Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариевШпионские страсти с одесской спецификой
Сериал, который вызвал у меня сначала усмешку, затем интерес, окончился едва ли не фарсом. Оказывается, в Одессе летом 1946 года действовало фашистское подполье, которое организовали агенты абвера во главе с неким суперменом по кличке Академик.
Подпольщики, получив указание из какого-то «центра», решаются поднять восстание и захватить Одессу. Но коварный план раскрыт подполковником Гоцманом (Владимир Машков), угрозыском и контрразведкой. Фашистов, терроризировавших город, перестреляли и пересажали. Для человека, который знает отечественную историю хотя бы в пределах школьного курса, этого вполне хватит, чтобы написать разгромную рецензию.
Перечитывая заново
Публика – дура, ей «мыло» важнее искусства. Лучшее время и выделили этому самому «мылу
Давайте вспомним историю и мы с вами. В феврале 1944-го абвер (военная разведка и контрразведка гитлеровской Германии) был ликвидирован, его начальник адмирал Канарис арестован и через год повешен.
Одессу советские войска освободили 10 апреля 1944-го.
Германия капитулировала 8 мая 1945-го.
Что же делали агенты давно разогнанного абвера в советской послевоенной Одессе? Кому они служили? Германии, в то время разделенной державами-победительницами на оккупационные зоны? Призраку национал-социализма? Вызывали дух Гитлера из царства теней и получали от него руководящие указания?
С Америкой у одесского подполья связей тоже быть не могло. Холодная война только-только начиналась, и у американцев в Советском Союзе не было хоть сколько-нибудь серьезной агентуры.
Зачем в голову сценаристам пришла несчастная мысль об антисоветском подполье и тем более о восстании?
Комический герой старой советской оперетты спрашивает комического же атамана: «А есть ли у тебя какая ни на есть программа?» Даже у опереточного атамана что-то вроде политической программы нашлось.
Программа же «фашистов» не ясна. Академик с грехом пополам поясняет цели восстания: 1) подорвать авторитет командующего Одесским военным округом маршала Жукова; 2) поднять восстание на Украине.
Ну и что из этого? Нагадить маршалу Жукову лично? И без того маршал в опалу попал, а тут еще фашистские недобитки пятном на репутации. Допустим, Жукова Академик и Ко ненавидят как воплощение советской власти, но что за восстание они собрались поднимать?
В 1946 году на Украине и в самом деле шла война, но не под Одессой, а в Карпатах. Там украинские националисты сражались против советской власти, против коммунистов и против ненавистной Москвы.
Однако люди Академика на бандеровцев или на литовских «лесных братьев» никак не тянут, да и Одесса никогда не слыла городом «украинским». Морской порт, где жили греки, евреи, русские, украинцы, поляки, турки и еще черт знает кто, всегда был чужд национализма.
Любопытно, что одесское подполье должны поддержать какие-то повстанцы, которые «прячутся в лесах». Что сценаристы не знают истории, нам уже понятно, теперь, оказывается, они не знают и географии.
Это какие такие «леса» они обнаружили в окрестностях Одессы? В Одессе есть скверы, парки, бульвары. В окрестностях можно найти заросли кустарника, но никаких «лесов» там сроду не было.
Впрочем, возмущаться бессмысленно. Сценаристы менее всего думали об исторической достоверности. Они попытались создать детектив с элементами боевика или боевик с элементами детектива, чтобы зритель не заскучал, а покопаться лишний раз в справочной литературе, поразмышлять – времени не хватило. Куем железо, не отходя от кассы.
«Место встречи…– 2»
Две первых серии «Ликвидации» и в самом деле показались ремейком |
«Продюсеры дали мне установку создать новое «Место встречи», – призналась Зоя Кудря, сценарист «Ликвидации».
Пагубная страсть к ремейкам испортила не один телепроект. Объявить сериал ремейком суперпопулярного фильма, давно разошедшегося на цитаты, ставшего неотъемлемой частью нашей жизни, – это прием столь же соблазнительный, сколь и проигрышный.
Интерес к показу обеспечен. Но обеспечен и скорый провал, потому что Машкову не переиграть Высоцкого, потому что фильму не избавиться от клейма вторичности, потому что зритель слишком любит тот, легендарный фильм.
Две первых серии «Ликвидации» и в самом деле показались ремейком. Главный герой – энергичный, исключительно харизматичный начальник отдела по борьбе с бандитизмом, невысокий, в кепке, «свой» в среде уголовников.
Ощущение дежавю еще долго не покидало меня. Испорченные хлебные карточки, ребенок – свидетель преступления, погоня на грузовиках, неуловимый преступник в офицерской форме, концерт перед киносеансом – пышнотелая солистка исполняет шлягер. Где-то я уже это все видел…
Но постепенно ощущение дежавю исчезло. Чем дольше я смотрел «Ликвидацию», тем меньше находил общего с культовым фильмом Станислава Говорухина.
Отдадим должное режиссеру, сценаристам, актерам: на поводу у продюсеров они не пошли. То есть пошли, но немножко, самую малость. Давид Маркович Гоцман – все-таки не Глеб Жеглов. Владимир Машков преодолел в себе Высоцкого.
Суперагент контрразведки и товарищ Гоцмана вовсе не похож на Володю Шарапова. Нет ничего общего между Академиком и горбатым. Чекан – романтический герой. Никак он не тянет на сравнение с ловким и беспринципным блатарем Фоксом.
«Место встречи» и «Ликвидация» вообще относятся к разным жанрам. Станислав Говорухин снял реалистичный фильм о работе угрозыска. Это не значит, что в том кино все было «как в жизни», но установка на жизнеподобие присутствовала, а режиссеру удалось сделать художественный вымысел более достоверным, чем сама жизнь.
Создатели «Ликвидации» думали вовсе не о жизнеподобии. Они думали о рейтинге, поэтому напичкали сериал погонями, драками, перестрелками, противостояние Гоцмана с Академиком окончилось голливудской «финальной схваткой». Все это, как и полагается, завершили хеппи-эндом. Ура!
И все-таки, «Ликвидация» – провал или удача? Судя по рейтингам – удача несомненная. От ОРТ «Россия» никак не отстает. Был у Первого канала козырь – «Преступление и наказание» Владимира Светозарова. Редкая, удивительная удача, не менее значительная, чем ставший уже классическим «Идиот» Владимира Бортко.
Но руководители телеканала посчитали, что «Преступление и наказание» – вещь слишком сложная. Публика – дура, ей «мыло» важнее искусства. Лучшее время и выделили этому самому «мылу» («Личная жизнь доктора Селивановой»), а экранизацию Достоевского поставили ближе к ночи.
Канал «Россия» отвел «Ликвидации» лучшее время, подготовил зрителя ненавязчивой, но яркой рекламой. Так что, если перефразировать слова телеобозревателя Ирины Петровской, «Россия» свой шанс на «Ликвидацию» не упустила.
На скорую руку
- Андрей Сигле: «Достоевский не киношный писатель»
- Екатерина Сальникова: Стиль жизни – сугубо пострадать
- Андрей Сигле: «Война затягивает…»
- Екатерина Сальникова: И это все о нас?..
- Екатерина Сальникова: Соцзаказ: мужская мелодрама
Фильм Сергея Урсуляка был снят поспешно и небрежно. Сценаристы постарались впихнуть в сюжет как можно больше событий (чтобы зритель не заскучал), но палку явно перегнули.
Запутался не только зритель. Запутались и сами сценаристы. У меня сложилось впечатление, что Кудря и Кореньков свой сценарий даже не перечитывали.
Угрозыск, контрразведка и МГБ перепутаны. Жуков путает понятия МГБ и контрразведка. То есть, конечно, не Жуков их путает, путает артист Меньшов с подачи режиссера и сценаристов.
В одной из сцен офицер представляется Жукову: старший следователь МГБ.
Через несколько минут в кадре: «НКВД СССР: Управление милиции г. Одессы».
Этого быть не могло. Румынские власти позаботились, чтобы она исчезла в первый же день оккупации. Почему же табличка висит на здании управления в 1946 году, когда ни НКВД, ни какого-либо еще народного комиссариата в Советском Союзе не осталось.
Можем пофантазировать: в 1944 году Одессу освободили части 3-го Украинского фронта. В городе восстановили советскую власть, воссоздали и советскую милицию. От бедности великой нашли на помойке старую табличку, пролежавшую там все три года оккупации, да на здание и прикрутили. Возможно ли такое? Полагаю, что нет.
В первой серии опять висит табличка: «командующий Одесским военным округом». В последних сериях речь идет уже о каком-то Юго-Западном округе. Переименовали округ? Так быстро? И зачем?
В первой серии с Гоцманом после рискованной операции приключился гипертонический криз. Казалось бы, тема болезни Гоцмана должна как-то развиваться. Ружье заряжено, надо стрелять. Ну, допустим, Гоцман, одолев всех врагом и замочив главаря фашистских диверсантов Академика, погибает от сердечного приступа. Или что-нибудь в этом роде.
Но сценаристы это ружье позабыли… Так и висит до сих пор.
А напоследок вернемся к старому советскому сериалу. Владимир Меньшов, сыгравший в «Ликвидации» маршала Жукова, в интервью заявил: «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация» – фильмы одного уровня».
Я не согласен с Меньшовым. Для меня сериалы делятся на три категории. Одни смотреть нельзя ни в коем случае (они пагубно влияют на умственное развитие и вкус). Другие можно посмотреть один раз. Третьи хочется пересматривать вновь и вновь. К первой относятся «Обреченная стать звездой», «Не родись красивой» и т.п. К последней – «Место встречи изменить нельзя», «Семнадцать мгновений весны», «Идиот», «Преступление и наказание».
«Ликвидация» для меня – сериал второй категории. Нормальное развлекательное кино, не более.