Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

4 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
24 августа 2007, 09:38 • Культура

Воин света

Воин света
@ Reuters

Tекст: Олег Рогов

24 августа 1947 года родился бразилец Пауло Коэльо – пожалуй, самый признанный, востребованный и модный писатель нашего времени. Французское правительство удостоило его звания кавалера национального ордена Почетного легиона.

На церемонию подписания книг Пауло Коэльо съезжаются гости со всех континентов. Поклонники встречают его аплодисментами. Писатель является советником ЮНЕСКО по межкультурному диалогу. Кроме того, это первый немусульманский писатель, получивший гонорар за издание своих книг в Иране, а это дорогого стоит.

Несколько сеансов лечения электрошоком не излечили юношу от желания стать писателем. Много лет спустя 50-летний Коэльо получил доступ к своей истории болезни

В книге «Вероника решает умереть» Пауло Коэльо выступает не только как автор, но и как персонаж. Коэльо выслушивает историю героини «за ужином в одном из алжирских ресторанов Парижа», и у него есть веский повод заинтересоваться судьбой пациентки психиатрической лечебницы. Его самого помещали в клинику для душевнобольных, причем трижды – в 1965-м, в возрасте 17 лет, впервые.

В частную клинику доктора Эйраса в Рио-де-Жанейро Пауло поместили любящие вполне состоятельные родители. Несколько сеансов лечения электрошоком не излечили юношу от желания стать писателем. Много лет спустя 50-летний Коэльо получил доступ к своей истории болезни. В качестве признаков душевного расстройства там фигурировали странная манера поведения и пристрастие к печатанию на машинке.

В 1970-е годы Коэльо знаменит как автор текстов анархических песен. «Бразильский Джим Моррисон» рок-звезда Рауль Сейксас исполнял их, и к Пауло Коэльо пришли слава и богатство. Однажды Коэльо арестовали прямо на улице и обвинили в антиправительственной деятельности (в Бразилии в то время существовал режим военной диктатуры). Снова Коэльо переживает заключение и пытки электрическим током. Он утверждал, что выжил благодаря тому, что симулировал сумасшествие.

После тюрьмы Коэльо расстается с детской мечтой стать писателем. Он делает карьеру на студии звукозаписи. А затем происходит то, что писатель называет «неизбежным»: «12 августа 1979 года я лег спать, зная в точности одно: к 30 годам я достиг пика своей карьеры… В ту ночь я решил окончательно отказаться от своей мечты… Как только я проснулся, раздался телефонный звонок: это был президент компании… Меня уволили без всяких объяснений».

Главная мысль знаменитой книги Пауло Коэльо «Алхимик» заключена во фразе, которую произносит царь Мельхиседек, обращаясь к пастуху Сантьяго: «Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого».

Язык знаков и предзнаменований Коэльо научился понимать не сразу. Коэльо увлекался оккультизмом и черной магией и в течение 7 лет пытался избавиться от вызванной этим депрессии. Древний католический орден, куда привело его «неизбежное», направил писателя в паломническое путешествие в Сантьяго-де-Компостелла к останкам апостола Иакова, одного из 12 учеников Христа.

Именно это путешествие Пауло Коэльо описал в своей первой книге «Дневник мага», или «Паломничество». Спустя год после выхода книги число паломников на легендарной тропе возросло с четырехсот человек до полумиллиона.

Вторая книга – «Алхимик» – принесла автору мировую славу. История пастуха Сантьяго, его путешествия в поисках сокровища и встречи с алхимиком оказалась именно той книгой, которая появляется раз в несколько десятилетий и меняет умонастроения миллионов.

Ключевое понятие «Алхимика» – это понятие «Своя Судьба». «Это наше высшее предназначение, путь, уготованный нам Господом здесь, на Земле. – поясняет Коэльо, – Всякий раз, когда мы делаем что-то с радостью и удовольствием, это означает, что мы следуем Своей Судьбе. Однако не всем достает мужества идти по этому пути».

Четыре препятствия мешают этому: предрассудки, любовь, страх поражений и, наконец, последнее и самое коварное препятствие – страх перед исполнением мечты. Каждый день и каждый час нашей жизни, по мнению писателя, – это момент Славного Сражения.

И только когда человек осознает, что достоин того, за что он так страстно боролся, он становится орудием в руках Господа и ему открывается смысл его пребывания здесь, на Земле. Обо всем этом в символической форме и повествует «Алхимик» – самый продаваемый роман в истории Бразилии, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса.

Об этом же повествуют и остальные его книги. В 1989 году опубликован роман «Вероника решает умереть» – о любви и смерти, о сексе и страхе перед жизнью, о «горечи», которой поражены мы все… Коэльо призывает воспринимать каждый день как чудо.

В 1994 году выходит книга «На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала». В ней причудливо переплетены традиционные для Коэльо темы путешествия, неизбежности, судьбоносных встреч, волшебства. «Каждый день Бог посылает нам – вместе с солнцем – возможность изменить все то, что делает нас несчастными. И каждый день мы пытаемся притвориться, будто не замечаем этой возможности...»

В 1997 вышла «Книга воина света». Короткие философские притчи призывают читателя принять неоднозначность мира, искать собственную уникальную судьбу, зовут нас вступить на путь воина света, того, кто ценит чудо жизни. «Господь взыскивает строго, но и милость Его безгранична».

«Дьявол и сеньорита Прим» (2000), «Одиннадцать минут» (2003), «Заир» (2005) – Коэльо пишет книгу за месяц, но с двухлетним интервалом, «чтобы накопить достаточно эмоциональной энергии», как он сам поясняет. Только что вышла на русском языке новая книга – «Ведьма с Портобелло».

В 2002 году Коэльо посетил Россию. За первые две недели было продано 250 тыс. экземпляров его книг. Церемония подписания собрала столько посетителей , что пришлось отказывать сотням читателей, пытавшихся присоединиться к огромной толпе. Работа над последней книгой велась как раз в это время.

Что делает писателя культовой фигурой, да еще и в России, уже переболевшей литературоцентризмом? Коэльо пишет «просто», и герои его просты – пастух, крестьяне, продвинутая путана. Любой из его романов загадочен и обманчиво прост. Это не столько философия, сколько психотерапия. Он так старается научить нас жить, просветить, спасти, что это почти уже и не литература. «Я не пророк, не мастер и не учитель. Я просто делаю то, что хочу и должен делать», – утверждает писатель.

..............