Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЕкатерина Сальникова: Соцзаказ: мужская мелодрама
Сериал «Кадетство» уже давно ласкает взоры самой преданной аудитории СТС. Сериал «Солдаты» делает то же самое сравнительно недавно на РЕН ТВ. Но тренд был бы не полон без завершающего аккорда.
После запуска нового сериала «Колобков. Настоящий полковник!», тоже по РЕН ТВ, окончательно реализован соцзаказ – каждый день давать если не кино про войну, то что-нибудь вроде кино про армию, про военных.
Про настоящих рядовых и про настоящих офицеров. У военных этих обязаны быть отрочество, юность и зрелость. Три возраста идеально распределяются по трем сериалам. Трудно сказать, какой из этих возрастов более покорен формато-жанру. Похоже, что третий.
Как говорил один умный театральный режиссер, мелодрама – жанр адвокатский. Человека мелодрама всегда оправдывает
В «Кадетстве» создатели сериала из кожи вон лезут, чтобы доказать всем смотрящим, что кадеты – такие же тинейджеры, как и не кадеты. Только есть у них такая профессия – погоны носить.
В «Солдатах» из кожи вон лезут, чтобы все видели, что военнослужащие – такие же нормальные и, главное, ничем не ущемляемые люди, как и штатское население России. Только есть у них такая профессия – полы драить, субординацию соблюдать и оптимистично на мир глядеть.
Мир, впрочем, прекрасен и светел, а градус кипения страстей скромен и некатастрофичен в означенной продукции. Как весело и добросердечно общаются старшие по званию с младшими по званию. А как лучится улыбкой лицо героя Оскара Кучеры.
Если посмотреть «Солдат», а потом «Улицы разбитых фонарей», где тот же Кучера изображает милиционера Порохню, то покажется, что в ментовском сериале артист поднимается до высот психологической школы. Сам же ментовский сериал низвергается в пучины чернухи.
Если «Солдат» не смотреть, то ничего такого не примерещится.
Любой мужской сериал с канала «НТВ» покажется после «Кадетства» и «Солдатов» высокой героической драмой с элементами то ли реалистичности, то ли натуралистичности.
Ужасная вещь – сопоставительный ряд.
В «Кадетстве» создатели сериала из кожи вон лезут, чтобы доказать всем смотрящим, что кадеты – такие же тинейджеры, как и не кадеты |
Нигде больше нет таких чистых, свежевымытых павильонов, как в «Кадетстве», «Солдатах» и «Настоящем полковнике». Особняк в «Моей прекрасной няне» или офис в «Не родись красивой» – просто хлев и помойка по сравнению с офисом Колобкова и его квартирными угодьями.
Когда-то я с иронией именовала ситкомовскую продукцию СТС «социальным фэнтези». Каюсь и беру свои слова обратно. Там был реализм, там была человеческая достоверность и даже правда жизни. Не то чтобы в каждом кадре, не то чтобы в каждой сцене, но они периодически появлялись.
Здесь, на территории армейской тематики, отжато все лишнее, то есть все, что может поколебать веру в гармоничное существование нашей страны и даже столь брутального государственного института, как армия.
То, что здесь именуется дедовщиной, не считается таковым даже в средней группе детского сада. А представить себе, что на экране показано то самое государство, где в процессе срочной службы призывнику приходится ампутировать обе ноги... Нет, еще сложнее, чем напрямую соотнести сельское изобилие «Трактористов» с деревней эпохи коллективизации.
Так ведь нельзя заставить людей насильно смотреть в лицо реальности с помощью искусства. Надо, чтобы общество до этого само дозрело. В интерпретации темы военной истории – похоже, что таки дозрело. В интерпретации воинской современности – пока нет.
Обществу нужны светлые мифы. Оно без них не может. Чем хуже сама жизнь, тем сильнее хочется нации от нее отключаться. Тем более что создатели сериалов и даже заказчики сериалов – тоже часть нации.
В «Солдатах» из кожи вон лезут, чтобы все видели, что военнослужащие – такие же нормальные люди, как и штатское население России |
С социальным происхождением армейской триады из страха перед действительностью все более-менее ясно. Любопытнее обстоит дело с психологическими нюансами. Ярче всего новизна жанрового и психологического расклада чувствуется в «Колобкове...». Полковник в отставке начальствует в своем офисе, берет на работу бывшую жену, крутит с ней роман, упорно не желает обсуждать со своей новой беременной дамой сердца сей факт, многозначительно молчит, устает, колеблется.
Если бы все это вытворял какой-то менее талантливый актер, такая история смотрелась бы отвратно. Но отставным полковником тут Роман Мадянов, чья органика и энергетика почти забивают примитив сценария.
Но что это за тип сериала такой? В центре – мужчина, его личная жизнь, его рефлексии, его страсти, слабости, пороки, его обаяние, банальность и незаурядность сразу. Зрителя заставляют переживать за героя, смотреть на мир глазами героя, сочувствовать прежде всего герою – что бы он ни вытворял.
Главный герой всегда прав, его всегда можно понять. Как говорил один умный театральный режиссер, мелодрама – жанр адвокатский. Человека мелодрама всегда оправдывает. Пока «Колобкова...» всего 8 серий. А можно сделать и 58. По сути «Настоящий полковник!» – это «мыло», это мелодрама с большим сериальным потенциалом.
А ведь мыльная опера – по традиции сугубо женская радость. Там всегда в центре женщины, которым, естественно, будет сочувствовать женская аудитория. И весь мир подается с точки зрения женщины, женской логики, женских проблем и потребностей.
«Колобков. Настоящий полковник!» – мужская мелодрама, мужское «мыло». Невиданная у нас доселе штуковина. Элементы этого мужского мелодраматизма имеются и в «Кадетстве», и в «Солдатах», где любовные линии построены ровно так же, как в классических бесконечных мелосериалах. Только авторам важнее и интереснее в этих линиях не женщины и девочки, о которых они меньше знают и понимают, а мужчины и мальчики, о которых они якобы знают и понимают очень много.
Мужская мелодрама – шаг в сторону общественного равноправия и политкорректности. Если у женщин есть мелодрама в качестве отдохновения, так почему нельзя завести нечто подобное мужской аудитории. И мужчины страдать умеют.
Парадокс заключается в том, что этот мелодраматизм стал начинкой армейской темы и антуража. Получается, что кадеты учатся и тренируются, солдаты служат и растут в званиях именно для того, чтобы потом спокойно выйти в отставку и купаться в женской любви и ревности. Вот и вся армия.
Где содержательные границы мелодрамы? Дальше личного счастья мечты персонажей в мелодраме не простираются. И поэтому все, что касается производства, профессии, политики и бизнеса, – лишь внешние обстоятельства, мешающие или помогающие людям нормально жить.
В «Кадетстве», «Солдатах» и «Колобкове...» меньше всего интересует то, что называется воинской миссией. Антураж есть, этнографические детали службы, военные привычки и словечки имеются. Есть рядовые и офицеры. Есть, наконец, полковник в отставке, он же настоящий неотразимый мужчина. Настоящих воинов нету. Настоящей армии нету. Социальный заказ при воплощении разыгрывает с заказчиками и зрителями какую-то свою необъявленную игру.