В мире

23 октября 2016, 16:38

Имел ли Киев основания угрожать пассажирскому самолету Белавиа истребителями

Фото: Leonid Faerberg/Transport
Photo Images/Global Look Press

Инцидент с возвращением в аэропорт Киева летевшего в Минск самолета имеет политическую подоплеку. Так считает герой истории – активист «антимайдана», гражданин Армении Армен Мартиросян, ради которого СБУ потребовала от пилота Белавиа развернуть самолет. Мартиросян намерен в суде доказать неправоту украинских властей, хотя признает, что это будет непросто. Однако больше всего вопросов вызывает угроза украинского диспетчера поднять на перехват истребители.

Гражданин Армении Армен Мартиросян, снятый с рейса самолета белорусской авиакомпании «Белавиа» по требованию Службы безопасности Украины, намерен подать в суд на киевские власти.

Не было оснований подвергать риску пассажиров самолета и размышлять, были там истребители или вообще у них нет истребителей. 140 человек сидит позади – о чем может идти речь?

«Буду подавать иск в суд для оспаривания противоправных действий в отношении меня со стороны украинских властей», – написал Мартиросян на своей странице в Facebook*, сопроводив свой пост фотографией из белорусского самолета и копией билета. Он признал, что доказать свою правоту будет тяжело, но он все равно собирается «пройтись по вертикали украинских и европейских судов».

Мартиросян является главой правления международной общественной организации «Гражданский союз», активистом «антимайдана» и автором российского издания «Украина.ru».

В пятницу самолет белорусской авиакомпании «Белавиа» вылетел строго по расписанию из Киева в Минск. Но уже через 11 минут, за 50 км до выхода из украинского воздушного пространства, командиру экипажа поступило указание немедленно вернуться в аэропорт вылета без объяснения каких-либо причин. При этом в случае невыполнения требований Киев угрожал поднять в воздух истребители. После посадки самолета в аэропорту вылета с рейса был снят один пассажир – Армен Мартиросян.

Об угрозе поднятия в воздух истребителей заявили, в частности, в пресс-службе белорусской авиакомпании. «Диспетчер (украинский) вышел на связь на русском языке и сказал, что мы обязаны вернуться в аэропорт Киева Жуляны. Причину возвращения он не сказал, отметив, что причину мы узнаем на земле. И если не выполните команду на возврат, то будут подняты истребители», – подтвердил командир воздушного судна Виктор Шишло. По правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), экипаж должен выполнять команды диспетчера, добавил Шишло. «Мы развернулись и пошли по кратчайшему расстоянию в Жуляны», – сказал пилот. «На первом месте у нас безопасность полетов, и она была соблюдена стопроцентно», – добавил командир белорусского самолета.

Когда самолет приземлился в киевском аэропорту Жуляны, на борт поднялись сотрудники СБУ и сняли с него мужчину, как оказалось впоследствии, гражданина Армении – Армена Мартиросяна, известного антимайдановца.

Вернувшийся рейс после дозаправки снова вылетел в Минск и благополучно приземлился в национальном аэропорту. Мартиросян вскоре также был отпущен и улетел в Минск.

Позже в СБУ объяснили свои действия. Они прибегли к принудительному возврату самолета в связи с получением информации о возможной угрозе национальной безопасности на борту. «На момент получения этой информации указанный человек, как было выяснено, находился на борту самолета компании «Белавиа», который должен был выполнить рейс в Минск», – заявил руководитель аппарата главы СБУ Александр Ткачук.

По его словам, СБУ сразу проинформировала «Украэрорух» (обслуживает воздушное движение в Киеве), и на момент, когда авиадиспетчер связался с капитаном корабля, самолет уже несколько минут находился в воздухе. «По требованию авиадиспетчера самолет спокойно сделал соответствующие маневры и приземлился снова в аэропорту, где были проведены необходимые мероприятия для того, чтобы убедиться, что любая опасность локализована. Наша служба действовала в рамках компетенций и закона», – уверяет Ткачук.

Минск в связи с произошедшим направил Киеву ноту протеста, в Белавиа заявили о намерении требовать с «Украэроруха» возмещения расходов.

Снятый с рейса Армен Мартиросян считает, что инцидент имеет явно политическую подоплеку, и намерен подавать иск в суд для оспаривания противоправных действий со стороны украинских властей, так как они сорвали все его планы. По его словам, украинские силовики искали у него некий «накопитель информации», но ничего не нашли, поэтому он вылетел в Минск следующим рейсом.

Заслуженный пилот России Юрий Сытник в интервью радио «Звезда» прокомментировал действия пилотов авиакомпании «Белавиа», развернувших «Боинг» по указанию Киева. По его мнению, самолету не нужно было возвращаться, тем более что он находился рядом с воздушным пространством Белоруссии.

«50 километров – это три минуты лета. Они просто не успели бы догнать, истребители, самолет уже залетел бы на территорию Белоруссии. А туда они, извините, не имеют права залетать. Обычно (требование о задержании) передается в пункт назначения (полета). Полиция дружеских стран тоже может выполнить эту функцию. Возврат – это, конечно, беспрецедентно. Но они хотят самоутвердиться, мол, они вот такие крутые. Нормальное цивилизованное государство должно было позвонить в Минск, поднять эти спецслужбы», – пояснил он.

Однако заместитель гендиректора белорусской авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец не согласен с тем, что гражданское воздушное судно должно было ослушаться указаний диспетчера. «Не было оснований подвергать риску пассажиров самолета и экипаж и размышлять: проскочить не проскочить, были там истребители или вообще у них нет истребителей. 140 человек сидит позади – о чем может идти речь? Это можно сидеть около компьютера и моделировать, сколько минут нужно, чтобы долететь до границы... Допустим, даже если бы наш самолет ушел через границу – тут уже стоял бы вопрос, что мы нарушили требование диспетчера, и говорить можно было бы даже о запрете полетов Белавиа на Украину... Но мы ничего не нарушили, мы последовали указаниям диспетчера», – заявил Чергинец в интервью белорусскому изданию Tut.by.

Больше всего вопросов, конечно, вызывают угрозы диспетчера в адрес гражданского самолета о применении истребителей в случае невозвращения самолета в киевский аэропорт. Ткачук в эфире украинского телеканала «112 Украина», правда, опроверг эту информацию. На вопрос, правда ли, что в воздух должны были подняться истребители, он ответил: «Я думаю, что это немного абсурдно считать, что наши военные летательные аппараты могут быть применены против гражданского борта».

Однако белорусская авиакомпания и пилот самолета продолжают настаивать на существовании угрозы. «Запись переговоров экипажа с наземными службами ведется на всех самолетах. Если понадобится, мы ее расшифруем и предоставим», – заявил Чергинец. «Я уверен в том, что все было точно так, как написали в рапортах командир и второй пилот», – отмечает он.

При этом украинский диспетчер не сообщил экипажу белорусского самолета, почему надо вернуть самолет в киевский аэропорт. «В том-то и дело. Когда мы вернулись обратно в Жуляны, нам сначала сказали ждать полчаса, а потом к самолету подъехала какая-то хорошая иномарка с людьми без опознавательных знаков. Они поднялись и сказали, что им нужен господин Мартиросян», – рассказал Чергинец.

По его мнению, угроза истребителями гражданскому самолету в данных обстоятельствах «не совсем законная вещь». «Есть Чикагская конвенция, и там прописаны условия перехвата. На нашем самолете оснований для перехвата не было», – заявил представитель Белавиа.

В международных документах действительно существует четкая процедура перехвата гражданских судов и подъема военных самолетов для их сопровождения. Такие случаи, кстати, не так уж и редки в авиации. Так, в положениях Международной организации гражданской авиации ИКАО прописано, что перехват может быть выполнен по нескольким причинам. Во-первых, если военные, таможенные или полицейские органы государства не могут обеспечить опознавание воздушного судна в своем воздушном пространстве.

В этом случае подключать истребители – это не только невыполнение международных обязательств, это просто авиационное хамство

Например, буквально в апреле этого года самолеты израильских ВВС были подняты по тревоге, когда в воздушное пространство Израиля вошел не идентифицировавший себя Boeing-737 египетской компании Air Sinai. Истребители сопроводили лайнер, который благополучно сел в аэропорту Тель-Авива. Выяснилось, что направлявшийся из Египта в Тель-Авив борт вылетел из каирского аэропорта с небольшим опозданием, кипрские авиадиспетчеры вовремя не проинформировали об этом израильскую сторону, в результате самолет был причислен к неопознанным целям, и истребители подняли, чтобы убедиться, что борт – гражданский и не представляет опасности.

Во-вторых, перехват гражданского судна военными судами возможен, если самолет без разрешения входит в воздушное пространство, в котором запрещены или ограничены полеты гражданских лайнеров. Например, в июле этого года российский легкомоторный самолет был перехвачен в воздушном пространстве Польши двумя истребителями F-16, которые заставили российский борт поменять курс, сопроводив его к аэродрому в Радоме. Выяснилось, что пилот не сообщил о маршруте заранее и попал в зону, где в это время полеты были запрещены.

В-третьих, перехват допускается, если гражданский самолет отклоняется от назначенного маршрута без причины.

В-четвертых, если самолет входит в суверенное воздушное пространство государства без разрешения и не выполняет указаний совершить посадку или покинуть данное воздушное пространство. Наконец, если есть подозрение, что самолет выполняет незаконный полет или незаконную перевозку товаров и лиц, несовместимые с целями Чикагской конвенции и противоречащие законам страны.

Теоретически, чтобы оправдать выпуск истребителей для сопровождения гражданского судна, под эпизод с Мартиросяном можно подвести последние два повода. Хотя Белавиа, конечно, не входила незаконно в чужое воздушное пространство и имела разрешение на полеты в украинской воздушной зоне. К тому же на момент поднятия в воздух самолета не было и намеков на то, что белорусский лайнер незаконно перевозит товар или человека, которые угрожают национальной безопасности Украины. Однако как только СБУ заявила об угрозе национальной безопасности, пилоту белорусского лайнера сложно было ослушаться.

Что скрывается под угрозой национальной безопасности Украины, не совсем ясно. Но действия СБУ схожи с тем, как если бы им поступила информация о том, что на борту Белавиа находится бомба или террорист. Так, в июле этого года ВВС Швейцарии подняли F-18 для перехвата израильского пассажирского лайнера авиакомпании El Al из-за угрозы взрыва. Самолет выполнял рейс по маршруту Нью-Йорк – Тель-Авив. Информация об угрозе теракта на борту поступила швейцарским военным от французских коллег, которые получили эти данные из анонимных источников. До границы со Швейцарией лайнер вели французские истребители. Швейцарские F-18 контролировали пролет израильского лайнера до границы с Австрией, где эстафету по его сопровождению приняли австрийские перехватчики. В итоге взрывного устройства на борту не оказалось, но перехват казался оправданным.

С другой стороны, где были украинские службы безопасности, когда Армен Мартиросян вместе с другими 140 пассажирами проходил все предполетные проверки в аэропорту? У украинских спецслужб были все возможности для проведения проверки до вылета борта, а не через 10 минут после него. 

Президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов считает этот инцидент с белорусским самолетом «грубейшим нарушением всех авиационных международных правил, принятых при полетах самолетов гражданской авиации по расписанию». «Никто не имеет права давать команды сажать самолет. Это же гражданский борт. Только в случае, если самолету угрожает какая-то опасность, тогда могут порекомендовать провести посадку. Но и в этом случае подключать истребители – это не только невыполнение международных обязательств, это просто авиационное хамство», – заявил газете ВЗГЛЯД Олег Смирнов.

И Украина не может здесь прикрыться тем, что у нее якобы появилась информация об угрозе национальной безопасности. «Если кто-то угрожал национальной безопасности страны, то Украина должна была дать команду своему послу в Белоруссии. Тот уже организует соответствующие службы, согласовывает с белорусскими авиационными властями, чтобы у трапа самолета в Минске встретить человека, который якобы угрожает национальной безопасности Украины. Вот и все. Такие эпизоды случаются иногда. Но никто не возвращает самолеты и тем более не угрожает истребителями», – удивляется собеседник.

По его мнению, Белоруссия должна не только послать президенту Украины дипломатическую ноту, но и сообщить об этом грубом нарушении международных правил в ИКАО. Авиакомпании «Белавиа» должны быть компенсированы финансовые потери, которые она понесла из-за тех, кто совершил это грубейшее нарушение.

«В ИКАО состоят 192 государства мира, и решения организации должны строго соблюдаться всеми. Однако Украина в очередной раз нарушила авиационные правила ИКАО. Как это было с нарушением правила о том, что надо запрещать полеты гражданской авиации там, где идут военные действия. Киев ранее этого не сделал, и все это закончилось катастрофой малайзийского «Боинга» и гибелью 295 человек. Вот к чему приводят игнорирование и хамское исполнение международных авиационных правил», – заключает Смирнов. 

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Атакованный ВСУ танкер Kairos терпит бедствие у берегов Болгарии
Темы дня

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем идет речь и какие угрозы это создает для всей украинской обороны на данном участке?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Новости

Венгрия заблокировала план Еврокомиссии по займу для Киева

Венгрия на заседании послов Евросоюза заблокировала вариант финансирования Украины за счет выпуска евробондов на сумму 90 млрд евро, сообщило европейское издание Politico.

Глава Тобольска: Блогеры привлекли в город рестораторов и девелоперов

У каждого города есть своя идентичность, и этот ресурс можно эффективно использовать для привлечения инвестиций, сказал газете ВЗГЛЯД глава Тобольска Петр Вагин. Ранее в Москве стартовал форум-выставка муниципальных практик «Большие решения малой родины».

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

Кадыров обещал ВСУ ответ за атаку беспилотника на «Грозный-Сити»

Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал атаку украинского беспилотника по комплексу «Грозный-Сити», заверив, что пострадавших нет и здание оперативно восстановят.

Вэнс опроверг слухи о разводе после появления жены без кольца

Вице-президент США Джей Ди Ванс прокомментировал появление жены Уши без обручального кольца, подчеркнув, что семейные отношения не испытывают трудностей, сообщает New York Post.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Очистные сооружения Иркутска построили с учетом изменившегося состава стоков

Модернизированные очистные сооружения Иркутска теперь способны отделять опасные примеси, которых не существовало в советские годы. Об этом в кулуарах награждения победителей конкурса «Лучшая муниципальная практика» заявил мэр города Руслан Болотов.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Ставка за четыре билета на «Щелкунчика» в Большом театре достигла 800 тыс. рублей

Максимальная ставка за комплект билетов на балет «Щелкунчик», который состоится 31 декабря в Большом театре, достигла 800 тыс. рублей при начальной стоимости в 200 тыс. рублей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов