал поправил – «на тридцать». Почти что камерный концерт прошел в традиционной «воскресенской» форме квартирника, где собрались нечужие люди.

Вообще, если кому-то концерты «Воскресения» и кажутся скучным времяпрепровождением, то он, вероятно, на них не был. У какого еще артиста, как не у Романова, столь активная группа поддержки с фривольным рефреном «Леха, давай», что подпевает, заглушая колонки и самого вокалиста, да еще вызывает на душевный разговор.

Во второй части – уже без симфонического оркестра – прозвучали такие редкие вещи, как «Поезд», «Челочки-косички», «Последняя любовь», хиты всех времен «Кто виноват?», «По дороге разочарований», «Делай свое дело», «Я ни разу за морем не был». Зал разогрелся, гости вставали с мест, заполняли проходы, пытались танцевать. Танцевали и на сцене – вместе с музыкантами выступила Лариса Романова, разукрасившая музыкальное полотно задорными кастаньетами.

Под занавес прозвучала рок-н-ролльная ода снежной бабе «Слепили бабу на морозе» и вызванная на бис «Есть у меня».

Есть. Концерт «Воскресения» и мини-джем «машинистов» стал лакмусовой бумажкой современного шоу-бизнеса, коммерческих песен, однодневных артистов и деградации поэзии. Макаревич попытался ответить на вопрос «Кто виноват?», кто ответит теперь «Что делать?»