Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

18 комментариев
1 сентября 2009, 22:40 • Культура

Бабло приносит зло

Венецианский фестиваль: От бабла одно зло

Бабло приносит зло
@ Reuters

Tекст: Светлана Феоктистова

Венеция в 66-й раз становится центром мирового кино, а у жюри начались трудовые будни – 80 фильмов из 25 стран, причем один из них еще не назван. Среди объявленных – вся правда о Берлускони, покушение на подвиг Бреда Питта, выборы президента Ирана, нежный Сталлоне, обдолбанный Кейдж, каннибалы и гомосексуалисты. При этом главным фаворитом Венецианского фестиваля критика выбрала документальный «Капитализм» Майкла Мура о том, до чего доводит любовь к деньгам.

Вне конкурса, не вне политики

Одним из самых ожидаемых фильмов кинофорума в Венеции, который вызвал ажиотаж у критики задолго до открытия фестиваля, стала работа молодого иранского режиссера Ханы Макхмалбаф «Green Days». Тем не менее, премьера картины, основанной на реальных событиях из недалекого прошлого, состоится вне конкурса.

Главным выстрелом из России станет новая картина Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу

Идеей режиссера было создание драматичной истории о судьбе молодой иранской девушки, случайно вовлеченной в политические разборки. Причем сюжет и героиня в проекте были заранее, а вот остальное подсказала реальность: собственно, речь пойдет о недавних кровавых событиях в Иране, когда во время митинга протестующих против переизбрания Ахмадинежада было убито около 30 человек и еще десятки получили ранения.

К слову, во время акции поминовения жертв полиция арестовала известного иранского режиссера Джафара Панахи со всей его семьей. Данный арест получил живой отклик в кинематографическом сообществе, особенно во Франции. Ассоциация кинорежиссеров обратилась к властям с просьбой «вмешаться в конфликт и отпустить любым способом одного из величайших режиссеров современности – Джафара Панахи», подчеркивалось в коммюнике сочувствующих кинематографистов, которое цитирует France-Presse.

Панахи к Венецианскому фестивалю имеет непосредственное отношение – только в 2000 году его киноработа «Круг» была отмечена пятью призами жюри. В то же время в Иране работы Панахи подвергаются жесткой цензуре.

Собственно, Хане Макхмалбаф удалось избежать цензуры на родине только благодаря тому, что съемки прошли в Италии (свой предыдущий фильм она также снимала за границей – в Афганистане, где на съемочную площадку было совершено нападение). Другие подробности производства картины держатся в секрете.

«Я показала революцию через образ молодой иранки», –  заявляет Хане Макхмалбаф (фото: Reuters)
«Я показала революцию через образ молодой иранки», – заявляет Хане Макхмалбаф (фото: Reuters)

Как бы там ни было, недавние кровавые события стали лишь фоном для фильма. По словам режиссера, ситуация стала лишь катализатором, благодаря которой она попыталась изобразить положение женщины в современном Иране: «Я показала, как иранское общество переживает революцию со своими чаяниями и надеждами через образ молодой иранки, сраженной депрессией, случайно вовлеченной в политические события».

Чтобы оценить шансы Ханы, достаточно вспомнить, что, несмотря на свои 21 год, в послужном списке режиссера несколько почетных наград, в том числе «Кристальный медведь» Берлинского фестиваля. Стоит также отметить, что Хана выросла в семье выдающихся кинематографистов. Ее отец Мохсен Макхмальбаф, например, в прошлом режиссер, ныне занимает пост пресс-секретаря Мира Хусейна Мусави, главного противника нынешнего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада на выборах, в поддержку которого как раз и были организованы митинги протеста.

Другой заметный фильм, объявленный вне конкурса, тоже посвящен политике, а точнее итальянскому премьер-министру – Сильвио Берлускони. На родине давно и открыто смеются над ним, на очереди удар от киношников. Собственно, лента под названием «Videocracy» так и позиционируется – «удар по медиа-империи Берлускони».

Известно, что премьеру подконтрольны почти все медиаструктуры Италии. И это в очередной раз дала понять крупная итальянская телекомпания Rai, отказавшаяся выпустить в эфир рекламный ролик фильма «по политическим соображениям», как заявили представители канала газете La Repubblica (национальный телеканал Rai входит в состав холдинга Mediaset, который принадлежит семье Берлускони). При этом кинематографисты с пеной у рта клялись, что никакого политического контекста и тем более критики правительства в их фильме нет и неоткуда взяться: 85-минутный фильм, снятый режиссером Эриком Гандини, эмигрировавшим в Швецию, посвящен именно влиянию Берлускони на медиарынке.

«Секрет могущества и влияния – в образе. В Италии есть только один человек, способный управлять образами, – Берлускони. На протяжении 30 лет этот человек, телемагнат, а затем и глава правительства, создал совершенный бином на основе политики и развлекательного телевидения, ни на что не похожий по своему влиянию», – так анонсировал свой проект Гандини.

На отказ телеканала показать ролик оппозиция во главе с Дарио Франческини отреагировала как и прежде, назвав его очередным проявлением цензуры, с помощью которой Берлускони «продолжает политику сокращения свободы информации в Италии». Впрочем, Венецианский фестиваль правительственной цензуры избежал, и уже 3 сентября его гости посмотрят на Берлускони не как на политика-сердцееда, а как на главную медиаперсону Италии.

Среди других ярких лент во внеконкурсной программе будет показана и новая картина Стивена Содерберга «Информатор» с Мэттом Дэймоном в главной роли. Также в нее включены фильмы «К югу от границы» Оливера Стоуна, драма Абеля Феррары «Неаполь, Неаполь, Неаполь» и лента Джо Данте «Дыра». Наконец, жюри сможет оценить «Экстракт» от создателя «Бивиса и Баттхеда» Майка Джаджа. А режиссер Уэс Андерсон обещал продемонстрировать желающим свой кукольный мультфильм «Бесподобный мистер Фокс», в котором многие узнают Мэрил Стрип, Кейт Бланшетт и Джорджа Клуни.

Любовь к деньгам и к человечине

Речь пойдет о финансовом кризисе, его причинах и крахе американской экономики, в котором, по мнению документалиста, повинны «крупные банки и большие политики

Председателем так называемого большого жюри, то есть основного конкурса, станет тайваньский режиссер Энг Ли («Горбатая гора», «Вожделение», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»), дважды лауреат Венецианского фестиваля.

Всего в конкурсную программу вошли 24 картины, но объявлено об участии только 23-х: фильм-сюрприз будет назван на открытии фестиваля. Общее же количество представленных картин, как и общее число участников фестиваля, в этом году достигло невиданных прежде масштабов. «80 фильмов из 25 стран мира – это беспрецедентный случай», – заявляет президент фестиваля Марко Мюллер.

От Германии на конкурс поедет лента «Душевная кухня» Фатиха Акина, Франция привезет соседке каннскую лауреатку Шарлот Генсбур с фильмом «Преследование». Хозяйка конкурса Италия покажет своим гостям нашу Ксению Раппопорт («Юрьев день») в фильме Джузеппе Капотонди «La doppia ora», а также Монику Белуччи в фильме Джузеппе Торнаторе «Баария», где повествуется о нравах одноименного сицилийского городка, в котором родился сам Торнаторе.

Кстати, Франция также сделала дубль: в конкурсе участвует и фантастическая лента Яко ван Дормеля «Мистер Никто» с Джаредом Лето в главной роли, которому пришлось повторить подвиг Бреда Питта. «Мистер Никто» на первый взгляд представляет нечто среднее между «Загадочной историей Бенджамина Баттона» и «Эффектом бабочки». Герой Лето просыпается в 2092 году дряхлым стариком, ему 120 лет и он последний из смертных. Попутно он пытается вспомнить свою молодость и понять, правильный ли выбор он сделал, ту ли жизнь выбрал. Воспоминания путаны и противоречивы, не ясно, какая из жизней, что возникают в памяти, действительно была прожита. Это герою и предстоит узнать, а точнее – выбрать. «Пока ты не сделаешь выбор, возможно все» – звучит слоган фильма.

Ну а ярлык самой перспективной картины конкурсной программы еще до своего завершения получила документальная лента американца Майкла Мура, автора нашумевшего «Фаренгейта 9/11». На суд жюри он представит свою исследовательскую работу на предмет слепой любви к деньгам и ее последствиях. Она так и называется «Капитализм: История любви», которая, как отмечается в некоторых анонсах, «закончилась громким разводом». Понятно, что речь пойдет о финансовом кризисе, его причинах и крахе американской экономики, в котором, по мнению документалиста, повинны «крупные банки и большие политики».

#{movie}В свою очередь конкурсный фильм «Дорога» от Джона Хиллкоата напомнит почтенной публике о том, что природу – мать твою, надо беречь, иначе месть неминуема. В фильме мелькают кадры всевозможных катаклизмов на зависть Роберту Эммериху. Человечество на грани вымирания. А когда кругом разруха, и по Земле мыкается кучка выживших, им ничего не остается, как есть друг друга. Тех, кто остался несъеденным, ждет встреча с отцом и сыном, которые тоже ищут спасения и понимают, что, оказавшись на издыхании цивилизации без крова и хлеба, сам начнешь убивать, чтобы выжить. В главных ролях Шарлиз Терон и Вигго Мортенсен.

Еще один претендент на «Золотого льва» из США – римейк фильма «Плохой лейтенант» с Николасом Кейджем, Вэлом Килмером и Евой Мендес в главных ролях. Правда, режиссер Вернер Херцог отрицает всякую связь с первоисточником, чем немало обидел режиссера оригинального «Лейтенанта» Абеля Феррару. Словом, Херцог сдобрил напряженную драму юмором и уже считает ее собственным произведением.

Картина показывает не самый приятный цеху образ служителя порядка. Он балуется наркотиками, берет взятки, ворует, в общем, служебное время использует для своих праздных удовольствий. Он грешен и корыстен, и даже в расследовании преступлений ищет выгоду для себя. Однако, опустившись на самое дно, у него возникает желание переродиться, стать другим, и все это достигается привычными способами…

Также в основной конкурс вошли картины «Душевная кухня» немецко-турецкого режиссера Фатиха Акина, «Военное время» Тодда Солондза, «Выживание мертвецов» Джорджа Ромеро, «Белый материал» Клер Дени с Изабель Юппер, «36 видов с пика Сен-Лу» от Жака Риветта и «Холостяк» Тома Форда. Когда известный модельер дома Gucci Том Форд впервые заявил о намерении снять собственный фильм, его коллеги и поклонники откровенно смеялись. Прошло некоторое время, и Форд снова развеселил модный бомонд заявлением, что купил права на экранизацию романа Кристофера Ишвурда «Холостяк».

Но теперь его работа – один из фаворитов фестиваля и объект пристального внимания. Не в каждой скороспелке не каждого дизайнера станут сниматься Колин Ферт и Джулианна Мур. В целом, критика благоволит Форду и пророчит ему успех. В фильме рассказывается о гомосексуализме в эпоху 60-х на примере судьбы институтского профессора, который переживает смерть своего любовника и ищет утешение в друзьях и даже студентах.

Россия на горизонте

Ассоциация кинорежиссеров обратилась к властям с просьбой «вмешаться в конфликт и отпустить любым способом одного из величайших режиссеров современности

Еще накануне оглашения официальной программы стало известно об участии в смотре дебютного фильма российского ресторатора и продюсера Ильи Демичева: его картина «Какраки» будет показана в рамках Недели критики. Владелец сети известных ресторанов и выпускник ГИТИСа снял кино «про любовь и трагедию нереализованного человека, который живет не так, как хотелось бы, и вынужден приспосабливаться, смешную и трагическую историю чиновника». Название же родилось из незатейливого диалога героев фильма, когда чиновник приглашает понравившуюся девушку в ресторан и объясняет ей, что такое лобстеры. «Как раки, только побольше», – говорит он. В главных ролях – Михаил Ефремов и Сергей Колтаков.

Ну а в программе «Горизонты» Россия ударит тяжелой артиллерией. Во-первых, гостям фестиваля покажут киноальманах «Короткое замыкание», созданный Петром Бусловым, Иваном Вырыпаевым, Алексеем Германом-младшим, Кириллом Серебренниковым и Борисом Хлебниковым. В своих мини-фильмах режиссеры «замкнулись» на любви, и вот теперь пакуют чемоданы в Италию (напомним, что в прошлом году Герман-младший обменял своего «Бумажного солдата» на «Серебряного льва»).

Вторым и, может быть, главным выстрелом из России станет новая картина Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу», которого в Венеции очень чтят.

Сталлоне и очки

Специальный приз фестиваля «Виват, режиссер!» получит ветеран кино – Сильвестр Сталлоне. Премия будет вручаться «итальянскому жеребцу» и худшему актеру двадцатого столетия (по версии «Золотой малины») с пояснением – «как самому оригинальному режиссеру, способному сохранить нежность и обаяние даже в те минуты, когда он истекает кровью», как режиссеру, который «исследовал наиболее яркие и мрачные стороны американской мечты».

Во время награждения Сталлоне, то есть уже на закрытии фестиваля, публике будут показаны отрывки из его нового фильма «Невозмутимые», в котором компанию Слаю составили Дольф Лундгрен, Джейсон Стэтхем, Эрик Робертс и Джет Ли.

Отметим также, что в этом году в Венеции будет впервые вручена награда за трехмерную анимацию, спонсором которой стала итальянская фирма Persol по производству очков, правда, не 3D, а солнечных. В очках именно этой марки в свое время рассекали Марчелло Мастрояни в «Сладкой жизни» и Дэниел Крейг в «Казино Рояль».

«Трехмерный» лауреат за заслуги в анимации уже известен: почетный приз будет вручен американскому мультипликатору, работавшему со студией Pixar, – Джону Лассетеру. Он будет награжден за заслуги в киноискусстве, в том числе за такие работы, как «Тачки» и «История игрушек».

По такому случаю гости фестиваля смогут оценить две части «Истории игрушек» в новом, «объемном» формате, а также посмотреть предпремьерный показ анимационной новинки от студии Disney «Принцесса и лягушка».

Словом, организаторы форума постарались приложить все силы и взять реванш за прошлый год, который объявили самым неудачным в истории Венецианского фестиваля. Многие журналисты попросту отказались аккредитовываться после объявления программы, а критики издевались над слабым составом участников.

66-й Венецианский кинофестиваль пройдет на острове Лидо со 2 по 12 сентября.

..............