Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
13 ноября 2015, 17:30 • Авторские колонки

Антон Крылов: Кто ж им может запретить?

Антон Крылов: Кто ж им может запретить?

Введение выездных виз – это то же самое, что возрождение телесных наказаний или крепостного права. Понятно, что кому-то очень хочется пороть или быть выпоротым. Понятно, что среди хотящих этого могут оказаться даже депутаты.

После введения запрета на полеты российских авиакомпаний в Египет в социальных сетях вновь всплыла старая страшилка о том, что «власти хотят закрыть выезд из страны». Забавно, что одними из самых активных репостеров этого тезиса были эмигранты – те, кому никакое закрытие границ уже не грозит.

Введение выездных виз – это то же самое, что возрождение телесных наказаний или крепостного права

Впрочем, в 21-м веке эмиграция из России – это совсем не то, что в 20-м веке, когда люди уезжали навсегда, а дети мигрантов неизбежно теряли язык и культуру. 21-й век стал куда более космополитичным, мир – глобальным, и отъезд за границу становится не началом новой жизни, а обыкновенным переездом.

Поэтому, разумеется, многие мигранты озабочены возможностью в любой момент вернуться в Россию и снова уехать, не испытывая при этом бюрократических сложностей.

Второй аспект той же страшилки – это стращание «утечкой мозгов». Мол, почти все уже утекли, и, чтобы предотвратить этот процесс, власти вот-вот закроют границы. Буквально завтра или послезавтра.

Сперва разберемся с первым навязчивым (а точнее, навязываемым) страхом – закрытием границ. Непосредственным поводом для его возрождения стал запрет российским авиакомпаниям летать в Египет. Заметьте – только авиакомпаниям.

Российским гражданам МИД ездить в Египет не запрещал. Египетские авиакомпании также продолжают летать в Россию, кто сомневается, может зайти на любой сайт бронирования авиабилетов. То есть ни о какой блокаде речи не идет. А вот, скажем, гражданам США въезд на Кубу до недавнего времени был строго воспрещен.

Российским гражданам МИД ездить в Египет не запрещал (фото:Максим Григорьев/ТАСС)

Российским гражданам МИД ездить в Египет не запрещал (фото: Максим Григорьев/ТАСС)

Инициатива отдельных членов Совета Федерации (как же любят некоторые авторы заголовков выдавать частную инициативу депутатов или сенаторов за всю Госдуму или Совфед) запретить также полеты в Турцию и Тунис повысила градус истерики.

При этом в Британии обсуждается ровно аналогичная, буквально дословная инициатива.

Скорее можно заподозрить наших депутатов в том, что они ведут согласованную с британскими коллегами политику, чем предположить, что кто-то собирается закрыть границы.

И, кстати, интересно, в Британии много ли появилось после обнародования этой инициативы возмущенных комментариев в стиле «нам ограничивают свободу передвижения»?

О каком «железном занавесе» может идти речь, если в Госдуме уже прошел первое чтение законопроект о втором загранпаспорте для любого желающего российского гражданина, причем инициатором принятия этого закона является руководство ФМС?

А все заявления о готовящемся введении «выездных виз» по образцу СССР являются либо стопроцентным фейком, либо частной предвыборной инициативой не вполне понимающих, в какой стране они живут, депутатов от КПРФ?

Даже интересно, сколько опровержений заявления депутата Соловьева со стороны людей, которые на самом деле отвечают за политику страны, появится между моментом написания и публикации этой колонки? (К моменту публикации информацию о возможном введении выездных виз опроверг сам депутат Соловьев  прим. ВЗГЛЯД.)

Все те, кто предлагает усложнить выезд российских граждан из страны, и те, кто этого боится, должны себе ответить на один простой вопрос: «Зачем?». Почему был ограничен выезд из СССР, понятно. Это в первую очередь шпиономания и неуверенность в том, что граждане будут верить пропаганде, посмотрев на то, как в реальности живут на Западе.

Все, кто хотел, а главное, мог себе позволить, за прошедшие с момента разрешения свободного выезда четверть века съездили за границу, посмотрели, как живут в других странах, составили свое мнение и вернулись. Подавляющее большинство граждан России (как и многих других стран) за границей ни разу не были и не собираются.

Более того, если кого-то не убеждает российский пример, то есть Китай. Где одна политическая партия, никакой официальной оппозиции, никакой свободы слова, заблокированы западные сайты. Но никаких проблем с выездом за границу у граждан Китая нет.

То же самое с монархиями Персидского залива. Прав у мужчин мало, у женщин – и того меньше. Но слетать на выходные на шопинг в Лондон – да пожалуйста!

Введение выездных виз – это то же самое, что возрождение телесных наказаний или крепостного права. Понятно, что кому-то очень хочется пороть или быть выпоротым. Понятно, что среди хотящих этого могут оказаться даже депутаты – при включении в партийные списки справку о психическом здоровье не требуют (а зря!). Но в реальности шансы на введение выездных виз и порок по субботам на площадях приблизительно равны.

***

Разобравшись с «железным занавесом», перейдем к якобы «массовой эмиграции», которая угрожает России. Тут достаточно просто посмотреть на данные статистики. Да, в 2013 и 2014 годах из страны уезжали приблизительно по 200 000 человек ежегодно – это больше, чем в докризисные годы.

Но, во-первых, этот выезд был с лихвой компенсирован приехавшими, среди которых не только неквалифицированные гастарбайтеры из Средней Азии, но и специалисты из восточных областей Украины. А во-вторых, многие из уехавших (сужу по личным знакомым) продолжают дистанционно работать в российских проектах. Речь идет о банальном переезде.

В 21-м веке художники, дизайнеры, редакторы, переводчики, smm-щики и представители еще целого ряда профессий могут спокойно жить в любом уголке земного шара, не отрываясь от русского культурного пространства. Насчет журналистов вопрос спорный – с одной стороны, практически весь дискурс сосредоточен в соцсетях, с другой – без регулярного живого общения с согражданами можно очень легко утратить адекватное представление о реальности.

Страны, где массовая миграция действительно стала проблемой, – это все три прибалтийские республики, потерявшие за годы независимости до четверти населения. Напомним цифры. Эстония – было 1565 тысяч, стало 1313 тысяч; Латвия – было 2666 тысяч, стало 1976 тысяч; Литва – было 3689 тысяч, стало 2898 тысяч.

Вот так выглядит статистика в странах, где массовая эмиграция угрожает генофонду. В России такой проблемы нет и, хочется надеяться, не будет. И уж тем более сложно представить ситуацию, в которой всерьез зайдет разговор о выездных визах или других элементах железного занавеса.

Но если кому-то очень хочется попугать или побояться – то кто ж им может запретить?