Никита Анисимов Никита Анисимов Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

10 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
26 августа 2008, 18:10 • Культура

Опорный край державы

Tекст: Олег Рогов

Родоначальником мыльной оперы считается жанр бесконечных радиопостановок «с продолжением», которые были популярны в 30-е годы в США. Впервые это сочетание появилось на страницах газеты Christian Century ровно 70 лет назад.

Спонсором этих сериалов выступали компании, производящие мыло и чистящие средства. Постановки, само собой, перебивались рекламой этих продуктов и назойливым их присутствием как в виде объектов, которыми оперируют персонажи, так и в их разговорах.

Отсюда и пошло название «мыльная опера» по отношению уже к телепостановкам, сменившим мгновенно устаревшее радио. Термин прижился и вскоре стал обозначать разновидность жанра.

Сколько актов в мыльной опере?

Непредрешенность событий сказывается на игре актеров, которые не знают, что отмочит их герой через пять серий

Следует различать многосерийные телефильмы, сериалы, ситкомы, мыльные оперы и теленовеллы. Телефильмы снимаются, как правило, по уже написанному литературному произведению, иногда классическому или современному, которое пользуется популярностью, в них обычно небольшое количество серий.

Сериалы, в отличие от телефильмов, не претендуют на большую художественную ценность, они делаются по готовым сценариям и выпускаются в эфир блоками, в несколько приемов.

Ситком – это сокращение от словосочетания «ситуационная комедия», в этом телеповествовании эпизоды обычно не связаны друг с другом единым сквозным сюжетом и их можно смотреть без ущерба что-то пропустить в сюжетных перипетиях.

Теленовеллы преимущественно посвящены любовной проблематике с возможным добавлением детективных специй. Это романтические мелодрамы, как правило, южноамериканского производства.

Собственно же мыльные оперы отличаются тем, что сценарий пишется по ходу съемок, а количество серий в них не определено – будут снимать, пока в этом есть какой-то финансовый резон, определяемый рейтингами.

В том, что сюжет пишется параллельно съемкам, есть определенный шарм. Во-первых, это напоминает непредсказуемость обычной жизни. Непредрешенность событий и развития характеров неизбежно сказывается на игре актеров, которые не знают, что отмочит их герой через пять серий.

Во-вторых, мыльная опера может оперативно откликаться на актуальные события (вчерашняя победа нашей сборной по футболу или премьера фильма). У зрителя, таким образом, возникает ощущение, что он смотрит реалити-шоу, что персонажи мыльной оперы живут рядом с ним, в какой-то параллельной и одновременной вселенной.

Наконец, есть возможность динамически корректировать сценарий, ориентируясь на зрительское восприятие, так что имеет место определенный интерактив и у зрителей есть возможность выступать соавторами зрелища, к которому они прикипели.

Мыльные оперы по природе своей отнюдь не киношны, а театральны и литературны. Вряд ли можно в данном случае говорить о серьезной операторской работе, тщательном раскладе света и тени или искусстве монтажа. Поскольку мыльная опера тяготеет к литературе, к ее повествовательным жанрам, то она и подчиняется основным литературным законам. Подчиняется, впрочем, весьма своеобразно, доводя их до логического абсурда.

Главный закон художественного произведения – нарастание конфликта в каждом эпизоде – соблюдается в сериях мыльных опер с неумолимой последовательностью.

Один поступок цепляется за другой, мгновенно изменяя общую картину. Мыльная опера существует в режиме постоянного изменения контекста. Конфликт развивается скачками, и персонажи вынуждены активно реагировать на меняющуюся ситуацию.

Отсюда регулярная и резкая смена их эмоционального настроя, раскачка маятника от эйфории до отчаяния. Мэри любит Джона изо всех сил, но, когда ей кажется, что Джон увлечен Салли, она проклинает его и в следующей серии просит прощения, убеждаясь, что он ей верен.

А если учесть, что количество серий частенько зашкаливает за сотню, а число персонажей измеряется десятками, то можно представить себе, какая перемена эмоциональной погоды ждет терпеливого телезрителя.

Постареть вместе с героями

Кадр из сериала «Богатые тоже плачут» (фото: playdvd.ru)
Ловушка, которой мыльная опера ловит зрителя, – дискретность и протяженность. Этот прием тоже идет от литературы, когда произведения публиковались в периодических изданиях порционно и каждый кусок заканчивался заманчивой фразой «Продолжение следует».

Такой жанр в нашей стране уже не востребован в его литературном воплощении, он благополучно перекочевал на телеэкраны. А ведь таким образом когда-то печатались и романы Диккенса!

В мыльных операх действие развивается крайне медленно, сценаристы буквально экономят каждое слово. Вы замечали, как часто персонажи переспрашивают друг друга?

Эта уловка сначала раздражает, но потом к ней привыкаешь и даже начинаешь находить в этом приеме положительные моменты – это позволяет актерам немного поиграть в психологизм интонаций.

В России сериальный бум начался в 1988 году. Сначала это были теленовеллы «(Рабыня Изаура», «Просто Мария», «Богатые тоже плачут»), потом пришел черед и классическим мыльным операм. Знаменитая «Санта-Барбара», в которой более чем две тысячи серий, в сокращенном виде прокатилась по нашим телеэкранам.

Отечественные сериалы сегодня пекутся как пирожки, жанр востребован, а это значит, что производители обязаны держать планку качества, конкурируя друг с другом за внимание зрителей: к примеру, только в один день, вторник, 26 августа, демонстрируется 28 сериалов разных жанров!

Российская тематика востребована и в зарубежном производстве мыльных опер. Вот жизненный сюжет нового эпоса, который готовятся снимать в Бразилии: русский олигарх, нефтяной разумеется, страдает амнезией. Оказывается, что на самом деле он бразилец и его семья была зверски убита. Он возвращается на родину, чтобы отомстить злодеям и вернуть любимую.

Мыльные оперы давно стали мишенью анекдотов. Но сам этот жанр на удивление смиренный, ему незачем огрызаться. Он плодится со скоростью кроликов, активно формируя современное мифотворчество и продуцируя, если повезет, запоминающиеся образы. В этом, если хотите, его достоинство и скрытая мощь.