Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевОпорный край державы
Родоначальником мыльной оперы считается жанр бесконечных радиопостановок «с продолжением», которые были популярны в 30-е годы в США. Впервые это сочетание появилось на страницах газеты Christian Century ровно 70 лет назад.
Спонсором этих сериалов выступали компании, производящие мыло и чистящие средства. Постановки, само собой, перебивались рекламой этих продуктов и назойливым их присутствием как в виде объектов, которыми оперируют персонажи, так и в их разговорах.
Отсюда и пошло название «мыльная опера» по отношению уже к телепостановкам, сменившим мгновенно устаревшее радио. Термин прижился и вскоре стал обозначать разновидность жанра.
Сколько актов в мыльной опере?
Непредрешенность событий сказывается на игре актеров, которые не знают, что отмочит их герой через пять серий
Следует различать многосерийные телефильмы, сериалы, ситкомы, мыльные оперы и теленовеллы. Телефильмы снимаются, как правило, по уже написанному литературному произведению, иногда классическому или современному, которое пользуется популярностью, в них обычно небольшое количество серий.
Сериалы, в отличие от телефильмов, не претендуют на большую художественную ценность, они делаются по готовым сценариям и выпускаются в эфир блоками, в несколько приемов.
Ситком – это сокращение от словосочетания «ситуационная комедия», в этом телеповествовании эпизоды обычно не связаны друг с другом единым сквозным сюжетом и их можно смотреть без ущерба что-то пропустить в сюжетных перипетиях.
Теленовеллы преимущественно посвящены любовной проблематике с возможным добавлением детективных специй. Это романтические мелодрамы, как правило, южноамериканского производства.
Собственно же мыльные оперы отличаются тем, что сценарий пишется по ходу съемок, а количество серий в них не определено – будут снимать, пока в этом есть какой-то финансовый резон, определяемый рейтингами.
В том, что сюжет пишется параллельно съемкам, есть определенный шарм. Во-первых, это напоминает непредсказуемость обычной жизни. Непредрешенность событий и развития характеров неизбежно сказывается на игре актеров, которые не знают, что отмочит их герой через пять серий.
Во-вторых, мыльная опера может оперативно откликаться на актуальные события (вчерашняя победа нашей сборной по футболу или премьера фильма). У зрителя, таким образом, возникает ощущение, что он смотрит реалити-шоу, что персонажи мыльной оперы живут рядом с ним, в какой-то параллельной и одновременной вселенной.
Наконец, есть возможность динамически корректировать сценарий, ориентируясь на зрительское восприятие, так что имеет место определенный интерактив и у зрителей есть возможность выступать соавторами зрелища, к которому они прикипели.
- Екатерина Сальникова: Сарацины против великой хандры
- Сергей Жигунов: «Я спас тещу!»
- Игорь Манцов: Все слиплось
- Екатерина Сальникова: Элит-поп
- Пикуль в кривом зеркале
Мыльные оперы по природе своей отнюдь не киношны, а театральны и литературны. Вряд ли можно в данном случае говорить о серьезной операторской работе, тщательном раскладе света и тени или искусстве монтажа. Поскольку мыльная опера тяготеет к литературе, к ее повествовательным жанрам, то она и подчиняется основным литературным законам. Подчиняется, впрочем, весьма своеобразно, доводя их до логического абсурда.
Главный закон художественного произведения – нарастание конфликта в каждом эпизоде – соблюдается в сериях мыльных опер с неумолимой последовательностью.
Один поступок цепляется за другой, мгновенно изменяя общую картину. Мыльная опера существует в режиме постоянного изменения контекста. Конфликт развивается скачками, и персонажи вынуждены активно реагировать на меняющуюся ситуацию.
Отсюда регулярная и резкая смена их эмоционального настроя, раскачка маятника от эйфории до отчаяния. Мэри любит Джона изо всех сил, но, когда ей кажется, что Джон увлечен Салли, она проклинает его и в следующей серии просит прощения, убеждаясь, что он ей верен.
А если учесть, что количество серий частенько зашкаливает за сотню, а число персонажей измеряется десятками, то можно представить себе, какая перемена эмоциональной погоды ждет терпеливого телезрителя.
Постареть вместе с героями
Кадр из сериала «Богатые тоже плачут» (фото: playdvd.ru) |
Такой жанр в нашей стране уже не востребован в его литературном воплощении, он благополучно перекочевал на телеэкраны. А ведь таким образом когда-то печатались и романы Диккенса!
В мыльных операх действие развивается крайне медленно, сценаристы буквально экономят каждое слово. Вы замечали, как часто персонажи переспрашивают друг друга?
Эта уловка сначала раздражает, но потом к ней привыкаешь и даже начинаешь находить в этом приеме положительные моменты – это позволяет актерам немного поиграть в психологизм интонаций.
В России сериальный бум начался в 1988 году. Сначала это были теленовеллы «(Рабыня Изаура», «Просто Мария», «Богатые тоже плачут»), потом пришел черед и классическим мыльным операм. Знаменитая «Санта-Барбара», в которой более чем две тысячи серий, в сокращенном виде прокатилась по нашим телеэкранам.
Отечественные сериалы сегодня пекутся как пирожки, жанр востребован, а это значит, что производители обязаны держать планку качества, конкурируя друг с другом за внимание зрителей: к примеру, только в один день, вторник, 26 августа, демонстрируется 28 сериалов разных жанров!
Российская тематика востребована и в зарубежном производстве мыльных опер. Вот жизненный сюжет нового эпоса, который готовятся снимать в Бразилии: русский олигарх, нефтяной разумеется, страдает амнезией. Оказывается, что на самом деле он бразилец и его семья была зверски убита. Он возвращается на родину, чтобы отомстить злодеям и вернуть любимую.
Мыльные оперы давно стали мишенью анекдотов. Но сам этот жанр на удивление смиренный, ему незачем огрызаться. Он плодится со скоростью кроликов, активно формируя современное мифотворчество и продуцируя, если повезет, запоминающиеся образы. В этом, если хотите, его достоинство и скрытая мощь.